Конспект НОД по окружающему миру "Россия родина моя".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шумарина Елена Александровна

Конспект сожержит материалы занятия по окружающему миру, на тему "Россия родина моя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД21.04 КБ
Файл Конспект НОД "Флаг"21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию. "Флаг"



Интеграция О.О.: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Формирование знания о государственном символе страны – флаге.
Задачи:
Образовательные:

 Закрепить знания детей о флаге, как о государственном символе, познакомить с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.  Активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:

Развивать познавательный интерес к историческому наследию России, Способствовать развитию связной речи, эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности.
Воспитательные:

 Воспитывать любовь и толерантность к различным народам проживающих в России.
Словарная работа: Россия, Родина ,Алтай, Аржан-суу, флаг, стяг, государственный символ.
Методы и приемы:
Наглядные: иллюстрации, показ продуктивной деятельности;
Словесные: беседа, использование художественного слова; объяснение.
Практические: продуктивная деятельность детей, дидактическая игра.

Материалы и оборудование:  Иллюстрации Российского флага, республики Алтай, изображения корабля, самолета, зданий, Олимпиады; краски, кисточки, листы бумаги, салфетки.



Ход НОД:

Дети и воспитатель стоят в кругу и выполняют зарядку:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Любим Родину свою!

Воспитатель: - Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 4 ноября?

Д.- 4 ноября наша страна будет отмечать праздник - День народного единства.

В. -Правильно дети! Что символизирует этот праздник?

Д.-Дружбу народов, единство.

В.-Молодцы! Велика и необъятна наша Родина, как она называется?

Д.-Россия.

В.- Ни в одной стране мира не живет так много народов, как в России. Какие из них вы знаете? (русские, алтайцы, немцы, калмыки, тувинцы, украинцы и еще много разных национальностей)

В.-Да, наша страна многонациональная и все народы издавна старались жить в мире и дружбе друг с другом.  Как называется республика, в которой мы живем?

Д.-Республика Алтай.

                                       Россия, Россия – края дорогие.

                                       Здесь издавна предки живут.

                                       Они прославляют просторы родные,

                                       Раздольные русские песни поют.

                                         Нет природы богаче Алтая,

Нет места благородного как Алтай,

                                         И белая тайга на Алтае,

                                         И аржан-суу на Алтае.

В.-Аржан-суу, ребята, переводится с алтайского как святой источник.

- Про свою Родину люди сложили немало пословиц и поговорок:

   (проговаривание поговорок и пословиц)

- Родина краше солнца, дороже золота.

- Для Родины своей сил не жалей.

- Каждому свой край сладок.

- Родная сторона мать, а чужая мачеха.

В.- У каждого государства, ребята, есть свой флаг!

Что же такое флаг, и для чего он нужен?  (ответы детей)

 - Ребята, послушайте историю образования флага.

- В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? А вот зачем. По цвету флага можно было определить какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может быть, это враги, которые хотят захватить город. Или это воины дружеского города, которые нуждаются в отдыхе. Если враги захватывали город, на его башнях тут же вывешивались новые флаги. И путешественники, увидев флаги, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

В наше время свой флаг есть в каждой стране. На государственном флаге России мы видим три цветных полосы, расположенные по горизонтали. (показ флага)

- Вверху – белая полоса, означает мир и чистоту совести.

- В центре – синяя полоса, означает небо, веру и правду.

- Красная полоса – нижняя, символизирует огонь и отвагу.

В.- Из каких цветов состоит Российский флаг?  (ответы детей)

В.- Его еще называют триколор.  Почему?

Д. –Флаг состоит из трех цветов.

В.- Флаг Республики Алтай был утвержден в 2003 году. (показ флага)

Он разделен на четыре полосы и на нем присутствует два цвета.

Вверху широкая белая полоса, затем узкая синяя и узкая белая полосы.   Нижняя широкая полоса - синяя.

Белые полосы символизируют стремление края к процветанию, мир и полное согласие всех народностей республики. Синие полосы – символ рек, озер и ясного неба. -  Флаг Республики Алтай, из каких цветов состоит? (ответы детей)

- Правильно, белый и синий. Молодцы.

Д/игра «Собери флаг» (дети собирают флаг России и флаг Республики Алтай.)

Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

(Предлагает рассмотреть флаги разных стран)

Конечно, в наше время вовсе не нужно поднимать флаг высоко-высоко, чтобы собрать всех воинов. Но флаги все равно необходимы.

Например, они помогают сразу узнать, из какой страны прилетел самолет, на хвосте самолета обязательно изображается флаг страны.  

(показ иллюстраций)

Когда в порт заходит корабль, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль.

Во время спортивных соревнований, например - Олимпийских игр, по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. На административных зданиях тоже вывешивают флаги.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре.                   (Руки в стороны и с силой к плечам)

Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать.            (Поднимают прямые руки и скрещивают над головой)

Будем маму обнимать.

На носочки встанем.

Солнышко достанем.

До пяти считаем,

Дружно приседаем.

Ура!                                                 (Кричат, подняв руки вверх)

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я предлагаю вам, сделать подарки своим родным, подарить им флаг, нарисованный своими руками.

Еще раз вспомним расположение цветных полос на флагах, которые вы будете рисовать.

- Перед началом работы разомнем пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика «Флажок»

(одновременно опускают и поднимают ладони, сопровождая движения словами)

Я в руках флажок держу,

                                                  И ребятам всем машу.

Дети подходят к столам и выбирают какой флаг будут рисовать. Во время работы, воспитатель помогает советом, следит за осанкой. В конце занятия дети рассматривают свои работы, рассказывают, кто какой флаг рисовал.

Рефлексия.

- Ребята, с какими флагами мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Что интересного узнали из истории флага? Что еще вам понравилось?

- Ребята, всем спасибо за работу, молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию с ИКТ.


Тема: «Россия- Родина моя»

И.О.О. «Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие»

Цель.

  • Расширение и закрепление знаний детей о своей стране – России, о малой Родине, как части России;

Задачи.

  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Закрепить знания детей о природных богатствах нашей родины.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Развивать связную речь, внимание, память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать чувство гордости, любви к своей стране, своему селу-малой Родине, воспитание патриотических чувств.

Оборудование и материал:

- Мультимедийное оборудование, слайды, презентация «Мое село».

- загадки, стихотворения, пословицы.

- шаблоны контура России, республики Алтай.

- мелкие картинки (герб, флаг), клей, салфетки.

Словарная работа: Малая Родина, отчизна.

Предварительная работа. Чтение потешки «Журавль», беседы: «Наша Родина - Россия», «Мое село - Турочак», чтение пословиц, загадывание загадок о Родине.

 Методы и приемы.

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, пословицы, рассказ)

Наглядные (слайды)

Практические

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие:

В. - Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться- Доброе Утро!

 

Входит Незнайка.

Н.-Здравствуйте, ребята! Я куда попал? (ответы детей)

-Я думаю, вы сможете мне помочь! Я нашел какую-то карту, что за карта, понять не могу. Клад наверно где-то спрятан? Представляете какое богатство!! (разводит руки в разные стороны). Вот посмотрите.

Слайд№1 (на экране появляется географическая карта)

Н.-Ребята, подскажите, что это за карта?

Д.-Это карта нашей страны- России.

В.-А про богатство, ты Незнайка, правильно сказал. Дети, чем богата наша страна?

Д. Наша страна богата лесом, животными, рыбой, пресной водой, землей, нефтью, газом, углем, драгоценными металлами, железной рудой.

Слайд№2 (физическая карта)

Н.-Вот, вот, я же говорил!

В.-Какое главное богатство нашей страны?

Д.- Главное богатство нашей страны-это люди.

В.- Правильно, добрые, трудолюбивые люди. Как называются люди, живущие в России?

Д.- Люди, живущие в России, называются-россияне.

В.-Ребята, Россия – она, какая?

Д.-Россия огромная, красивая, богатая, широкая, многонациональная, любимая.

Н.-Огромная говорите, посмотрите, (показывает на карту), она же такая маленькая, да я её за день обойду!

В.-Ребята, можно нашу страну обойти пешком за день? А на поезде за один день проехать можно?

Д.-Нет. Только на самолете.

Н.-Давайте полетаем на самолете!

Физ. минутка «Самолет».       Слайд№3

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Н.-Здорово полетали! Ребята, у меня ещё загадки есть, помогите разгадать! Незнайка загадывает детям загадки.

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поется в ней слава,

И восхваляется наша держава.    (гимн)

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный.                        ( флаг)

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.              (герб)

В.- Ребята, чьи это символы?

Д.-это символы России.     Слайд№4

В.-Как называется столица нашей Родины-России?

Д.-Столица нашей Родины-Москва.         Слайд№5

В.-Назовите президента России. (ответы детей).  Слайд№6

В.-Незнайка, теперь ты отгадай загадку.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь-скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)    Слайд№7

В.-Молодец Незнайка! А ты знаешь пословицы о Родине?

Н.- Нет не знаю.

В.-Дети, прочитаем пословицы для Незнайки?

(дети читают пословицы)

Одна у человека мать, одна у него и Родина.                

Нет в мире краше, чем Родина наша.                            

