Проект"Искусство народов Крыма"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Артемьева Л.Г.

Актуальность выбора темы проекта – главный шаг к изучению культуры народов Крыма – это приобщение к искусству. Важно, чтобы дошкольники знали свои корни и понимали важность толерантного отношения к разным религиозным и культурным традициям народов, населяющих Крым.

Решающее значение для воспитания имеет положительный нравственный опыт, который получают дети, узнавая о том, насколько тесно взаимосвязаны люди различных культур в Крыму и в их семье. Таким образом, наш проект формирует гуманистическое, толерантное отношение между детьми, расширяет кругозор, углубляет знания по истории Крыма, религии, декоративно-прикладному искусству.

Цели проекта :

  • Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
  • Развивать у детей познавательный интерес к русскому, украинскому и крымскотатарскому народному творчеству.
  • Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь  искусству народов Крыма
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства.
  • Научить работать самостоятельно и творчески.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные:

  • Познакомить детей с народными промыслами.
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Закрепить умение сочетать движения и речь. •
  • Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
  • Учить использовать растительные элементы.
  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Учить наблюдать за живой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektiskusstvo_narodov_kryma.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему: «Искусство народов Крыма»

(для детей старшей группы)

Автор-составитель:

                                 Воспитатель старшей логопедической группы ,

МБДОУ №95 «Звоночек»

Артемьева Лилия Гарриевна

2019

        

Введение

Характеристика проекта

Тип проекта: фронтальный, познавательный, творческий.

По срокам реализации: долгосрочный;

Сроки проекта: ноябрь 2015 – май 2016;

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, педагоги, родители;

Проблемная ситуация. 

Духовное возрождение общества, его нравственные ценности влияют на уровень развития всех сфер жизни. Общество заинтересовано в прочной многонациональной семье. Крым - пример того, как на протяжении веков мирно и дружно жили разные этнические группы. Сегодня культура и искусство народов Крыма неизвестна большинству людей страны и города. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дошкольники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен и разнообразен мир традиционной культуры народов Крыма.

Актуальность выбора темы проекта – главный шаг к изучению культуры народов Крыма – это приобщение к искусству. Важно, чтобы дошкольники знали свои корни и понимали важность толерантного отношения к разным религиозным и культурным традициям народов, населяющих Крым.

Решающее значение для воспитания имеет положительный нравственный опыт, который получают дети, узнавая о том, насколько тесно взаимосвязаны люди различных культур в Крыму и в их семье. Таким образом, наш проект формирует гуманистическое, толерантное отношение между детьми, расширяет кругозор, углубляет знания по истории Крыма, религии, декоративно-прикладному искусству.

Цели проекта : 

  • Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
  • Развивать у детей познавательный интерес к русскому, украинскому и крымскотатарскому народному творчеству.
  • Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь  искусству народов Крыма
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства.
  • Научить работать самостоятельно и творчески.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные:

  • Познакомить детей с народными промыслами.
  • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
  • Учить понимать образный смысл загадок.
  • Закрепить умение сочетать движения и речь. •
  • Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
  • Учить использовать растительные элементы.
  • Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Учить наблюдать за живой природой.

Интеграционные направления деятельности с детьми:

1.НОД –занимательная деятельность.

2.Режимные моменты – беседы

      -развлечения

      -целевые прогулки.

3. Самостоятельная  деятельность

-продуктивная деятельность

Планируемые результаты проекта:

  • знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
  • положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»
  • повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

Этапы работы

  1. Организационно подготовительный (ноябрь)

-Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора. Определение  цели и задач  проекта.

-Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий.

2.Содержательный (декабрь – апрель)

-Занятия, развлечения.

3.Заключительный (результативный)

-Анализ полученных  результатов.

-Презентация (Ярмарка)

I . Подготовительный.

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

II. Содержательный.

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Деятельность детей

 1.Объединение в рабочие группы

2.Распределение ролей.

Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

III. Заключительный (результативный)

Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».

          Музыкальное развлечение «Искусство народов Крыма».

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы.

7. Играют в народные музыкальные игры.

Содержание проекта:

Ноябрь  

Составление плана работы по реализации проекта

Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада.

Определить уровень знаний, навыков у детей.

Подготовка материала для работы.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Декабрь

Беседы с детьми о прикладном творчестве разных народов мира.

Консультация для педагогов и родителей «Украинское искусство в нашей жизни»

Занятия с детьми на тему «Украинские пысанки и обереги-голуби»

Модульное оригами

Январь

Знакомство детей с крымскотатарской вышивкой

Продуктивная деятельность Декоративное рисование+ Конструирование из бумаги          

 Семинар-практикум для родителей и педагогов

«Английская техника скрапбукинг – для себя, для детей, для друзей»

Февраль

Знакомство детей с русским декоративно-прикладным искусством

Знакомство детей с Российской графикой 1920г «Граттаж» (воскография)

Консультация для воспитателей «Немецкая техника декупаж в работе с детьми»

Март

Совместная работа воспитателей с детьми «Оформление армянскими узорами предметов быта»

Совместная работа воспитателей с детьми «Русская народная тряпичная кукла»

Совместная деятельность родителей и детей «Интересные узоры на ткани (орнаменты) разных народов Крыма»

Консультация для педагогов «Вид печатной графики (изобретение итальянского художника и гравёра Джованни Кастильоне) «Монотипия»»

Апрель

Продуктивная деятельность детей в технике «Золотая хохлома» Аппликация

Декоративная лепка «Путешествие в страну ложки»

Продуктивная деятельность детей «Путешествие к народным мастерам Крыма».

Май

Оформление выставки детских работ прикладного творчества народов Крыма.

Оформление фото альбома по материалам проекта.

Презентация проекта в презентации и видеофильме.

Заключение

Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цвета, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные игрушки и пр.

Используя данный проект можно в доступной форме, ненавязчиво, даря детям радость открытий, знакомить и прививать им любовь к своему прошлому, к родному, яркому, образному языку, к обычаям дедов и прадедов.

Список использованных источников: 

  1. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. / Т. Н.  Доронова– М.:. Просвещение, 1998. – 220 с.
  2. Искусство народов Крыма. Культуротворческие особенности искусства народов Крыма: история и актуальность: сборник тезисов докладов / Под общей ред. С.В. Тумаковой – доктора экономических наук; составитель – кандидат искусствоведения А.И. Коваленко. –  Севастополь: ЛНАИ 2013. – 130 с.
  3. Декоративное искусство детям. / Г.Н. Паншелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Паншелеева. – М.: Просвещение, 1996. – 187 с.
  4. Селеметова А. Т. Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму. / А.Т. Селеметова, А.С. Часовитина // Журнал «Приволжский научный вестник». – № 3 (55). – 2016. – С 124-129
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). / Г.С. Швайко– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – 289 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов самодийской группы

Содержание Введение…………………………………………………………………………………..........................................................31.     Исторические сведения о самодийской группе народов Сибири……...

Консультация для родителей "Традиции и обряды народов Крыма"

                      КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ    "ТРАДИЦИИ  И  ОБРЯДЫ  НАРОДОВ  КРЫМА"Издревл...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Подвижные игры народов Крыма

Практический материал...

Совместный флеш-моб родителей, педагогов и детей «Дружба народов Крыма»

Цель проведения флеш-моба: Реализация задач региональной программы по межкультурному образованию дошкольников «Крымский веночек».Знакомство детей и родителей с народными играми, танца...

Конспект развлечения в подготовительной группе "Фестиваль народов Крыма"

Итоговое мероприятия по реализации проэкта " Наш волшебный Крым"...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции народов Крыма»

           Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщени...