Проект в старшей группе «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Вологдина Светлана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект в старшей группе

«Юные исследователи»

 

 

 

 

Разработала: Вологдина

Светлана Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.

Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.

В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Опыты и эксперименты с различными материалами обеспечивает развитие двух типов детской активности:

- собственной познавательной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

-  активности ребенка, которая поощряется педагогом.  

Эти два типа активности необходимы для развития ребенка.

 

 

 

Актуальность проекта.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. И познать его составляет важную задачу развития ребенка. В период дошкольного детства происходит познавательное развитие ребенка, развитие познавательного интереса к различным объектам и предметам.

Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.

Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.

В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

У детей развито наглядно-действенное мышление, то есть мыслить им помогает деятельность с предметами. Но под руководством взрослого начинает развиваться и наглядно-образное мышление. Поэтому  исследовательская деятельность под руководством педагога способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

 

Цели и задачи проекта.

Цель: обеспечение психолого-педагогических условий для внедрения детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство со свойствами предметов и материалов;
  • Развивать связную речь детей;
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к познанию мира природы;

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: дети 5 -6 лет, родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта

-  Разработать конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;

- Обогатить предметно-развивающую среду;

- Разработать картотеки опытов и экспериментов для детей старшей группы;

- Разработка презентаций.

- Провести диагностику интереса детей к экспериментальной деятельности.

- Проведение консультации для родителей «Роль экспериментальной деятельности в развитии умственных способностей детей»;

- Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана мероприятий по проекту.

Проведение опытов и экспериментов с детьми.

Проведение мастер-класса для родителей «Эксперименты на кухне».

Проведение конкурса фотографий, видоероликов «Эксперименты дома».

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы в ходе бесед с родителями и проведения повторной диагностики интереса детей к экспериментальной деятельности.

Провести анализ полученных результатов.

Опубликовать результаты работы по проекту.

 

Ожидаемые результаты.

- Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.

- Посредством исследовательской деятельности у детей будут сформированы основы целостного мировидения.

- Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах  материалов.

- Дети научатся  выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.  

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

 Программное содержание:

  • Проведение опытов и экспериментов;
  • Совместная деятельность родителей и детей.

Тема занятия

Цели, содержание

Сроки

«Опыты в песочнице»

Опыт «Сухой песок»

Цель: изучение свойства сухого песка:

Содержание: сравнение и выявление свойств сухого и влажного песка.

Опыт «Из чего состоит песок»

Цель:

Содержание: рассматривание кристаллов песка.

Сентябрь

«Когда на улице лужи»

Опыт «Кораблик в воде»

Цель: изучение свойств бумаги (намокает)

Опыт в воде «Кораблик под парусом».

Цель: наблюдение за ветром.

Опыт «Тонет не тонет».

Содержание: сравнение свойств деревянной палочки, которая не тонет в воде и камня, который тонет в воде.

Октябрь

«Поймай ветер»

Опыт с вертушкой.

Цель: изучение свойства ветра.

Опыт с самолетиком

Цель: наблюдение за ветром.

Опыт с ленточкой «Откуда дует ветер».

Ноябрь

Первый снег

Опыт «Куда делась лужа?»

Цель: наблюдение за замерзанием воды.

Опыт «Куда исчез лед?».

Цель: провести наблюдение за льдом на асфальте, который в мороз уменьшился.

Опыт «Скользит - не скользит».

Цель: изучение того, почему лед скользкий.

Декабрь

Снег и вода

Опыт «Какой бывает снег»

Цель: изучение свойств снега

Опыт «Лепится – не лепится».

Цель: изучение свойств снега

 

Январь

«Невидимка воздух»

Опыт «Воздушный шарик»

Цель: формировать представление о воздухе, о роли в жизни живых существ.

Опыт «Как поймать воздух?»

 

Февраль

Опыты со светом

Опыт «Солнечный зайчик».

Цель: Изучение свойств света.

 

 

Март

Опыты с лупой

Наблюдение за микромиром.

Наблюдение «Почки на деревьях»

Наблюдение «Насекомые просыпаются»

Наблюдение «Из чего состоит земля»

Опыт «Растворима ли земля в воде?»

Апрель

Опыт с магнитом

Опыт: «Магнит притягивает»

Цель: изучение свойств магнита.

Экспериментирование «Магнитная стрелка своими руками»

 

Май

 

 

 

Результат реализации проекта

Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.

Посредством исследовательской деятельности у детей сформированы основы целостного мировидения.

Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах  материалов.

Дети научились выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.  

Разработаны конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;

Обогащена предметно-развивающая среда: приобретены песочные часы, зеркала, емкости, лупа для опытов и экспериментов.

Разработана картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.

Собрана коллекция камней и природного материала.

Разработаны презентации «Какой бывает снег», «Что такое воздух?», «Превращения воды», «Как образуются облака».

 

 

Список использованной литературы

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

5. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

6. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issled.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе

«Юные исследователи»

Разработала: Вологдина

Светлана Олеговна

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.

Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.

В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Опыты и эксперименты с различными материалами обеспечивает развитие двух типов детской активности:

- собственной познавательной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

-  активности ребенка, которая поощряется педагогом.  

Эти два типа активности необходимы для развития ребенка.


Актуальность проекта.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. И познать его составляет важную задачу развития ребенка. В период дошкольного детства происходит познавательное развитие ребенка, развитие познавательного интереса к различным объектам и предметам.

