Занятие познавательное о Родине
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Познавательное занятие на краеведческом материале в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

средняя общеобразовательная  школа № 10 города Кинеля

городского округа Кинель Самарской области

структурное подразделение детский сад «Золотая рыбка»

(ГБОУ СОШ №10 СП д\с «Золотая рыбка»)

Конспект познавательного занятия

на краеведческом материале

в подготовительной  группе.

                           

                                                     

                                                      Подготовил  воспитатель

                                                               Кузнецова  Г. П.

2015

Конспект познавательного занятия

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о символах России – берёзе и матрёшке, одежде наших предков.

Задачи:

  1. Закрепить знания  детей о Родине.
  2. Знакомить детей с народной одеждой, видами  тканей, видами ниток, инструментами  для  ткачества.
  3. Воспитание художественного вкуса, любви к костюму русского народа.
  4. Развитие памяти, логического мышления, познавательной активности, мелкой моторики.
  5. Воспитание любви  к  Родине.

 

Оборудование: презентация,  клубок,  коллекция  образцов  тканей  и  ниток, ножницы, иголка, нитки,  раскраски «Матрёшки».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним - в какие места мы с вами отправлялись в путешествия на наших занятиях?

Дети: На морское дно, по различным странам, по солнечной системе, по карте России, по родному городу.

Воспитатель: Но после каждого путешествия, куда мы возвращались?

Дети: Домой, в детский сад, на Родину.

Воспитатель: А что же такое для человека Родина?

Дети: Дом, где родился, страна, в которой мы живем, это мама и папа, это место где жили наши предки и т.д.

Воспитатель: Да все это и есть Родина, т.е. родное место.

Воспитатель: Давайте послушаем, как описывают Родину поэты в своих стихах.

Дети читают стихи о Родине.

Ребёнок 1:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

Ребёнок 2:

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.

Ребёнок 3:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель: А теперь игра «Продолжи пословицу».

Береги землю родную, …(как мать любимую).

Рыбам — море, птицам - воздух,…( а человеку – Отчизна).

Одна у человека родная мать, …(одна у него и Родина).

Человек  без Родины - …(соловей без песни).

Тот герой - …(кто за Родину горой).

Нет  ничего на свете краше,…( чем  Родина наша).

Жить - …(Родине служить).

Для  Родины своей …(ни сил, ни жизни не жалей).

На чужой сторонушке …(и весна не красна).

Родина любимая,…( что мать родимая).

Если дружба велика,…( будет Родина крепка).

Воспитатель: Символом России является матрёшка.

Рассказ о матрёшке.

Деревянную разъемную куклу назвали матрешка. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие-матрешку. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Воспитатель: Берёза также считается символом России.

Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.

Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.

Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.

Физминутка.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

 Воспитатель: Прежде  чем  мы  с  вами отправимся на  выставку, я предлагаю вам  отгадать загадки.

 Разделились две ноздри:

До ботинок доросли. (штаны)

 Маленького  роста  я,

 Тонкая  и  острая.

 Носом  путь  себе  ищу,

 За  собою  хвост  тащу (иголка  с  ниткой).

 Чем больше я верчусь,

 Тем больше становлюсь (веретено).

Воспитатель:  Выставка открывается впервые, значит - это новоселье. У наших предков был такой обычай на новоселье  хозяин или хозяйка втягивали в дом всех домочадцев за нить. Посмотрите,  у  нас тоже есть волшебный клубочек. Беритесь за ниточку и с её помощью мы найдем дорогу на выставку. (Дети, держась за ниточку, идут за воспитателем) Ну вот мы и пришли.  Посмотрите, куда это наш клубочек закатился. Что вы видите здесь (на столике лежат ножницы, иголки, нитки). Скажите, ребята, кому нужны эти инструменты?

 Дети: портному.

 Воспитатель: Ребята вы знаете раньше на Руси был такой человек, который шил одежду, его называли порты или портище. Вот от этого слова и стали назвать людей, шьющих одежду портными. В зависимости от того, что шили портные их именовали шубниками, кафтанниками и даже карманниками и рукавичниками.

 Воспитатель: - А из чего шили одежду?

 Ответы детей: Из  ткани.

 Воспитатель: А из чего делали ткань?

 Ответы детей:  Шёлк, шерсть, хлопок.

 Воспитатель: А нитки из чего получались?

 Ответы детей: Из волокна.

 Воспитатель: А чтобы получить ткань, какие инструменты нужно было использовать?

 Дети: веретено, кудель, ткацкий станок.

