«Волшебница бумага» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Толмачева Елена Анатольевна

Конспект занятия с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnitsa_bumaga_sr.gr_.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №49 г. Йошкар-Олы «Лесная сказка»

Конспект занятия с элементами экспериментирования
«Волшебница бумага» 

в средней группе «ВИШЕНКА»

Подготовила:

воспитатель

 I квалификационной категорий

Толмачева Е.А.

г. Йошкар – Ола

2021г.

Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги.

Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить детей с историей возникновения бумаги;
  • уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
  • способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
  • продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги.
  • Развивающие:
  • развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе слов-антонимов, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • расширять зону ближайшего развития детей.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
  • воспитывать аккуратность при работе с красками.

Была проведена предварительная работа: организованна экспозиция различных бумажных изделий и работ детей.

На занятии использовались следующие виды интеграции образовательных областей:

Познание: знакомство детей с историей возникновения бумаги, расширение представлений детей о бумаге, о некоторых ее свойствах.

Коммуникация: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование лексико-грамматического строя языка, связной речи. В ходе непосредственной образовательной деятельности учились анализировать, делать выводы, делиться впечатлениями, развивали навыки общения и публичных выступлений.

Социализация: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых навыков.

Музыка: развитие музыкально художественной деятельности (слушание музыки).

Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.

Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, смена различных поз детей, использование здоровьесберегающих технологий (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка), контроль за правильной осанкой детей.

Художественное творчество: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники «оттиск сжатой бумаги».

Для введения в тему я использовала сюрпризный момент(сундучок), загадку о бумаге.
Для формулировки цели занятия перед детьми была поставлена проблемная ситуация, учебная задача (определение свойств бумаги), которую предлагалось решить практическим   путем.


Материалы и оборудование: сундучок, лист бумаги, квадратные листочки бумаги разных видов (цветная, ватман, картон), емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги с нарисованным стеблем одуванчика – формат А-4; гуашь в тарелочках (желтого цвета), клеенки; бумажные салфетки.

Музыкальное сопровождение: музыка  «Звуки весны».

Предварительная работа: Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок, Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.

Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок), наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей), практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой), информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов), проблемный метод (постановка проблемных вопросов), игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика), аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателями по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изо деятельности).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости – воспитатели.

Давайте им вместе скажем: «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас».
  
– Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне  кладет. 
(Бумага)

- Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.

В наше время бумагу делают машины.  А управляют этими машинами люди. 

– Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).

– А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.
– Я приглашаю вас в наш научный центр « Хочу все знать» , где мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент? (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы сейчас с вами увидим в опытах. Но перед экспериментированием надо вспомнить правила поведения в научном центре.

 В нем нельзя…
Дети: Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.
Воспитатель:. В лаборатории нужно…
Дети: Слушать воспитателя и выполнять задания.
Воспитатель: Молодцы! Итак, отправляемся! (дети одевают шапочки и белые накидки).
Дети подходят к столам. У каждого лежат по 3 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

Экспериментально-исследовательская деятельность.

1. Дети, подойдите к столам для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги. Мягкость. (бумага мнется) Как проверить? Дети предлагают смять листы. – У вас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения (салфетка, обычный лист, картон). Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Это первое свойство бумаги.

Вывод: Листы мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.

   «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)
 
2. Второе свойство бумаги –прочность (бумага рвется). Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую?

Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.

Вывод: Листы бумаги можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.

«Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)


3. Третье свойство бумаги – впитываемость, бумага намокает, впитывает в себя влагу.

Дети опускают опускают листы в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.

Вывод: Бумага впитывает воду. Салфетка быстро, картон медленно.


А сейчас посмотрим ,растворится ли втулка от туалетной бумаги « Зева».
 
«Бумага намокает» (схема «капля воды») .

4. Четвертое свойство бумаги. Есть еще один опыт, но он очень опасный, поэтому вы проведете его дома вместе с папой. А здесь я сама вам покажу его, а вы только наблюдайте. Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт очень опасен, как вы думаете? По какому номеру нужно звонить, если случится пожар? Чем можно потушить? Что останется от бумаги, если ее поджечь? Пепел.
Вывод: поджигать бумагу нельзя. Бумага очень хорошо горит и сгорает быстро.
   «Бумага горит» (схема «спички»)

 Потрудились и теперь немножко отдохнем. «Физкульминутка» - Стали дети ровно в круг.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

– А вы любите рисовать? А вы знаете, что рисовать можно не только на бумаге, но и с помощью бумаги?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, нам с вами надо провести эксперимент. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. У меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага? (Дети: Сжатая)

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

Воспитатель: Я беру сжатую бумагу в правую руку и макаю её в краску, левой рукой я придерживаю листок и оставляю оттиск. Что я оставляю? (Дети: Оттиск)

Воспитатель: Молодцы! Теперь я предлагаю проделать то же самое вам.

Воспитатель А рисовать мы сегодня будем весенний одуванчик. На столах у вас заготовки нарисованного цветка (стебель и листочки) одуванчика. Вам нужно нарисовать сам одуванчик сжатой бумагой.

– Приступайте, а я включу вам музыку. Не забывайте, что работать надо аккуратно, вытирать руки о влажную тряпочку.

(Дети выполняют работу под музыку.)

Воспитатель: Вы закончили работу, давайте аккуратно все сложим на столе, вытрем руки и стол тряпочкой.

Итог: Понравилось вам сегодня проводить опыты? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.).


Выводы исследований (опираясь на схемы) :

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.( мнется)
2. Бумага бывает прочной и не прочной.( рвется или режется ножницами)
3. Бумага боится воды.( намокает)
4.Бумага горит. (горит)
5. Из бумаги можно сделать поделки. (сгибается)
6.При смятии бумага издаёт звук. (шуршит)
7. Бумага разлетается при ветре. (летает)

Вывод: Ребята, вы большие молодцы!  Узнали сегодня много интересного. Для вас я приготовила подарки. Скажем нашим гостям до свиданья, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи, музыке и конструированию из бумаги в средней группе "Путешествие пчелки"

Тема: «Путешествие пчелки».Образовательные задачи: продолжать знакомство  детей с особенностями жизни пчел, их  внешним строением; закреплять знания детей о флоре и фауне леса; закрепл...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в средней группе "Веселые снеговики"

Цель: Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на ...

Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»

экспериментирования с бумагой в средней  группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в средней группе. Тема: «Чудесная веточка»

Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали; совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус....

Планирование "Волшебница бумага" вторая младшая группа

Планирование по теме "Волшебница бумага" для детей 3-4 года по программе "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н.Е....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...