Долгосрочный годовой проект по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Роденкова Ада Александровна

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный годовой проект

По экологическому воспитанию


Пояснительная записка………………………………………………………..3

  1. Визитная карточка……………………………………………………………..8
  2. Материально-техническая база………………………………………………11


Пояснительная записка

Основная цель проекта- реализовать принцип преемственности между образовательными учреждениями разных ступеней.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Принципы обучения:

Личностно-ориентированные:

Принцип адаптивности. (Создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающий гуманный подход к развивающейся личности ребенка).

Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым целым)

Принцип систематичности (предполагает наличие единых линий развития и воспитания).

Принцип ориентировочной функции знаний. (помощь в формировании у ребенка ориентировочной основы, которую он может использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности).

Принцип овладения культурой. (способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей).

Деятельно ориентированные принципы.

Принцип обучения деятельности. (Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое, путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление в процессе обучения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.)

Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – развивать исследовательскую, познавательную активность детей.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется в разных формах:

- сюжетно-ролевая игра;

- рассматривание;

- наблюдение;

- беседа;

- экскурсии;

- конструирование;

- экспериментирование;

- исследовательская деятельность;

- коллекционирование;

- развлечения, викторины, конкурсы.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.

Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Тематический план составляется для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направления, каждое из которых представлено несколькими темами.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими блоками. Изучение каждого блока осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата. На изучение каждого блока отводится определенное количество часов. В конце года проводится диагностическое обследование по изученным темам.

1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В группе должен быть уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Задача педагога состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. 

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Взаимодействие с родителями. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям подобран практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.


Визитная карточка

Реализация проекта рассчитана на 1 год. На реализацию исследовательской деятельности отводится 18 часов в год. Продолжительность НОД не более 25 минут.

1.

Экспериментирование (интеграция направлений развития социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического)

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы:

выполняют несложные исследования;

умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др.

делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями;

помогают друг другу для достижения общей цели;

приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают рабочее место после работы.

Беседы, рассказы, чтение

Экологические экскурсии на групповые участки

Постановка и проведение опытов и экспериментов

Игры, развлечения

Экологические праздники

Познавательный: тренировка и освоение разнообразных мыслительных процессов;

Природоведческий: знакомство с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-следственными связями окружающего мира;

Лингвистический: умение давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта;

Социальный: знакомство с формами сотрудничества, общения;

Личностный: познание свои личных возможностей, повышение самооценки, самостоятельности

2.

Живая и неживая природа

НОД

Понятие о живой и неживой природе; ее роли в жизни человека; понятия: объект природы,  явление природы

Рассматривание картины, беседа об объектах природы; работа с карточками

Имеют представление о живой и неживой природе; различают объекты живой и неживой природы.

3.

Что такое магма

2 часа

Представление о строении вулкана, понятия спящий и действующие вулканы

Опыты с растительным маслом; беседы о вулканах, наблюдения за вулканами, изготовление вееров; слушание аудиозаписей; чтение сказки; дидактические игры

Имеют представление о видах вулканов.

Проводят опыты и делают выводы.

4.

Извержение вулкана

3 часа

Понятие о поверхности Земли (горы состоят из камней). Что такое вулкан и почему происходят извержения. Вулканические породы. Вулканический песок

Беседа о горах, рассматривание глобуса и карты, рассматривание минералов и камней, лупы с камнями, песком, минералами, извержение вулканов. Рождение «Мира динозавров»

Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней, минералов).

Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой.

Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты. Знают, что такое вулкан, чем опасны извержения.

Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

5.

Мир динозавров

2 часа

Уточнение и обобщение знаний детей о свойствах металла и дерева (в сравнении).

Знакомство со свойствами магнита.

Создание с макетами вулканов «Мира динозавров», Рождение динозавра.

Опыты с деревом и металлом; беседа на основе проблемных вопросов о значении дерева и металла в жизни человека. Опыты с магнитом, поиск ответов в решении проблемных ситуаций.

Имеют представления о свойствах дерева и металла. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств. Имеют представление о прошлом нашей планеты, о существах, обитавших на ней.

Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы.

Знают о бережном отношении к природе.

6.

Гейзеры

3 часа

Знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Расширение представлений о свойствах снега и льда, как об одном из свойств воды. Формирование представлений о трех состояниях воды.

Что такое гейзер?

Опыты с водой, снегом, льдом. Знакомство с микроскопом.

Опыт «Гейзер» Чтение сказки, стихов, отгадывание загадок. Дидактические игры.

Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать.

7.

Почему погибли динозавры

1 час

Формирование представлений о планете, о том, что она кружится. Сезонные изменения в природе. Метеориты.

Опыты с глобусом и настольной лампой. Опыт «Падение метеорита». Беседа на основе проблемных вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «В лаборатории»

Имеют представления о планете, сезонных изменениях в природе. . Понимают взаимосвязь и взаимозависимость смены времени суток от вращения земли..

8.

Вода, бумага и дерево

2 часа

Обобщение знаний о свойствах бумаги, ее качества. Знакомство с разными видами бумаги.

Определение свойств воды и бумаги, определение свойств дерева. Изготовление бумажного кораблика в технике оригами. Рассказ воспитателя о производстве бумаги.

Игра «Приключения бумажного человечка».

Имеют представление о свойствах, качестве, видах, производстве бумаги.

Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность.

Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы.

9.

Ловим электричество

1 час

Знакомство с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Закрепление правил пользования электроприборами.

Опыты с предметами для получения статического электричества. Дидактические игры.

Беседы по электробезопасности.

Имеют представление о  причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов.

Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллективе.

10

Человек и его организм

2 часа

Знакомство с пищеварительным трактом и его основными отделами; показ способности желудка растворять и впитывать различные вещества.

Формирование представлений о коже и ее роли как покрова тела человека.

Опыты-имитации

Загадывание загадок.

Дидактические игры.

Беседы о полезной и вредной еде, повторение правил правильного питания. Составление рассказов о коже.

Имеют представление о пищеварительном тракте, называют правила правильного питания.

Знают о роли кожи для тела человека, соблюдают простые правила гигиены.


Материально — техническая база:

  • отдельное учебное помещение 25 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности
  • мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы
  • технические средства обучения: ноутбук
  • учебно-методические пособия, включенные в УМК
  • иллюстрации объектов живой и неживой природы
  • природный материал с образцами почв, камней, минералов
  • измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)
  • увеличительные приборы: микроскоп, лупы
  • глобус, карты, макеты
  • наглядный и дидактический материал
  • канцелярские принадлежности
  • фотоаппарат
  • дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Презентация к годовому проекту " Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или "С чего начинается Родина"".

Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошколного возраста....

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - друзья природы!"

Формирование экологических представлений у дошкольников, составляет основу бережного, ответственного отношения к природе. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всесто...

Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию «В стране музыкальных инструментов» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: музыкаОбласть интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.Вид проекта: групповой, долгосрочный.Цель:Развить устойчивый интерес к миру...