Главные вкладки

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Цель: Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tayny_bumagi.docx21.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: Тайны бумаги.

    Цель: Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

    Задачи:

    • Сформировать представление о свойствах бумаги.
    • Развивать умение обследовать предмет, словесно-логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
    • Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

    Демонстрационный материал: презентация

    Раздаточные материал:

    Бумага различная по плотности,(4 вида) ножницы, ёмкость с водой,

    Методические приемы:

    Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

    Содержание
    непосредственно образовательной деятельности

     1. Организационный момент:

    Придумано кем-то просто и мудро 
    При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
    "Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
    "Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

    А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

     -Вы любите загадки? 

     -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

    Она бывает документом,
    Салфеткой, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, билетом,
    Альбомом, книгой и при этом
    Она бывает оригами.

    Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

    - Правильно, это бумага. 

    А какие свойства бумаги вы уже знаете?

    Вспомнить их вам помогут символы.

    Дети подходят к столу, на котором разложены различные символы.

    - Вам необходимо найти символ, который соответствует одному из свойств бумаги и назвать это свойство. (Поиграли с символами )

    Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы...

    Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

    Просмотр презентации о бумаге.

    Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

    С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки.

    Воспитатель: Бумага есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть бумага? Для чего она нам нужна? А что можно изготовить из бумаги? (Ответы детей).

    Я предлагаю  Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

    - Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

    Бумажная книга              Бумажный стул
    Бумажный кораблик      Бумажное полотенце
    Бумажная обувь             Бумажное пальто
    Бумажная газета         Бумажная тетрадь

    Бумажный дом

    Воспитатель: Хорошо, повторили основные свойства бумаги. Теперь предлагаю выяснить новые свойства бумаги с помощью игр и увлекательных экспериментов!. А как вы считаете, где проводят эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!

    Я хочу пригласить вас в мини-лабораторию.

    Прежде чем приступить к исследованиям,  давайте вспомним правила поведения в лаборатории., где мы будем проводить эксперименты с бумагой.

    Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.(использовать карточки символы )

    Эксперимент «Бумага поёт»

    - Ребята, как вы думаете, бумага может издавать звук? (Ответы детей)

    - Я предлагаю вам это проверить и провести эксперимент «Бумага поёт».

    вывод

    Опыт «Волшебный цветок».

    Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств бумаги.

    - Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).

    - А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!

    Показ опыта.

    Самостоятельное проведение опыта детьми.

    - Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся? (Ответы детей).

    - Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.

    - Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).

    Физминутка.

    - Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.

    Мы немножко отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки вниз, на пояс, вверх –

    Нам сопутствует успех.

    Руки в стороны, вперёд –

    Нас ещё работа ждёт.

    1. Опыт «Бумага – мост».

    Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».

    - Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения,  предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.

    - Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).

    - Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.

    Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. Обсуждение с детьми причины падения яблока.

    - Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.

    Дети складывают лист бумаги гармошкой.

    Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.

    - Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).

    - Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.

    - Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.

    Пальчиковая гимнастика

    Мы бумагу рвали, рвали.

    Мы бумагу мяли, мяли,

    Так, что пальчики устали.

    Мы немножко отдохнем,

    И опять ее порвем.

    Танцующее конфетти

    Для проведения этого опыта нам понадобится прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой. Если у вас есть дырокол, можете воспользоваться им. Цветное конфетти высыпаем в коробку. Теперь берем упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезаем донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно трем полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрываем пластиковую коробку. Конфетти начинает подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время, бумажки начнут опадать.

    Укротитель змей

    Для этого опыта нам потребуется змея, которую вы легко можете сделать сами, разрезав по спирали круг и украсив его подходящим узором. Не забудьте оформить голову змеи, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашем мастерстве фокусника.

    Итак, берем сок лимона или растворяем лимонную кислоту в небольшом количестве воды. Обратной стороной кисточки (или любой другой палочкой) наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода (другие опыты с йодом можете посмотреть здесь) и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, малыш сможет прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок.

    Наносить текст желательно палочкой, так как кисточка излишне смачивает бумагу, текст растекается, и прочитать такую записку потом сложно.

    Обратите внимание малыша на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют модифицированный крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств (в полиграфии этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет

    5.        Опыт «Таинственное письмо».

    Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-предметы. И теперь с их помощью мы попробуем прочитать таинственное письмо. Предлагаю использовать их в той же последовательности, как их вы зарабатывали: ёмкость с водой, йод, ложка, пинцет.

    Проведение опыта.

    - Опускаем таинственное письмо в полученный раствор.

    Как только бумага намокнет, можно прочитать скрытый текст или рассмотреть рисунок. Проявляется символ «молодцы/всё получилось».

    Дети объясняют значение символа.

    - Ребята, получается, мы прочитали таинственное письмо? Теперь мы пошлем его Незнайке в Солнечный город и расскажем о способе расшифровки тайных писем!

    Обратить внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида и печатных свойств, а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

    Итог занятия.

    Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

    Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.

    - Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.

    - Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

    - Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

    Анализ работы детей воспитателем.

    - Спасибо за работу!

    Рефлексия.

    Отношение детей к деятельности.

     -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

    1.Бумага мнется.

    2. Бумага рвется.

    3. Бумага можно резать.

    4. Бумага намокает.

    5. Бумага впитывает масло.

    6. При смятии бумага издает звук.

    7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

    8. Летает.

    9. Бумага горит.

    10. Из бумаги можно делать поделки.

    заключительные выводы:

    Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время опытов над бумагой? (ответы детей).

    - Бумагу можно использовать для рисования,

    - бумага легко мнется, но более плотную бумагу тяжелее смять,

    - бумага боится воды. Все бумажные изделия при встрече с водой – портятся, поэтому бумага – не прочный материал,

    - при смятии, трении – бумага издаёт звуки.

    Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно.

    Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.

    На этом наше занятие закончилось, но узнавать что-то новое о бумаге мы будем продолжать и дальше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

    Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

    Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

    Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

    Данное заняти направлено на развитие интереса к исследованию и эксперементированию, развитие умения делать выводы и четко излагать свои мысли, способствование развитию познавательной активности детей,...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

    Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Б» на тему «Вулканы».

    dash; познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акти...

    Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

    Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...