Везде хорошо, но милее Родины нет.  

Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

Жить –Родине служить.

Родина- мать, умей за нее постоять.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины, что птица без гнезда.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

На чужой стороне и весна не красна.

Человек без Родины, что соловей без песни.

 В.-Молодцы дети, сейчас Вероника нам расскажет стихотворение.

 «Что такое Родина».

Слайды природы России №8,9,10,12

В.-Незнайка, отгадай, чьи это символы?

Н.- Я не знаю, может ребята знают?

Д.-Это символы республики Алтай. А столица республики-Горно-Алтайск.         Слайды №13, №14.

В.-Что можно сказать о республики Алтай?

Д.-Республика Алтай- наша малая Родина, Алтай- часть России. Слайд№10 (контур республики на карте России)

В.-Что такое малая Родина?

Д.-Это место, где ты родился, где твой дом, твоя семья.

В.- Ребята, есть еще такое слово –Отчизна, это значит - родная сторона.

В.-Сейчас я предлагаю составить модель-схему «Наша Родина». На столах у вас, лежат контуры карт России и республики Алтай, ваша задача правильно наклеить символы России и республики Алтай.             (Работа детей за столами).

В.-Молодцы, ребята, все справились с заданием! Что ещё можно назвать малой Родиной?

Д.-Наше село –Турочак.

Н.-Ребята, вы можете для меня провести экскурсию по Турочаку?

Д.-Да! Поедем на автобусе!

(проводится словесная игра «Едем на автобусе». Слайд №15

Заводим мотор Р-Р-Р

Ра-Ра-Ра – уезжает детвора,

Ру-ру-ру-    крепко руль я держу,

Ру-ру-ру-    я друзей с собой беру,

Ра-ра-ра-    мы приехали ура!

Н.-Спасибо, ребята за экскурсию, вы знаете, я очень люблю все считать. Давайте посчитаем, что мы видели.

Пальчиковая гимнастика «Очень любим мы гулять»

Очень любим мы гулять, все на улице считать.

Детский сад-это раз,

Магазин-это два,

Три- больница у реки, заболеешь-приходи.

На четыре у Д.К.-пихта очень высока!

Пять- по улице знакомой, возвращаемся назад.

Н.-Ребята, мне очень понравилось с вами играть, я знаю игру «Разные дома»- поиграем? Я задаю вопрос, а вы отвечайте.

-Как называется дом из (дерева, камня, кирпича, бумаги, железа, пластилина, льда)?   (ответы детей).

В.-Я предлагаю продолжить экскурсию по нашему селу, а проведет её Соня А. (рассказ ребенка).

(Презентация «Наше село») Слайды№16-26

Я живу на Алтае. Мое родное село называется Турочак. Турочак находится между двумя красивыми реками, Бия и Лебедь. Со всех сторон наше село окружают горы, самая высокая гора называется Салоп. В нашем селе много улиц, домов, есть магазины, школы, детские сады, больница, парк. Много деревьев и цветов. Мое село очень красивое, в нем живут замечательные люди. Здесь находится мой дом и моя семья. Я люблю свое село, ведь это-моя Родина.

 В.-А закончит нашу экскурсию Данил З. небольшим стихотворением.

Обойди хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелик наш Турочак,

А дороже нету!

Рефлексия.  Ребята, о чем мы сегодня говорили?  Что вам больше всего понравилось на занятии?  Что было для вас сложным? Вам понравилось занятие? Мне очень, понравилось, как вы работали, спасибо вам большое!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим "Моя Родина - мой Казахстан""

В этом занятии ребята расширяют представление о ценности и красоте родной земли; -развивают интерес к прошлому, настоящему своей страны....

План-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "С чего начинается Родина"

Это занятие поможет педагогам сформировать у детей: Первичные представления об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве; Расширить представления о социокультурных ценностях нашего на...

конспект занятия по окружающему миру "Моя Родина Россия".

Занятие по окружающему миру во второй младшей группе...

Конспект НОД по окружающему миру « Наша Родина»

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная. Познакомить детей с российской символикой, её назначением ...

Конспект занятия по окружающему миру «Моя малая Родина. Я гуляю по району».

Экскурсия по Калининскому району города Санкт-Петербурга с заданиями для детей по образовательным областям ФГОС....

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Моя малая Родина -Иркутск"

Занятие по окружающему миру, направлено на формирование представлений о малой Родине, воспитание любви к родному городу, чувства патриотизма....

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Моя малая Родина -Иркутск"

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Моя малая -Родина Иркутск" аправлен на формирование представлений о малой Родине, воспитанию любви к родному городу, воспитанию патриот...