Конспект экологического занятия "Берёзы тоже плачут"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манина Елена Геннадьевна
Задачи занятия: закрепить знания детей о природных объектах живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Мошковский детский сад №2 «Рябинка»» Мошковского района

Конспект открытого занятия экологического воспитания

«Березы тоже плачут»

Старшая группа

Воспитатель: Манина Е.Г.

2021г.

« БЕРЕЗЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ».

ЦЕЛЬ. Научить узнавать деревья по породам, описывать                   их дать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям в т.ч. и при сборе березового сока. Обогатить и активизировать словарь детей, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинка с изображением березового леса, картинки с березой в разное время года, рисунок березы без листочков на ватмане, листочки вырезанные из зеленой бумаги , на каждого ребенка, альбомный лист, краски, салфетки, вода.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Разучивание стихотворения о березе, тренировка в рисовании пальчиком.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Зеленая, а не луг,

Белая, а не снег,

Кудрявая, а не человек. (береза)

Сегодня мы будем говорить о березах. (Ребенок рассказывает стихотворение «Береза»).

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

Вопрос. В какое время года описана береза в стихотворении?

Вопрос. Кто из вас бывал в березовом лесу? Что можешь сказать о нем?

А теперь послушайте мой рассказ.

 – Однажды я пошла в лес за грибами. И попала я в березняк, так называется березовый лес. Кругом были одни березки, и все разные. Одна высокая-высокая, другая пониже, а третья – совсем низкая. (Вывешиваю картину березового леса).

У берез стволы белые с черными крапинками, крона большая, свисающие ветви. Люди говорят, что коса есть у березы. Присматриваюсь я, да и правда, ветки у неё, как косы заплетенные, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. И подумала я, что уж если ветер сильный подует, то расплетутся эти косы. А если слабый ветер, то запутается в ветках, и не знаю, выберется ли. Шла я так, любовалась и красотой, а на ум мне пришли такие строчки:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с  тонких ветвей.

Вся в белом платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

И вдруг я увидела засохшую березу, совсем ещё молоденькую. Не было на ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Жалко мне стало эту березку. Стояла она одна – одинешенька, на подружек своих не похожая.

Вопрос. Как вы думаете, ребята, почему же она засохла? (Ответы детей).

 – А я думаю, собирая сок с березы, забыли залечить березовую ранку, она и умерла, засохла, но перед этим она, наверное, долго плакала.

Оказывается, березы тоже плачут. Ранней весной, с наступлением первых теплых дней, береза просыпается после долгого глубокого зимнего сна.

Вопрос. Что это значит? (Ответы детей).

 – Корни всасывают из почвы влагу с растворенными  в ней питательными веществами. Это влага несет к коре все, что необходимо для набухания почек, из которых потом появляются листья. Эту  влагу и называют березовым соком.

Вопрос. Чем он ценен для березы? (Ответы детей). – Из-за березового сока люди и наносят раны березе, и она плачет. Да и как иначе? Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто береза погибает.

Что же делать? И сок нужен и березу жалко, как же можно такую красоту губить? Оказывается можно добывать сок, не причиняя березе вреда и боли. Достаточно  аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в нее наберется сок. И еще запомните: срезать ветку  можно  только с больших берез, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или обыкновенной землей, чтобы сок не вытекал и береза бы не сохла. Лучше собирать сок с деревьев, предназначены для вырубки.

(Показываю картинки с березой в разное время года, дети их описывают).

Вопрос. А вы знаете, что береза – единственная в мире дерево с белой корой?

 – Её можно назвать белоствольной.

Вопрос. Какой можно назвать? (Дети хором отвечают). – Это делает её особенно красивой, трогательной, нежной. Прекрасна берёза в любое время года: осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно белая на фоне изумрудной травы. Вот наверное, почему береза стала символом России. Береза не только красива, но и необходима для человека. Из неё делают мебель, игрушки, ложки, посуду, краски, чернила, корзины и другие поделки. В коре березы имеется вещество, которое и окрашивает кору в белый цвет, плохо пришлось бы березе без этого вещества. Кора у неё тонкая, нежная, и дерево могло бы получить солнечные ожоги, а с белой корой ствол и в жаркий день остается прохладным. Береза нас ещё и лечит. Отвар из березовых почек успокаивает нервы, заживляет раны. А ещё давным-давно, когда не было еще бумаги, люди писали на берестяных грамотах.

ФИЗ.МИНУТКА

Представили, что мы с вами березки.

Наступило утро, солнышко проснулось

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому (руки вверх помахать).

 – А сейчас поиграем в игру «Наряди березку» (вывешиваю рисунок березы без листочков).

 – Вот на этом листе изображен ствол березы, её ветки, но без листочков. Листочки есть у каждого из вас. Сделаем так, чтобы березка оделась листочками. (Дети прикрепляют листочки к дереву). Посмотрите какая красивая стала наша березка. Давай те теперь нарисуем её. Можно рисовать березку в любое время года, а рисовать будем пальчиком. Вы так уже делали. Приступаем.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Рассматривание рисунков, дети рассказывают, какую березу он нарисовал.

 А сейчас мы встанем в хоровод и споем «Во поле береза стояла».

                                              ИТОГ.

Вопросы. О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что нужно делать, чтобы березка не погибла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром на тему: «Березы тоже плачут» с детьми средней группы.

Познакомить детей с деревом, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать логическое мышление....

Берёзы тоже плачут

Конспект занятия по изобразительной деятельность...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»

На данном занятии  дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....

Конспект ОД по экологии "Березы тоже плачут"

Наблюдение на прогулке за березой в средней группе...

"Березки тоже плачут"

ОД по познавательному развитию...

И берёзы тоже плачут…

  На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромн...