Картотека игр с использование ТРИЗ технологий
картотека по окружающему миру

Подгурская Алеся Николаевна

Методическая копилка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_triz.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Картотека  игр с использование ТРИЗ технологий

Игра "Волшебные картинки" 

Возрастная группа – средняя                                                                                

Цели и задачи игры: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). 

Дидактический материал: лист бумаги, фломастер, музыка.

Правила и содержание проведения: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.                                                                                                          

Варианты усложнений правил :Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра "Теремок"

Возрастная  группа – средняя

Цели и задачи игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Дидактический материал:  рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д.  На каждого ребенка - один рисунок.

 Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

 Правила и содержание проведения: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:                                                                              - Тук, тук, кто в теремочке живет?                                                                                             - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?                                                                        - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?                                           - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.                                                                   Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра "Красная шапочка”

Возрастная группа – средняя

Цели и задачи игры: развитие творческого воображения.

Дидактический материал: бумага и фломастеры.

 Правила и содержание проведения: Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

 Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).

 Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.

Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета?

 - Чтобы видеть, сколько я съела.

 И так играем до тех пор, пока не  обоснуем все странности бабушки.

После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла) .

Игра "Маша-Растеряша"

 Возрастная группа – средняя

Цели и задачи игры: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

 Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?

 Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. 

Дидактический материал: набор  инструментов, набор кухонной посуды, набор булочных изделий.

 Правила и содержание проведения: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:                                                                                                            - Ой!                                                                                                                                         - Что с тобой?                                                                                                                              - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду   (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Игра "Перевирание сказки".

Возрастная группа – средняя

Цели и задачи игры:  Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции. 

Дидактический материал: сказка в картинках ,изображения персонажей сказки .

Правила и содержание проведения: Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:                                                                                                                              - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:                                                       - Не Желтая, а Красная                                                                                                             - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа :                                                                              - Да нет же, не папа, а мама.                                                                                                 - Правильно. Позвала ее мама и говорит: с ходика к тете Марине и отнеси    ей:                                                                                                                                                - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:                                                                          И так далее

 Игра «Назови часть предмета»

Возрастная группа  - 2 младшая

Цели и задачи игры: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. 

Дидактический материал: мяч

 Правила и содержание проведения: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):      

- ДОМ.                                                                                                                                 Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:                  

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

                                                                                                                                           

Игра «Паровозик»

Возрастная группа -  2 младшая

Цели и задачи игры: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Дидактический материал: Карточки с временными периодами, это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система.

Правила и содержание проведения: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

 Например, Человек:

 1 карточка – младенец

 2 карточка – дошкольница

 3 – девочка-подросток

 4 – девушка

 5 – женщина

 6 – старушка. («Поезд времени»)

Игра «Что это такое? »

Возрастная группа -  2 младшая

 Цели и задачи игры: развивать ассоциативное мышление.

Дидактический материал:  На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение.                        

Правила и содержание проведения:                                                                                  - Что это такое? Или на что похоже?                                                                                         Дети называют предмет, на который похоже это изображение.                       Воспитатель говорит: - Нет! Это не …                                                                      Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это? ». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т. д.

Игра «Гирлянда»

 Возрастная группа - 2 младшая

Цели и задачи игры: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

 Дидактический материал:

Правила и содержание проведения: Ведущий предлагает стартовое слово.

 Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

 - Лягушка какая?

 Ребенок отвечает: - Зеленая.

 От этого слова вновь ставится вопрос.                                                                   Например:                                                                                                                       - Зеленая кто (что? )                                                                                                          Ребенок отвечает: - Трава.                                                                                                              - Трава что делает? (растет)                                                                                                      - Растет что (кто? (ребенок)                                                                                                              - Ребенок какой? (веселый)                                                                                          - Веселый кто бывает? (клоун)                                                                                                  - Клоун что делает? (смеется)   И т. д.

Игра «Гирлянда» 

Возрастная группа – средняя

 Цели и задачи игры:: учить называть прошлое и будущее предмета.

Правила и содержание проведения: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

 - кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д. »

 При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

 - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»

Игры  с использованием ТРИЗ - технологии.Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, вообр...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...