Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру

Маракаева Светлана Евгеньевна

Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_master-klassu.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

-предметные: в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек. В настоящее время  появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга — с движениями). Например, на экскурсии в лесу (роще, на лугу) ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Воспитатель изготавливает из бумаги или другого материала изображения насекомых, которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Предметной моделью может быть коллективно заполненная  детьми фланелеграмма,  изображающая луг, лес, поле и т.д.

-предметно-схематические: в них признаки, связи и отношения представлены в видео предметов-макетов. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели — модель-макет, рекомендуемый С.Н.Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

-графические:  графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.  Пример такой модели — календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности дня и т.п. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии  развитом у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Этапы усвоения детьми модели

Работа с моделью включает в себя несколько этапов:

I. Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых

связей и отношений.

Задачи:

1. Выявить конкретные признаки объекта или явления природы.

2. Помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми

объектами.

Приѐмы: обследование объектов или явлений природы различными

анализаторами, беседа с использованием вопросов к детям причинноследственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.)

II. Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными и графическими средствами.

Задачи:

1. Обучение приѐмам изображения знаков и символов.

Приѐмы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или

символов.

III. Цель: Работа с моделью.

Задачи:

1. Учить детей понимать язык символов.

2. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, логическое мышление.

Приѐмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.

IV. Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с

реальностью.

Задачи:

1. Учить детей делать выводы, умозаключения.

Приѐмы: словесные приѐмы, оценка.

Алгоритм обучения моделированию.

Обучение детей моделированию осуществляется в следующей последовательности.

Воспитатель:

1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Например, составить описательный рассказ о верблюде, белом медведе, придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей подсказок [название животного, место обитания, внешний вид, жилище, чем питается, особенности (защита, маскировка, приспособленность), изменение поведения в разные сезоны, размножение].

2. Организует сравнение двух объектов между собой по контрасту и по подобию, сходству; учит определению признаков различия и сходства, одновременно даѐт задание: последовательно отбирать и выкладывать на табло модели, замещающие эти признаки. Например, сравнить животное и растение, человека и животное, живое и неживое (по способу размножения, хищники и травоядные и пр.). Сравнение по моделям помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям мира природы. При использовании моделей на сравнение, в каждом конкретном случае нужно решать, с какого сравнения начинать – по сходству или по контрасту? Как доказывают психологи (Т. В. Иванова), сравнение по контрасту даѐтся детям легче, чем сравнение по подобию. Ребѐнок, используя модель, быстро находит ответ на вопрос: "Чем отличается корова от обезьяны?" Но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходства. В данном случае, демонстрация моделей сходства значительно упрощает задачу детей. Освоение детьми модели сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать объекты и явления, необходимо уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему. Лучше начинать с простых заданий. Например: "Разложи картинки на две группы», «В одну отбери всѐ, что бывает зимой, а в другую – летом», «Подбери модели к картинкам».

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до

трѐх-четырѐх для группировки и по линии усложнения основания для

классификации.

Например, детям предлагаются картинки разных животных (птицы,

рыбы, насекомые и т. д.). Задание: отобрать всех птиц, пользуясь

моделью, и доказать свою правоту. Затем из этих же картинок выбрать

хищников, жителей леса, животных, ведущих подземный образ жизни и

др.

Следует обратить внимание детей на то, что модели на

классификацию в большей степени способствуют познавательной

активности, если они не являются самоцелью, а подчиняются какой-то

близкой и понятной ребѐнку задаче: отобрать картинки для альбома,

овощи для тематической выставки, атрибуты для игры в "Арктику",

предстоящего занятия, развлечения и т.д.

4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для

деятельности признаков. Например, нужно определить место для

комнатных растений в зависимости от их потребностей. Воспитатель

предлагает детям сделать модель размещения объектов и обосновать свои

предложения (какие растения – светолюбивые, какие – нет; где они будут

лучше себя чувствовать). Модели конструктивного характера развивают мышление, воображение, готовят ребѐнка к восприятию картины мира. Сочетание моделей и словесного объяснения, практическая реализация и игровая мотивация способствуют повышению познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как

"рыбы", "птицы", "млекопитающие", "домашние животные", "дикие

животные" и т.д.

Особое место в экологическом моделировании остаётся мнемотехнике. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.  

     Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного); кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы); перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).

      Заниматься мнемотехникой мы начинаем с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их называли «схема – алгоритм). Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка). Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.

Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:

 1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

 2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме.

 Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.

 В своей работе мы используем алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для 3 описания времен года. рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки»(круговорот воды в природе), «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

 «Описание времени года"

 -Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)

 - Небо

 - Земля

 - Деревья

 - Люди (их занятия, одежда)

 - Звери (поведение, питание, внешний вид)

- Птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...

«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействиячеловека и ...

Мастер-класс для воспитателей "Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Например, взаимосвязи между растением и водой, ...