Проект "Лук – полезный друг"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лапшина Евгения Александровна

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Лук – полезный друг"

Вид проекта: познавательно-практический проект.

Продолжительность проекта:1 месяц.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.

Актуальность проблемы

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Зелёный лучок».

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

2. Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;

3. Формировать представления детей о строении почвы;

4. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;

5. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

6. Развивать коммуникативные навыки;

7. Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;

8. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Проектная идея

Создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдения за его ростом.

Предполагаемый результат:

1. Научить детей наблюдать и ухаживать за посаженным за луком и познакомятся с условиями их содержания;

2. Научить детей подмечать пользу и красоту зеленого лука весной;

3. Сформировать у детей знания и представления о почве, о росте зеленого лука в комнатных условиях и в контейнере с почвой, и в стакане с водой;

4. После эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют росту и развитию растений (свет, тепло, земля, полезные вещества);

5. Научить детей видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.

Этапы проекта

Подготовительный (организационный) этап:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Лук. Почва».

2. Рассматривание иллюстраций о почвы.

3. Знакомство с натуральными слоями почвы, дать детям потрогать, понюхать.

4. Чтение адаптированной литературы об овощах.

5. Беседа «Лук от семи недуг», «Как наш овощ помогает».

6. Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Собери картинку».

7. Составление и отгадывание загадок об овощных культурах.

8. Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки.

9. Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук», выращивание дома на подоконнике зеленого лука, составление рассказов о том, как сажали и ухаживали за луком в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу.

10. Разбивка грядок на подоконнике.

Практический (основной) этап

1. «Растительный мир», «Посадка лука», «Витамины для детей» (познание);

2. «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука» (познавательно-исследовательская деятельность);

3. Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука (творчество);

4. Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор» (коммуникация);

5. Беседы «Полезная пища» (здоровье);

6. Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай» (физическая культура).

Заключительный (диагностический) этап – подведение итогов реализации проекта:

1. Изготовление книжки-сказки «Спор луковиц» (о том, как спорили  луковицы и чем их спор закончился)

2. Сбор  урожая.

Сюрпризный момент: коробочка с волшебными луковицами

Воспитатель:  (дети рассаживаются за столами, и вдруг из спальни доносится шум и звуки спора, воспитатель идет проверить, что случилось, и вскоре выходит из спальни с красивой коробочкой)

-Ребята посмотрите, что у меня здесь?

- Верно, лук, я его сегодня принесла, чтобы посадить у нас на подоконнике. Луковицам, похоже, стало скучно сидеть в коробке, и они начали спорить (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы). Они все одинаковые - твёрдые на ощупь. Луковица покрыта кожурой - луковой шелухой. Состоит из отдельных частей-чешуек, которые легко отделяются друг от друга. Между ними тоненькая плёнка-перепонка. Лук имеет запах.

 «Луковицы кричали: - Нас, люди очень любят, хозяйки кладут почти во все блюда, в нас много витаминов, растём мы быстро и даём много зелёных перьев. Скорее нужно подрасти, выпустить зелёные перья и принести пользу людям» 

Первая луковица сказала, что ей для роста нужна земля и вода.

Вторая луковица похвасталась, что ей нужна только одна земля.

Третья луковица сказала, что она может прорасти только в одной воде, земля ей не нужна.

Четвёртая луковица посмеялась над своими сёстрами и заявила, что даст зелёные перья без воды и земли.

-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какая же луковица из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Дети: Да!

Опыт №1 «Посадка лука» (15 февраля 2021 г.)

Луковицу №1 помещаем, высаживаем в баночку с землёй и поливаем водой.

Луковицу №2 высаживаем просто в баночку с землёй.

Луковицу №3. Помещаем в баночку с водой.

Луковицу №4 помещаем в баночку без воды и земли. 

Все четыре экспериментальные баночки выставляем на подоконник для наблюдений. Выполняем первую зарисовку в дневнике наблюдений.

Какой же из них даст первые ростки?

Опыт №2.

Прошла неделя 24 февраля 2021 г.

В баночках №1, №2, №4 никаких видимых изменений не произошло, а вот лук в стаканчике №3 дал корешки. Но зелёных проростков ещё нет.

Луковица№3 Луковица №4

(просматривается корневая система) (никакой корневой системы нет)

У луковиц №3 и №4 никаких зелёных перьев не наблюдается.

Вывод: для роста необходима вода.

Опыт №3.

1 марта 2021г.

В баночках №1,№2 появились зелёные перья и очень сильно просматривается корневая система.

У луковиц в баночках №3,№4 по прежнему зелёных перьев нет. У луковицы №3 просматривается мощная корневая система.

Визуальный осмотр корневой системы Сравнение корневой системы у луковиц №3и №4

Луковицы №3

Вывод: для роста в одинаковых условиях, кроме света и тепла , необходимы земля и вода.

Опыт №4. 6 марта 2021г

Мы наблюдаем за активным ростом перьев лука.

В баночке №1 перья имеют зелёный насыщенный цвет и очень быстро растут (2-3 см в день). В баночке №2 перья зелёные, но растут медленнее, чем перья в баночке №1.

Луковица №1 Луковица №2

Стоящая в воде луковица (баночка №3), при наличии мощной корневой системы, в росте зелени намного отстаёт. Имеет бледно-зелёный окрас перьев.

Луковица №3

У луковицы №4 по-прежнему не наблюдается никаких корней и зелёных перьев.

Луковица №4

Вывод: для роста зелёных перьев и корней нужны все компоненты (вода, земля, свет), отсутствие хотя бы одного из них замедляет рост.

В результате наблюдения пришли к выводу, чем мощнее становится корневая система, тем быстрее рост наземной части растения.

Зарисовка дневнике наблюдений прорастания зелёных перышек.

Опыт№5  15 марта 2021 года

Срезка зелёных пёрышек, определение объёма урожая.

Вывод: У луковицы №1 срезали самые длинные, насыщенно-зелёные перья, такие какие они и должны быть. У луковицы №2 срезали менее длинные перья, чем у луковицы №1, ярко-зелёной окраски. У луковицы №3 срезали самые короткие, толстые перья бледно-зелёной окраски. У луковицы №4 по-прежнему ни зелёных перьев, ни корней не наблюдается.

Таким образом, пришли к выводу, для того чтобы вырастить длинные, вкусные, полезные зелёные пёрышки, луковице нужна земля, вода и свет.

Определение вкусовых качеств.

Вывод: Дети остались довольны проделанной работой и с удовольствием отведали за обедом выращенные зелёные пёрышки от разных луковиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лук - полезный друг!"

В данной публикации описан проект с детьми среднего возраста "Лук- полезный друг!", представлен пример оформления проекта: актуальность темы, этапы проекта, виды деятельности, фотомате...

Проект в подготовительной группе "Лук - полезный друг"

Краткосрочный проект будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп....

Проект "Лук - полезный друг"

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...

Проект "Лук - полезный друг"

Проект предназначен для реализации воспитателями и логопедами в подготовительной к шкколе группе....

Проект "Лук - полезный друг"

Проект предназначен для детей подготовительной к школе группы....

Лук всем полезный друг

В проектном мероприятии «Лук всем полезный друг» дети наблюдают за ростом лука, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - челове...

Конспект НООД «Лук - всем полезный друг»

Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.Прививать бережное отношение к своему здоровью.Развивать познавательный интере...