Особое значение для развития личности дошкольника разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост.

Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления. Проект предполагает проведения занятий по обучению детей дошкольного возраста навыкам экспериментирования с целью развития их познавательной активности.

В ходе занятий предполагается организовать ряд опытов и экспериментов, которые научат детей преобразовывать объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

В процессе нашей деятельности важно побудить детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

У детей развито наглядно-действенное мышление, то есть мыслить им помогает деятельность с предметами. Но под руководством взрослого начинает развиваться и наглядно-образное мышление. Поэтому  исследовательская деятельность под руководством педагога способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи проекта.

Цель: обеспечение психолого-педагогических условий для внедрения детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство со свойствами предметов и материалов;
  • Развивать связную речь детей;
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к познанию мира природы;

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: дети 5 -6 лет, родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта

-  Разработать конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;

- Обогатить предметно-развивающую среду;

- Разработать картотеки опытов и экспериментов для детей старшей группы;

- Разработка презентаций.

- Провести диагностику интереса детей к экспериментальной деятельности.

- Проведение консультации для родителей «Роль экспериментальной деятельности в развитии умственных способностей детей»;

- Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс плана мероприятий по проекту.

Проведение опытов и экспериментов с детьми.

Проведение мастер-класса для родителей «Эксперименты на кухне».

Проведение конкурса фотографий, видоероликов «Эксперименты дома».

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы в ходе бесед с родителями и проведения повторной диагностики интереса детей к экспериментальной деятельности.

Провести анализ полученных результатов.

Опубликовать результаты работы по проекту.

Ожидаемые результаты.

- Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.

- Посредством исследовательской деятельности у детей будут сформированы основы целостного мировидения.

- Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах  материалов.

- Дети научатся  выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.  

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

 Программное содержание:

  • Проведение опытов и экспериментов;
  • Совместная деятельность родителей и детей.

Тема занятия

Цели, содержание

Сроки

«Опыты в песочнице»

Опыт «Сухой песок»

Цель: изучение свойства сухого песка:

Содержание: сравнение и выявление свойств сухого и влажного песка.

Опыт «Из чего состоит песок»

Цель:

Содержание: рассматривание кристаллов песка.

Сентябрь

«Когда на улице лужи»

Опыт «Кораблик в воде»

Цель: изучение свойств бумаги (намокает)

Опыт в воде «Кораблик под парусом».

Цель: наблюдение за ветром.

Опыт «Тонет не тонет».

Содержание: сравнение свойств деревянной палочки, которая не тонет в воде и камня, который тонет в воде.

Октябрь

«Поймай ветер»

Опыт с вертушкой.

Цель: изучение свойства ветра.

Опыт с самолетиком

Цель: наблюдение за ветром.

Опыт с ленточкой «Откуда дует ветер».

Ноябрь

Первый снег

Опыт «Куда делась лужа?»

Цель: наблюдение за замерзанием воды.

Опыт «Куда исчез лед?».

Цель: провести наблюдение за льдом на асфальте, который в мороз уменьшился.

Опыт «Скользит - не скользит».

Цель: изучение того, почему лед скользкий.

Декабрь

Снег и вода

Опыт «Какой бывает снег»

Цель: изучение свойств снега

Опыт «Лепится – не лепится».

Цель: изучение свойств снега

Январь

«Невидимка воздух»

Опыт «Воздушный шарик»

Цель: формировать представление о воздухе, о роли в жизни живых существ.

Опыт «Как поймать воздух?»

Февраль

Опыты со светом

Опыт «Солнечный зайчик».

Цель: Изучение свойств света.

Март

Опыты с лупой

Наблюдение за микромиром.

Наблюдение «Почки на деревьях»

Наблюдение «Насекомые просыпаются»

Наблюдение «Из чего состоит земля»

Опыт «Растворима ли земля в воде?»

Апрель

Опыт с магнитом

Опыт: «Магнит притягивает»

Цель: изучение свойств магнита.

Экспериментирование «Магнитная стрелка своими руками»

Май


Результат реализации проекта

Созданы необходимые условия для осуществления детьми опытно-экспериментальной деятельности.

Посредством исследовательской деятельности у детей сформированы основы целостного мировидения.

Дети имеют представления об окружающем мире, об основных свойствах  материалов.

Дети научились выделять характерные, признаки предметов и явлений, проводить сравнения.  

Разработаны конспекты опытов и экспериментов для детей старшей группы;

Обогащена предметно-развивающая среда: приобретены песочные часы, зеркала, емкости, лупа для опытов и экспериментов.

Разработана картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.

Собрана коллекция камней и природного материала.

Разработаны презентации «Какой бывает снег», «Что такое воздух?», «Превращения воды», «Как образуются облака».


Список использованной литературы

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

5. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

6. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Юные мультипликаторы"

Проект направлен на развитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности....

Проект в старшей группе "Юные мультипликаторы"

Проект направлен на развитие творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности....

проект в старшей группе "Юные исследователи неживой природы"

Обогащение представлений у детей об объектов неживой природы, встречающие в ближайшем окружении....

Проект в старшей группе "Юные защитники природы"

Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Экологический проект в старшей группе "Юные защитники природных ресурсов"

Статья содержит подробное описание разнообразных заданий, которые выполняли воспитанники и их родители  в рамках проектной деятельности в течение трех осенних месяцев. Для каждого задания прописа...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Юные исследователи»

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности ...