Мастер-класс для воспитателей "Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка

Дьячкова Наталья Владимировна
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Например, взаимосвязи между растением и водой, светом, влагой. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение детей с природой более доступным и наглядным. Данный мастер-класс расширяет представления воспитателя о методе моделирования в ДОУ. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Дьячкова Н.В. г. Шарыпово 2023 год

Слайд 2

Актуальность : Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Например, взаимосвязи между растением и водой, светом, влагой. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование , которое делает общение детей с природой более доступным и наглядным.

Слайд 3

Цель : Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Слайд 4

Задачи : - Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать; - Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства; - Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.

Слайд 5

Моделирование – это …. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей . Доступность метода моделирования определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .

Слайд 6

Модели : Предметные модели . Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Например, аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).

Слайд 7

Предметно-схематические модели . В них некоторые признаки представлены в виде предметов-макетов. Например, цвет листьев в виде полосок бумаги разного цвета, для характеристики поверхности листьев бумажные полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.)

Слайд 8

Графические модели . Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды.

Слайд 10

Процесс овладения навыками моделирования имеет несколько этапов: Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными; Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу; Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Слайд 11

Требования к экологическим моделям: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов ; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми , чтобы она была им понятна.

Слайд 12

Игра «Когда это бывает?» Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, оранжевые – осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.

Слайд 13

Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Кто скажет, кто знает, Зовут меня ….(зима)

Слайд 14

Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (весной)

Слайд 15

Урожай собирают, В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)

Слайд 16

Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Когда это бывает? (летом)

Слайд 17

Четыре раза в год они Земли наряд меняют пёстрый. Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Слайд 18

Использование мнемотаблиц : Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.

Слайд 19

Мнемотаблицы в экологическом воспитании:

Слайд 21

Составление рассказа «Осень» по графической модели: Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

Слайд 22

Майнд-карты Ментальные карты придумал английский психолог Тони Бьюзен . Он разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для распространения этой технологии. По-английски этот метод называется « mind maps ». Буквально слово « mind » означает «ум», а слово « maps » — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используются термины « интеллект-карты » или «ментальные карты». В мир дошкольных технологий, ментальные карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая и предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд 25

Свойства ментальных карт Привлекательность - Хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Своевременность - Ментальная карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; Творчество - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения Возможность пересмотра - Пересмотр ментальной карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Слайд 26

Правила составления ментальных карт: 1.Лист располагается горизонтально. 2.Главная идея( тема) обводится в центре страницы. 3.Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. 4.Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д (материал дети могут приносить сами) 5.При создании карты используются разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 6. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.

Слайд 27

Алгоритм составления ментальных карт: Выбор темы; Определение ветвей (ассоциаций), выделение их цветом; Определение ветвей второго и третьего порядка и подпись ключевых слов (в зависимости от возраста); Размещение картинок по ветвям; Использование ментальной карты в совместной и самостоятельной деятельности.

Слайд 28

Варианты модельного материала по возрастным группам Младший дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические - аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало) - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок); - модель «Потребности растений» (вода, свет); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой); - модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется); - модель «Свойства глины» (ломается, лепится); - обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус); - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

Слайд 29

Средний дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало); - модель характера поверхности (гладкий, шероховатый) - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение); - модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами); - модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание); - модель «Дикие животные»; - модель «Домашние животные»; - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост); - модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету); - модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету); - обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу); - обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке)

Слайд 30

Старший дошкольный возраст: Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические - модель «Экосистема леса»; - модель «Экосистема луга»; - модель «Экосистема водоёма» - модель формы листа (круглый, треугольный, овальный); - модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий); - модель численности групп (много, мало); - модель характера поверхности (гладкий, шероховатый); - модель «Мимикрия» - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - календарь наблюдений за ростом и развитием растений; - календарь длительности светового дня; - модель «Термометр»; - модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); - модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами); - модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва); - модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка); - модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части); - модель «Птицы»; - модель «Рыбы»; - модель «Звери»; - модель «Насекомые»; - модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение); - карты местности родного края

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников....

Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Помимо краеведения и спорта, геокешинг играет большую положительную роль в воспитании детей. Задача, кото...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»

Познакомить педагогов с образовательной технологией "Экологичексий геокешинг"...