Главные вкладки

    Конспект НОД "Путешествие в космос"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Кириченко Альбина Михайловна

    В конспекте представлен материал по формированию представлений о космосе, космических телах у детей старшего дошкольного возраста.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_kosmos.docx26.61 КБ
    Файл puteshestvie_v_kosmos.pptx2.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментальной  деятельности в подготовительной группе

    Группа №9

    Тема: «Путешествие в космос»

    • Программное содержание: Познакомить детей с понятием «Солнечная система».
    • Расширять знания детей о планете земля: Земля единственная в Солнечной системе  планета, где есть все условия для жизни животных и людей.
    • Закрепить знания детей о строении Солнечной системы: все планеты вращаются вокруг Солнца, планеты разного цвета, размера, но все они одинаковой формы(они круглые).
    • Развивать мышление, память, внимание.
    • Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста (стихи о планетах), эмоционально реагировать на его содержание

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование «Космическая фантазия», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

    Материалы и оборудование:

    Презентация по теме занятия, фонограмма старта космической ракеты; рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос , ноутбук, банки с водой, глицерин, краски, вата.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, в апреле месяце мы с вами праздновали День космонавтики. Почему этот день стал для нашей страны праздником? (Потому что в этот день впервые в космос отправился человек).

     Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ слайда).

                  Самый первый в космосе

                  Летел с огромной скоростью

                  Отважный русский парень

                  Наш космонавт…..

    Дети -Гагарин   (первый слайд)

    Воспитатель : Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, целеустремленным, любознательным, умным, заинтересованным, любознательным, отважным, сообразительным, смелым, и т.д.).

     А вы хотите побывать в космосе? (Хотим). Сегодня  мы с вами полетим в космос.

    Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

    До Луны не может птица

    Долететь и прилуниться.

    Но зато умеет это

    Делать быстрая …(ракета)

    Воспитатель: Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие, но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

    Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

    Им – им – им, на ракете полетим.

    Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

    Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

    Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

    Воспитатель – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо назвать признак предмета (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород -кислородный,  ракета – ракетный, спутник – спутниковый, космос – космический, планета – планетный, метеорит - метеоритный…).

    Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

    Воспитатель:Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7….1. Старт!( включается космическая музыка, второй слайд)

    Воспитатель :Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость?  Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите на экран, что мы видим?

    Дети: Звезды, планеты, кометы.

    Воспитатель: Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца (третий слайд). Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Кто является  главой  этой семьи?

    Дети: Солнце.

    Воспитатель :Планеты все одинаковые?

    Дети: Нет. Одни маленькие, другие  большие, они разного цвета.

    Воспитатель: Чем они похожи друг на друга?

    Дети: Планеты все круглые.

    Воспитатель:  Да, планеты все круглые, они находятся на разном расстоянии от Солнца. А сейчас вспомним считалку.

    А теперь поиграем. Я буду Солнцем, а вы планетами и звездами. Планеты вращаются вокруг Солнца (возьмите в руки ленточки), а звезды, кометы свободно путешествуют по Вселенной.

    Воспитатель : Знаете дети, в солнечной системе все расположено в строгом порядке, который соблюдается всегда. Каждая звезда и планета на своем месте. Вот и мы встречаем с вами первую по счету планета от Солнца-это  Меркурий, она наполовину состоит из раскаленного камня из-за близости Солнца, ни воды, ни воздуха на планете нет. Планета серого цвета (четвертый слайд)

    Меркурий – ближайшая к  Солнцу планета,

    Залит он лучами горячего света.

    Так много ему достается лучей,

    Что эта планета других горячей!

    Воспитатель:  Да, дети. Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать, за земной год эта планета успевает оббежать вокруг Солнца четыре раза. У древних греков была притча-«кому надо спешить пусть учатся у Меркурия»

    А это планета серебристого цвета?

    Венера.(пятый и шестой слайд)

    Воспитатель :Вторая  по счету от Солнца?

