Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру

Мельникова Анна Валерьевна

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»

107076 г. Москва ул. Олений вал д.22

тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru

Методические рекомендации

«Развитие исследовательских способностей

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила

Старший воспитатель:

Мельникова А.В.


Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

Принцип ФГОС гласит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности». К основным формам работ, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

  • личная вовлеченность детей в исследование и разные виды деятельности;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  • использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса;
  • развитие мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Необходимые условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (познавательной, игровой, исследовательской, проектной, и т.д.). Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляя практические действия, ребенок познает, исследует, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется недостаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе исследователь, он проявляет интерес к разным видам исследовательской деятельности. Экспериментирование позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе, развивать мышление, логику, творческую направленность ребенка.

Для того чтобы исследовательская деятельность стала ведущим видом деятельности, она должна возникать по инициативе самого ребёнка. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Например, при знакомстве со свойствами песка, можно рассмотреть его через лупу понаблюдать и описать крупинки: они жёлтые, круглые, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устроить «бурю в пустыне», подуть через трубочку в банку с песком. Дети придут к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Детям понравятся эксперименты с магнитами, они смогут определить материалы, взаимодействующие с магнитами, выявят такую особенность при взаимодействии двух магнитов как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.

 Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности исследовать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представление о мире.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включается следующие основные этапы.

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  3. Сбор материала.
  4. Обобщение полученных данных.
  5. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  6. Защита проекта.

Многим педагогам мысль о том, что дошкольник 6-7 лет способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной. Казалось бы, в целях упрощения методики можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно проанализировав их, нетрудно убедиться, что это существенно обеднит процесс и, следовательно, педагогический результат работы. Таким образом, методическая задача формируется так: как сделать прохождение каждого этапа доступным для дошкольника.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

  1. Видеть проблемы.
  2. Выдвигать гипотезы.
  3. Задавать вопросы.
  4. Давать определения понятиям.
  5. Классифицировать.
  6. Наблюдать.
  7. Проводить эксперименты.
  8. Высказывать суждение.
  9. Делать выводы и умозаключения.

При работе по развитию исследовательских навыков следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий.

  1. Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решение ее. Умение видеть проблемы – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности.
  2. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения. Гипотеза, в отличие от простого предложения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.
  3. Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для любого исследователя навык, должен знать, что вопрос обычно рассматриваться как форма выражения проблемы, и делиться условно на две части – базисная (исходная информация) и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные знания, которые в явной или в неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указываются слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им, они обычно называются операторами вопроса.
  4. Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называются форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Без овладения этими понятиями нет, и не может быть абстрактного мышления. Надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

О чем должен помнить педагог, организуя исследовательскую деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

Перед современными педагогами стоит важная задача, дать детям представление об исследовательском поведении как о полноправном и необходимом методе познания, о соотношении и фундаментальных методов, об их возможностях, областях наиболее эффективного применения и ограничениях.

Именно это позволит детям в дальнейшем самостоятельно ставить и решать сложные творческие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования....

Консультация для родителей в детском саду ДОУ «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей в детском саду ДОУ «Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей детей. Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, форм...

«Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено содержанием учебных программ. На протяжении всех школьных л...