Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
материал по окружающему миру

Журавлева Марина Викторовна

Повышение профессионального уровня педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Мастер-класс для педагогов

«Использование моделирования в экологическом  воспитании детейдошкольного возраста»

Автор: воспитатель

Журавлева Марина Викторовна

п. Малиновский, 2021г.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;

2. Развивать творческие способности, воображение; мышление,

3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;

4. Формировать самостоятельность.

Материалы и оборудование: модели времени года, загадки о временах года, модели и карточки для д/и «Времена года», мнемотаблицы (зима, весна, лето, осень), смайлики.

Ход мастер-класса:

Организационный момент:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Чтобы в ногу со временем идти

Ты найди, изучи, примени…

Вы сегодня предстанете в роли детей дошкольного возраста. Я приглашаю Вас выйти и встать в красивый, большой круг. Мои дети очень любят утреннее приветствие, и сейчас мы с Вами поприветствуем друг друга. Проводится упражнение «Приветствие» - основное назначение этого упражнения – создание эмоционального настроя, включения в общий процесс. Педагоги  встают в круг, ведущий предлагает назвать свое имя и слово на эту же букву «охарактеризовать себя», например: (Марина – я мудрая, Светлана – я смелая и т. д.)

Я предлагаю вам повысить свой профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями об использовании моделирования в экологическом воспитании дошкольников. Участникам МО раздаются модели времен года (карточки голубого, зеленого, красного и оранжевого цвета) и карточки с картинками для участия в мастер-классе. Педагоги садятся на места.

1. Теоритическая часть.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития знаний в области экологического воспитания, начиная с элементарных знаний о природе и заканчивая осознанием себя как части природы.

В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.

Для формирования знаний у детей в области экологического воспитания я использую моделирование. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных.

2.Практическая часть:

1.Проводится игра «Когда это бывает».

Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: голубые  – зима, зеленые – весна, красные – лето, оранжевые – осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.

Я буду читать загадки, а вы соответственно загадке показать карточку модели, которая обозначает время года.

1.Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (зима, весна, лето, осень)

2.Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю.

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Кто скажет, кто знает,

Зовут меня…(зима)

3.Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

4.Пусты поля,

Мокнет земля,

 Дождь поливает,

Когда это бывает?(осенью)

5. Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Когда это бывает? (летом)

Какие вы молодцы, все справились с заданием!

2.Раз мы сегодня говорим о моделировании, будем моделировать!

Я попрошу выйти 4-х коллег кому достались карточки с картинками: яблоко, бабочка, солнышко, и грибок.

В конвертах у каждого из вас модель платья времени года и карточки с изображением примет для каждого времени года. Вы должны обосновать какое время года символизирует модель платья, и подобрать соответствующие карточки-приметы к нему.

Молодцы, спасибо за активное участие.

3.Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве

дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, вкоторую заложена определенная информация.

Я приглашаю выйти коллег, кому достались карточки с сосулькой и пчёлкой.Вам предлагаю составить рассказ по данным мнемотаблицамо весне и о лете.

Благодарю Вас за участие.

4.Мы продолжаем моделировать на практике, у кого карточки с кленовым листом и снеговиком, выходите поучаствовать, задание –составить рассказ с помощью мнемотаблиц об осени и зиме.

Какие молодцы, спасибо!

5.У кого из коллег карточка с лисичкой и белочкой, выходите для участия в мастер-классе, проявите своё мастерство.Вам нужно подобрать к каждому животному свой след.

Спасибо за ваше участие.

3.Заключительная часть.

Рефлексия

Понравился ли вам мастер-класс? (если «да», поднимите смайлика хлопающего в ладоши). Будите ли вы использовать моделирование в своей работе? (если «да», поднимите смайлика с пальцем вверх). Вам не понравилось и ничего нового вы не узнали! (если «да», поднимите смайлика с палец вниз). (Педагоги выбирают смайликов)

Я благодарю вас за участие в мастер – классе. Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии. Побуждая детей к творчеству, педагог должен сам быть творцом, ибо невозможно научить тому, что сам не умеешь.

Использованная литература

  1. «Мир природы и ребенок, методика экологического воспитания дошкольников», под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой, издание 3-е, стереотипное, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003г 313с.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред.и ст. групп дет. сада. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с.

Интернет-источники

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/03/master-klass-dlya-pedagogov-dou-modelirovanie-v-ekologicheskom

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

Мастер – класс для родителей на тему: «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста»

Был проведен мастер-класс для родителей детей, посещающих группу "Особый ребенок"....

Мастер - класс «Рисование песком как положительный фактор в развитии детей дошкольного возраста».

Задачи:1.     Рассказать  о положительном влиянии  рисования песком для детей и взрослых2.     Познакомить воспитателей с некоторыми способами рисован...

Мастер-класс для педагогов "Использование логосказок в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы дети не утомлялись на логопедическом занятии, необходимо менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое возд...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...