    Вторая.

    Воспитатель :

    В честь богини красоты

    Названа, Венера, ты!

    В темных небесах сияешь,

    Красотой нас озаряешь.

    Воспитатель :Эти слова не случайны, ее еще называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром ,то вечером. Она светится как горный хрусталик и очень красива. У Венеры есть атмосфера, которая состоит из ядовитых газов. На планете бушуют частые грозы.

    Вы узнали третью планету?

     От Солнца третья по счету планета,

    Наша земля меньше звезды,

    Но ей хватает тепла и света,

    Чистого воздуха и воды.

    -Эта планета нам всем дорога,

    Нам жизнь подарила планета Земля. (седьмой)

    Земля – единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что еще вы знаете о нашей планете?(ответы детей)

    Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает планету от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов.

    Четвертая от Солнца планета-это планета Марс, она красного цвета, раньше люди думали,  что на этой планете есть живые существа,  но они ошибались. Жизни на марсе нет, атмосфера состоит из ядовитых газов, на поверхности почти всегда  дует ветер, который поднимает пыль. (восьмой слайд)

    Марс - таинственная планета.

    Она по размеру чуть больше Луны,

    Из – за кровавого – красного цвета назвали планету в честь бога войны.

    Дети, четыре самые близкие к Солнцу планеты, вспомните их названия  (Меркурий, Венера, Земля и Марс), являются твердыми и каменистыми.

    А вот Пятая от Солнца планета называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Планета оранжевого цвета с белыми полосками. На планете наблюдается огромное красное пятно (девятый слайд)

    Эта планета гордится собой,

    Поскольку считается самой большой.

    Состоит эта планета из жидкости и газа, она совсем необитаемая, потому что на ней лютый холод.

    Воспитатель -Планета идущая за Юпитером называется…Сатурн. (десятый слайд)

    Посчитайте, какая она по счету? Расскажите, что вы знаете о ней?

    Сатурн является шестой по счету от Солнца планетой, на ней очень холодно, она желто- оранжевого цвета. Состоит из газов, в атмосфере бушуют сильные штормы.

    Планета кольцами окружена,

    И этим отличается она.

    Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

    Cедьмая  планета  нашей Солнечной системы.(одиннадцатый)

    Уран -  лежебока и встать ему лень.

    Подняться планете не в мочь,

    Сорокалетие длится там день,

    Потом сорокалетие ночь.

    Уран голубовато-зеленого цвета, на планете очень холодно, есть мощная атмосфера, которая состоит из газа метана, он поглощает красные солнечные лучи и отражает голубые и зеленые.

    Воспитатель  - Ребята, как вы думаете, человек  смог бы жить на планете, где сорок лет день и сорок лет ночь? Вы хотите здесь остаться? Ну, тогда летим дальше.

    Нептун-восьмая по счету от Солнца планета. Она самая холодная, потому что находится далеко от Солнца. На небе видится как сине-голубая звездочка.(двенадцатый слайд)

    Царь морской названье той планете дал,

    Он именем своим ее назвал.

    Воспитатель  - существует и девятая планета – Плутон.  Плутон так далѐк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минуса 230 градусов. Это карликовая планета Солнечной системы (тринадцатый слайд)

    Воспитатель - А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы?

    Дети - Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники.

    Воспитатель  - Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (четырнадцатый слайд ).

    Звезды бывают красного, оранжевого, желтого, белого, голубого цветов. Звезды – огромные светящиеся шары, состоящие из раскаленных газов. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д.

    Воспитатель - Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?

    Дети - Созвездия

    Воспитатель - Какие созвездия вы знаете?

    Дети – Большая Медведица, Малая Медведица, Орион, Орел, Дракон.

    Воспитатель - А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

    (Убрать атрибуты игры и дети встают полукругом).

    Воспитатель : До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали. Как вы уже рассказали, поверхность планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?

    Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

    Воспитатель : Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

    Воспитатель: А как называется маленькая модель земли,  уменьшенная во много раз?

    Дети : Глобус ( Показать глобус). Садятся на свои места за стол.

     (включается фонограмма спокойной музыки)

    Планет всего 9 и они все разные.

    (разучивание стихотворения)

    По порядку все планеты назовёт любой из нас:

    Раз — Меркурий, два — Венера,

    Три — Земля, четыре — Марс.

    Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

    Семь — Уран, за ним — Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом,

    И девятая планета под названием Плутон.

    Экспериментальная деятельность.

    - Я предлагаю вам сделать свой микрокосмос… в обычной стеклянной баночке.

    - Для этого нам понадобится вата, глицерин, пищевые красители, блёстки и вода.

    В баночку поместить немного ваты, добавить глицерин, блёстки, вылить немного окрашенной воды.

    Затем снова добавить ваты, глицерина, блёсток и немного воды другого цвета.

    И так далее, пока баночка не заполнится.

    Цвета в ней красиво переходят друг в друга, почти не перемешиваясь.

    Воспитатель:  Ребята, мы увидели в космосе много интересного и нам пора возвращаться на Землю. Всем членам экипажа занять свои места, начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,….1.Земля!!! С благополучным возвращением на родную Землю.

    Воспитатель:  Мы много узнали о планетах Солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем- самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить, и может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!».

    Рефлексия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОУ «Бендерский детский сад №16» «Путешествие в космос» Подготовила: Воспитатель Группы №9 Кириченко А.М.

    Слайд 4

    Все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Кто является главой этой семьи?

    Слайд 5

    Меркурий Ближайшая к Солнцу планета. Залит он лучами горячего света. Так много ему достается лучей, Что эта планета других горячей!

    Слайд 6

    Венера В честь богини красоты Названа, Венера, ты! В темных небесах сияешь, Красотой нас озаряешь.

    Слайд 7

    Наша земля меньше звезды, Но ей хватает тепла и света, Чистого воздуха и воды. -Эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета Земля

    Слайд 8

    Марс - таинственная планета. Она по размеру чуть больше Луны, Из – за кровавого – красного цвета назвали планету в честь бога войны .

    Слайд 9

    Эта планета гордится собой, Поскольку считается самой большой. Состоит эта планета из жидкости и газа, она совсем необитаемая, потому что на ней лютый холод .

    Слайд 10

    Планета кольцами окружена, И этим отличается она. Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

    Слайд 11

    Уран - лежебока и встать ему лень. Подняться планете не в мочь, Сорокалетие длится там день, Потом сорокалетие ночь.

    Слайд 12

    Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал.

    Слайд 13

    Плутон так далѐк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод до минуса 230 градусов. Это карликовая планета Солнечной системы

    Слайд 16

    Другие объекты солнечной системы Астероиды – это большой камень в космическом пространстве. Комета — это небольшой мир, образованный из пыли и льда, как грязный снежный ком. Метеориты - это камни, упавшие на Землю из космоса. В большинстве своем это различные по размеру обломки астероидов, которые летают в космосе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Неизведанный космос"

    Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

    Презентация к конспекту занятия "Освоение космоса"

    Содержит иллюстративный материал к конспекту занятия "Освоение космоса" для детей подготовительной группы...

    конспект НОД о космосе

    С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал полететь в космос................

    конспект интегрированного занятия "Космос" в старшей группе

    развитие познавательных способностей дошкольников...

    Конспект НОД "Покорение космоса"

    Конспект по ознакомлению с космосом  детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область - Познание, в интеграции Коммуникация, Социализация, Физическая культура, Музыка....

    Конспект ООД "Покорение космоса"

    Конспект занятия в старшей группе детского сада ко Дню космонавтики и авмации...

    Конспект занятия о космосе в старшей группе детского сада

    Конспект познавательного занятия о космосе в старшей группе...