 Проводится игра «Заверни клубочек»

 Дети идут по кругу, постепенно закручиваясь в спиральку приговаривая

 Круг, кружочек

 Красненький клубочек

 1-2-3 разверни (имя ребёнка) ты. (На последних словах ребёнок раскручивает спираль.)

 Воспитатель: Ребята, чтобы одежда была красивая ткань должна, быть какой?

 Дети: цветной.

 Воспитатель: Наши предки умели красить ткань. И использовали для этого только природные красители. Напомните мне, чем красили ткань?

 Дети: шелухой луковой, листом берёзы, дуба, ягодой черники, ежевики.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим образцы одежды. (Презентация.)

 В те давние времена закон приписывал иметь три перемены платья.

 Ветшалое платье (т. е. старое отсюда появилось слово ветошь – ветхие вещи)

 Платье для работы – чистое ежедневное.

 Лучшее платье праздничное, которое надевалось в особых случаях.

 У мужчин и у женщин, горожан и селян независимо от достатка основной частью одежды была рубаха или сорочка. Первоначальный покрой рубахи был такой, их шили широкими и длинными, с рукавами длиннее рук, работать в таких рубахах было не возможно. Именно с этих лет берёт своё начало пословица «работать спустя рукава».

 Еще одной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез был не посередине, а сбоку - отсюда и название косоворотка. Мужские же штаны шили всегда одинаково, они были не широки синего или чёрного цвета. Поверх рубахи в прохладное время надевали кафтан. А в зимнее время тулуп, сшитый из овечьей шкуры мехом во внутрь, на голову надевали колпак.

 Давайте ребята проведём небольшой мозговой штурм.

 Я буду называть вам предмет, а вы мне будете говорить какая это одежда (зимняя, летняя).

 У женщин, ребята, одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды была сорочка. Поверх неё одевали сарафан – длинную одежду без рукавов. Для большей пышности под сарафан надевали юбку. До появления юбки женщины носили поневу – это одежда типа юбки только края её не сшиты, а сверху подвязывался передник. В прохладную погоду женщины надевали полушубок. Его шили из овчины мехом внутрь, подвязывали его ярким поясом. Так же неотъемлемой частью костюма являлся платок. Одежду наши предки обязательно украшали вышивкой или тесьмой. Эти украшения считали оберегами.

 Воспитатель: Ребята, какие детали одежды украшали?

 Дети: Воротник, подол, рукава. Наши предки считали, что через отверстие в одежде в человека может проникнуть злая сила.

 Воспитатель: Как вы думаете, умелыми ли были наши предки, сумевшие шить такую одежду. Да, недаром говорится в пословице « По одёжке встречают - по уму провожают». Повторите. Я  хочу услышать от вас другие  пословицы.

 Хвалят на девке шелк, если в девке есть толк.

 У бабы рубашки те же мешки, завяжи да что хочешь, положи.

 Друг лучше старый, а платье новое.

 Шуба тепла и лохмата, жить вам легко и богато.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разукрасить матрёшек.

Молодцы! Справились.

Воспитатель: Занятие наше окончено, пора нам возвращаться, беритесь за нить.

Воспитатель: Из  чего  шили  одежду?

Из  чего  делали  ткань?

Из  чего  получались  нитки?

Какие  инструменты  использовали  наши  предки  для  ткачества?

Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Дети отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-познавательное занятие «Урал – наша Родина» (в рамках программа «Наш край – Уральский регион»)

Цель. Продолжать знакомить с картой Урала. Познакомить с новыми играми. Закрепить игры, разученные в средней группе.Оборудование. Карта России. Маска волка, ветка. А/к с записью русской народной мелод...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект занятия познавательного содержания в подготовительной группе на тему: «Моя Родина - Россия».

Тема занятия: «Моя Родина - Россия»Модель: учебно - игроваяФорма проведения: виртуальное путешествие и экскурсия.Тип занятия: интегрированное.Методическая цель: расширить, уточнить и систематизировать...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию " Родина моя - бескрайняя Россия"( подготовительная группа)

Цель: расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать целостное представление детей о родине - России, родном крае, посёлке, воспитывать патриотические чувства -  любовь и гордост...

Конспект познавательного занятия «Моя малая Родина - Северобайкальск»

Воспитывать у детей интерес к истории своего города, чувство восхищения его красотой, гордость за него, любовь к родному городу,...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект занятия ООД "Моя Родина - Россия" по познавательному развитию в подготовительной группе

Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения  к Родине....