Конспект тематического занятия «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Красовицкая Анна Анатольевна

Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах. Знакомство детей с особенностями рода птиц семейства синицевых и многообразии  их видов, распространённых  в Республике Карелия.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:

• систематизировать и закрепить знания детей о видах зимующих птиц: их значение для человека и природы, видах корма

• формировать умения и навыки наблюдения за пернатыми

• закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

• расширить представления о разных видах синиц

• развивать познавательный интерес у детей и взрослых к жизни зимующих птиц

• расширить представления детей и взрослых о праздниках путем знакомства с экологическим днем 12 ноября

Задачи в интеграции образовательных областей

Образовательная область «Речевое развитие»:

• развивать речевую активность детей

• формировать грамматически правильную речь

• способствовать развитию речевого общения

• активизировать словарный запас детей

• закрепить умение выразительно читать стихи, пословицы и поговорки

• формировать образную выразительную речь путем включения определений, сравнений

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека

• объединить детей и взрослых в желании оказать помощь зимующим птицам

• привлечь внимание к проблемам пернатых в зимнее время

• формирование экологической культуры подрастающего поколения

• формировать навыки партнерского взаимодействия между детьми группы, родителями и педагогом.

• вовлечь детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

• совершенствовать умения детей и родителей в технике работы с бумагой

• закреплять умения распознавать птиц по издаваемым звукам

• закреплять навыки выполнения музыкально-ритмических движений

• создавать условия для развития творческой фантазии, воображения

• использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания

Образовательная область «Физическое развитие»:

• физически обеспечить оптимальную двигательную активность в течение развлечения

• развивать координацию движений

• развивать мелкую моторику кистей рук

Предварительная работа:

Беседы по темам “Зимующие и перелетные птицы”, “Чем питаются птицы”, “Как люди могут помочь птицам?”

Дидактические игры: “Найди свой домик”, “Кто? Где зимует?”, “Птицы родного края”. Чтение детской литературы: В. Бианки “Синичкин календарь”, “Чей нос лучше”, В. Сухомлинский “Почему плачет синичка?”, З. Александрова “Новая столовая”

Наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание иллюстраций, картинок; отгадывание загадок. Рисование синицы. Слушание голосов птиц в записи.

Показ презентации “Синичкин день”, “Зимующие и перелетные птицы”, «Чем угостить птиц?"

Оборудование для педагога: ноутбук, запись птичьих голосов; маски-шапочки сороки и синички; набор карточек «Зимующие и перелетные птицы» для игры; птичьи лакомства в контейнерах: сухофрукты, семечки тыквы и подсолнуха, просо, пшено, хлебные крошки, овсяные хлопья, ягоды рябины и шиповника. Для  детей: цветная бумага синего, черного, коричневого цветов, ножницы, фломастеры. Схемы. Доска магнитная.

 

Ход мероприятия

Педагог:- Ребята, осень близится к своему завершению. Ноябрь месяц встретил нас первыми морозами. И вот уже зима спешит к нам. Почувствовали приближение холодов и птицы. Некоторые улетели в теплые края. Как называют таких птиц? (перелетными). К ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

- Каких перелетных птиц вы можете назвать, ребята? (ласточки, грачи, трясогузка, скворцы, кукушки, журавли, лебеди, соловьи).

- Но улетают не все пернатые. С нами остаются другие птицы. Как мы их называем? (зимующие или оседлые птицы)

- Назовите их (синица, снегирь, дятел, свиристель, поползень, удод, сорока, галка, и т. д.).

Дидактическая игра ««Одинаковые, но разные».  Разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Педагог: Именно птицам посвящается наша сегодняшняя встреча. Трудно представить мир без птичьего щебета! Сегодня мы с вами поприветствуем всех птичек, поиграем, порезвимся. Пусть наше познавательное занятие откроет вам что-то новое и интересное!

Отгадайте загадку ребята

Ей на месте не сидится, все летает целый день.

Суетится, суетится, целый день звенит: «тень-тень!»

Угадайте, что за птица? То веселая…. (синица).

 Рис. 1 Синица

Педагог:  Кстати, ребята, почему так прозвали эту птичку?

- Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». А петь они очень любят, особенно самцы. Давайте послушаем пение синиц.

Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. Достаточно вспомнить пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе.

У такой маленькой, но очень важной птички, как синичка, существует свой особый праздничный день.

Педагог: У наших предков есть поверье, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и сёла. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. 12 ноября уже несколько лет является официальным  Синичкиным днём.

- Почему именно Синичкин день? Да потому что, Синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили:

 

                             

                  Рис. 2                                                                   Рис. 3

 

 

Не велика синица, голосок востер

 

           

                     Рис. 4                                                          Рис. 5

 

Педагог: Ребята давайте поиграем  в игру  “Перышки”.  Птичья стая пролетела, перья разбросала. Перышки мы подберем и задания прочтем. Перья с загадками:

  1. Угадайте, что за птица, скачет по дорожке, собирает крошки. А потом на ветку –прыг, и чирикает: “Чик-чирик”  

 Рис. 6 Воробей

  1. Как лиса среди зверей – эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут ее …

 Рис. 7 Ворона

  1. Кто присел на толстый сук и стучит: “тук-тук, тук-тук”  

  Рис. 8 Дятел

  1. Кто летает? Кто стрекочет? Рассказать нам новость хочет?  

  Рис. 9 Сорока

  1. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день

  Рис.  10 Синица

  1. Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде?  

  Рис. 11 Клёст

  1. Грудка ярче, чем заря, у кого? У …

  Рис. 12 Снегирь

 

Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем питаются синицы в природе?

Давайте опять поиграем в игру “Подбери корм для птиц”.

  Рис. 13 Корм для синиц

На столе в блюдцах – семечки подсолнуха, сало несоленое, овсяные хлопья, хлебные крошки, конфеты, ягоды рябины и шиповника, сухофрукты яблока и груши, семечки тыквы. По другую сторону – изображения птиц. Каждой птице нужно предложить то, чем она питается:

- для синиц – семечки тыквы, арбуза, подсолнуха, сухие крошки белого хлеба, несоленое сало,  сухофрукты,  каши из риса, гречи, перловки следует отварить;

- для снегиря ягоды рябины,  семена подсолнуха, овес, просо; перловка и геркулес безопасны для всех, главное из измельчить; семена тыквы, дыни, арбуза, кабачков; плоды шиповника, измельченная яичная скорлупа;

 - дятлу можно предложить шишки, которые он расшелушивает, добывая орехи.

Педагог: Ребята, я вам предлагаю сыграть со мной в игру, которая называется

Кто летит – узнаем… (Физкультминутка)

(Если летает, дети разводят руки в стороны и плавно ими машут) .

Воробьи летят,

Сороки летят,

Собаки летят,

Свиристели летят,

Грачи летят,

Слоны летят,

Голуби летят,

Сосульки летят,

Курицы летят,

Поросята летят,

Вороны летят,

Столы летят.

Педагог: Продолжаем играть

 

 

Педагог:  А где же обитают синицы?

Предположение детей.

Педагог: Обитают синицы не только у нас, но и во всех уголках мира. Синицы – это птицы дуплогнездовики. Они сами могут выдалбить себе гнездо или селятся в уже готовые дупла, оставленные дятлами.

На территории  Республики Карелия обитают: большая синица, лазоревка, хохлатая синица, буроголовая, сероголовая и черноголовая гаички и московки. Давайте с вами соберем пазлы и увидим изображения разновидности  синиц.

Дети собирают пазлы с изображением птиц: большая синица, лазоревка, хохлатая синица и московка.

    

Рис. 14 Большая синица    Рис. 15 Лазоревка          Рис. 16 Хохлатая синица

 

  Рис. 17 Московка

 

Педагог: Но у нас ещё обитают другие разновидности синичек.

  1. Буроголовая гаичка называется ещё пухляком – это небольшая подвижная синица.  Предпочитает  жить в хвойных лесах, вот поэтому у нас обитает. Её редко встретишь около жилища человека, т.к. она любит  глухие места, заросшие берега рек.

  Рис. 18 Буроголовая гаичка

  1. Черноголовая гаичка мельче воробья и неяркой внешности. Обитает в сырых лиственных лесах. Шапочка блестящего чёрного цвета.

 Рис. 19 Черноголовая гаичка

  1. Сероголовая гаичка очень похожа на большую синицу, только отличается по размеру. Она самая маленькая из гаичек. Верх серо-коричнего цвета, спина светло-серая. Встречается в северных районах Республики Карелия.

  Рис. 20 Сероголовая гаичка

 

Педагог: Ребята некоторые синицы имеют двойные названия, например, буроголовая гаичка называется ещё пухляком благодаря пухлой форме своего тела. Хохлатая синица называется гренадёркой благодаря хохолку на голове. Но есть ещё синичка с красивым именем – князьком. Она занесена в красную книгу и очень редкая. Это белая лазоревка. Отличается она красивым голубоватым и синим оттенком перышек.

 

  Рис. 21 Белая лазоревка

 

Педагог: Ребята я вам предлагаю сейчас заняться сейчас творчеством  и  сделать из бумаги кормушки для птиц.

Перед тем как начать работу мы с вами должны размять пальчики

Пальчиковая гимнастика«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки).

Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)

Совместный труд по изготовлению кормушек.

(Звучит пение птиц  под которое дети делают кормушки)

 Педагог:  Ребята вам понравилось занятие, на котором мы узнали столько нового? Настроение каково?

-Во (дети показывают большой палец)

Давай подарим наше настроение друг другу  (дети сдувают настроение с ладошки).

Педагог: Ребята, вы все молодцы. А ваши работы мы поместим на выставку к празднику Синичкин день». Всем большое спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического физкультурного досуга День мальчиков

Практический материал, используемый в работе с детьми пятого года жизни в процессе формирования полоролевого поведения...

конспект открытого занятия "Синичкин день"

Данный материал содержит конспект открытогозанятия лля родителей по ознакомлению с окружающим "Синичкин день". Конспект был разработан для среднего дошкольного возраста в рамках экологическо...

Конспект логоритмического занятия «Синичкин День»

Цель занятия:- формировать знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках. Задачи занятия:- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, о...

Конспект логоритмического занятия "Синичкин день"

Цель занятия:- формировать знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках....

Тематическое занятие "Синичкин день"

laquo;Синичкин день» во второй младшей группе «Гномики» Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день....

Конспект к занятию "Синичкин календарь!"

12 ноября праздник "Синичкин день"....

Конспект к занятию "Синичкин день"

12 ноября "Синичкин день" ...