«Лаборатория чудес» квест-игра по развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Максимченко Елена Вячеславовна

«Лаборатория чудес»

Конспект НОД в формате квест-игры

по  развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sheme_21god_iaksimchenko.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 3 «Березка»


«Лаборатория чудес»

Конспект НОД в формате квест-игры

по  развитию познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Воспитатель:

Максимченко Е.В.

с. Пешково 2021г.

Конспект НОД по теме «Лаборатория чудес»

Приоритетная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое».

Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Развивать познавательный интерес.

2. Развивать мыслительные процессы: память, внимание, логическое мышление.

3. Закреплять умение сравнивать предметы.

Речевое развитие:

 1.Развивать диалогическую форму речи, закреплять умение отвечать на вопросы.

2.Развитие слухового внимания

Социально-коммуникативное развитие:

1.Формировать товарищеские и доброжелательные отношения.

2.Работа в группе.

Физическое развитие:

  1. Развивать двигательную активность у детей.
  2. Развивать культурно-гигиенические навыки

Художественно – эстетическое развитие:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Ожидаемый результат:

Развит познавательный интерес. Развиты мыслительные процессы, такие как память, внимание, логическое мышление. Развито умение сравнивать предметы. Сформированы доброжелательные отношения.

НОД

структура

Содержание НОД

Образовательная деятельность

(вид дея-ти)

Форма работы

Средство

Итоговый образовательный результат

Образовательные цели и задачи

Организационный момент

В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся

Дети: Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

В-ль: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться«Доброе утро»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои красивые улыбки.

СКР

Ситуативный разговор

Худ.слово.

Эмоционально отзывчивый, соблюдающий общепринятые нормы и правила

Приобщение к общепринятым нормам и правилам приветствовать друг друга

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).

Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.

(Подходим к столу)

Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? Ответы детей.(вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 4 маленьких конверта). Вместо подарков лежит конверт ( читает записку):

« Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» Подпись «Ваш друг..»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда прямо сейчас  мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности:

( читает инструкцию)

« Можно:

думать, слушать, смотреть;

трогать и нюхать только с разрешения взрослого;

осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.

Нельзя:

во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого

РР,

ПР

Ситуативный разговор

Игровая ситуация,

Рассматривание коробки

Эмоционально отзывчивый, имеющий первонача

льные представление о правилах безопасности при экспериментировании

Формирование первоначальных представлений о правилах безопасности

Развивать познавательную активность

Основная часть

Воспитатель: Открываем конверт № 1 (Непромокаемый кораблик»

Вопрос 1: «Занимает ли воздух место (пространство)?» (предположения и догадки детей)

Опыт: Для этого опыта нам нужны: тара с водой, кораблик бумажный и стакан.

Запускаем кораблик в плавание и накрываем сверху стаканом. Кораблик опускается на дно и должен стать мокрым, но он всплывает сухим

 Вывод: Нам кажется ,что стакан пустой, но на самом деле там есть воздух, который не пускает воду во внутрь.

Вопрос 2: « Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)

Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.

Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку), наполненный водой, и погрузим в него апельсин.

Воспитатель: Что делает апельсин? ( ответы детей).

Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.

Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)

(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).

Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? ( ответы детей)

Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.

Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин в кожуре умеет плавать, а апельсин без кожуры тонет.) Держите подсказку. ( отдает конверт)

Воспитатель: Открываем конверт № 2

Читает загадку:

«Лишь только дождичек прошел,

Я в небе новшество нашел:

Сквозь небосвод прошла дуга.

В ней семь цветов, там …..

(РАДУГА)

Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу».

Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки)

Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.

Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?

(Дается подсказка)

Воспитатель: Открываем конверт № 3

«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите необычной краской».

Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей).

Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? ( ответы детей)

Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.

Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.

Словесная игра «Скажи наоборот»

День - ночь,

Далеко - близко,

Высоко - низко,

Добрый - злой,

Черный – белый,

Жарко – холодно,

Грязно – чисто,

Светлый – темный.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей)

Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым.

Опыт (продолжение): в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется. заранее жидкость с йодом для детей мне во время занятия)

Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это?

Вывод: Йод вступает в реакцию с бумагой и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.

(Дается подсказка)

Воспитатель: Открываем конверт № 4

«Ребят, а вы моете руки ? Докажите мне, что мыло защищает нашу кожу от микробов»

На столе стоит контейнер с водой (туда добавить черный молотый перец-микробы) .

Воспитатель: Ребята, как можно доказать защиту мыло от микробов?( предположения детей)

Воспитатель: Смотрите, (добавляю перец в воду) это микробы. Если опустить палец в воду с микробами, то микробы останутся на нашем пальце.

Теперь вы обмакните палец в жидкое мыло, и его же погрузите в воду с микробами.(проводим эксперимент)

Воспитатель: Что мы видим?

Воспитатель: Правильно, микробы убегают от мыла и палец остается чистым

Дети: Да

Вывод: Чаще мойте руки и микробы вам не страшны!

(Дается подсказка)

Воспитатель: Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.

Дети собирают паззлы в картинку с цифрами. Это изображение дюдюки.

Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, где же она? (дети говорят, что вот она сидит)

Дюдюка: Да, это я забрала ваши подарки.

Воспитатель: Ну зачем ты их забрала?

Дюдюка: Вот вам хорошо… Вы играете, веселитесь,  а со мной никто не играет. Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с Дюдюкой!

Дюдюка: Хорошо, отдам я ваши подарки, только поиграйте со мной. Ведь я не плохая, мне просто не с кем поиграть. Но сначала угадайте загадку

Загадка: ростом мал да удал, от меня ускакал.

Хоть надут он всегда с ним не скучно никогда. (Мяч)

Игра «Попрыгайка» с мячом.

 

ПР,

ПР

ХЭР

ПР

РР

СКР

ПР

СКР,

ФР

Беседа,

Ситуативный разговор,

Опыты-исследования

Игра-эксперимент

Словесная игра

Решение проблемных ситуаций

Подвижная ига средней подвижности

Возникновение проблемной ситуации,

Экспериментирование.

Обследование

Показ.

Наблюдение.

Ситуативный разговор

Обследование

Показ.

Наблюдение.

Ситуативный разговор

Обследование

Показ.

Наблюдение.

Ситуативный разговор

Показ

Умение логически мыслить

Осмысливающий свои действия

Развитие мыслительных процессов

Заключительная часть

Дюдюка: Спасибо вам ребята ( возвращает коробку с подарками)

После игры воспитатель рассказывает. Ребята, а вы знаете, почему мяч отскакивает от пола после удара? Как вы уже знаете, что воздух есть вокруг нас, хотя мы его и не видим. Внутри мяча тоже есть воздух. При ударе об пол он сжимается. А разжимаясь он отпрыгивает от пола (как бы отталкивается).

Воспитатель: Вы ребята молодцы, выполнили все задания и поиграли с Дюдюкой.

Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки?( ответы детей)

Какие задания мы сегодня выполняли? (ответы детей)

А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)


СКР

Слово.

Ситуативный разговор

Сюрпризный момент

Рефлексия

Эмоционально восприимчивый, имеющий активный словарный запас

Воспитание чувство взаимопомощи, сопереживания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»

Продуктивная деятельность ( эксперименты)         «Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятел...

Конспект познавательного занятия для старших дошкольников через экспериментальную деятельность «Волшебный магнит».

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....