педагогам об организации огорода на подоконнике
консультация по окружающему миру

Лебедева Наталья  Витальевна

Как организовать «огород» на подоконнике в детском саду

 

Огород наш, огород

Всё на нём всегда растет.

Если руки не ленивы,

Если мы трудолюбивы…

Проявить должны  заботу,

Видно по труду работу.

И тогда наш огород

Расцветёт и оживёт.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС ДО строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средней – 2 – 3, в старшей и подготовительной – до 5.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ПОСАДКИ

  • Зелень (лук, петрушка, укроп, салат),
  • корнеплоды свеклы,
  • фасоль, бобы
  • Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, душистого горошка.

Со среднего возраста можно выращивать  цветы: астры, петунии, бархатцы, циннии, гиацинты, календула.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средней  – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые перья). В старшей и подготовительной группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Рекомендую также проводить опытническую деятельность, так как опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживают у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средней группы – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старшей и подготовительной – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).

РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОГОРОДА НА ОКНЕ БУДЕТ УСПЕШНЕЕ, ЕСЛИ ЕЕ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО

  1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
  2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, с которыми чаще всего имеем дело, проведение бесед, игр.
  3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.

Огород на подоконнике удачно вписывается в организацию проектной деятельности. Ведь на его примере можно проследить процесс развития растения от начала до конца, научить детей делать выводы и использовать полученные навыки в повседневной жизни.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Организация зкологической зоны "Огород на подоконнике" в соответствии с ФГОС"

В денном материале рассказывается о функциях и способах организации экологической зоны "Огорода на подоконнике" в соответствии с требованиями ФГОС....

Организация огорода на подоконнике в средней группе

Цель: Развитие экологической культуры у детейЗадачи:- Обогащать представления детей о растениях, встречающихся в ближайшем окружении- Обобщать представления о росте и развитии растений- Включать малыш...

Организация огорода на подоконнике в средней группе

Организация огорода на подоконнике в средней группе...

Рекомендации для педагогов по организации огорода на окне

Работая с детьми раннего возраста, наблюдаем следующее: дети  в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познава...

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород»  среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного об...

"Организация огорода на подоконнике"

Каждый год в конце зимы-начале весны в нашем детском саду проходит экологическая акция "Огород на окне".Педагоги активно привлекают ребят к посадке витаминной зелени, рассады. Тем самым расш...

Организация огорода на подоконнике в младшей группе "Золотая рыбка"

организация огорода на подоконнике в младшей группе "Золотая рыбка"...