Конспект образовательной деятельности: «Воздух – невидимка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шадяк Надежда Петровна

Средствами поисково-исследовательской деятельности выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh-nevidimka.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Тополёк», с.Варениковское,  Степновский муниципальный район Ставропольского края

Конспект образовательной  деятельности:                                    «Воздух – невидимка».

                                                                                               Подготовила:

                                                                                    Шадяк Н.П. -воспитатель

                                                                              высшей кв. категории

с.Варениковское

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

 - речевое развитие;

-  художественно-творческое развитие;

- физическое развитие.

Участники: дети старшей группы (возраст 5-6 лет).

Цель: Средствами поисково-исследовательской деятельности выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;

-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг;

-обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;

-дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха);

-способствовать формированию у детей познавательного интереса.

Развивающие:

-создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;

-развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;

- развивать  интерес к нетрадиционной технике рисования.

Воспитательные:

-воспитывать интерес, любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование:  посылка, открытка с загадкой, веер, пакеты, мольберт, модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, клякса), стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, куски резины, резиновые шары, акварель, листы для рисования.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, сажать много деревьев, растений и.т.д.

Дидактическая игра: «Кому нужен воздух»

Правильно, всему живому.

И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, мы совершим путешествие.

А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)

А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»  

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

Проходите, в научную лабораторию и располагайтесь.

Как вы думаете, какие органы чувств помогают нам обследовать объект? (глаза, руки, нос, ухо, рот).

Посмотрите на стол, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено?

 Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Как можно увидеть воздух?

 Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

А мы проверим ваши версии.

 Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

 Внимание, ребята. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стакана.

Переворачиваем стакан вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем стакан в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт, ребята. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считаете?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду.

 Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

А теперь возьмем трубочку опустим  в стакан с водой и подуем, что происходит? Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

 Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос? (Да). Как можно почувствовать воздух?  А кто считает по-другому?

 При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

 Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

 Эксперимент №5 «Слышим воздух»

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух, ребята? (Нам помогли баночки, крышка и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

 Эксперимент №6 «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

А теперь я предлагаю вам посмотреть на волшебные баночки. Как вы думаете, что-нибудь есть в баночка? В этих баночках лежали предметы, а потом я их убрала, но воздух сохранил запах предмета и мы с вами сейчас определим, какие предметы находились в баночках: запах чеснока, лимона, духов, апельсина.

Молодцы вы замечательно справились с заданием.

Физкультминутка:

Мы стояли, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись,

наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.

И закончили зарядку тихо, тихо став  за стол.

Ребята, я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

 Эксперимент № 7 «Имеет ли воздух вес?»

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в

воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

 Продолжаем наши эксперименты. Занимайте свои места.

- Мы добрались до остановки, название которой «Изобразительная»

А сейчас мы  поиграем с воздухом. Для игры нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель.  Мы нарисуем необыкновенные  осенние пейзажи с помощью воздуха.

- Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня вышло(показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей). Верно, мои кляксочки похожи на травку или листочки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Проговорить несколько раз с детьми название техники. Выполнение работы)

А теперь, ребята, проходите на ковер присаживайтесь, рефлексия «Шум Моря» на этом наше путешествие завершилось, нам пора возвращаться в детский сад.

Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам вспомнить еще раз как можно увидеть воздух; как почувствовать воздух, как услышать воздух, как воздух переносит запах, имеет ли воздух вес, как называется техника рисования воздухом ?

Увидели воздух:

- С помощью трубочек и ёмкости с водой.

- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

 Почувствовали воздух;

- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

- С помощью бутылочек, баночек.

- С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

- С помощью резиновой игрушки и резины.

Воздух переносит запах

- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

-С помощью воздуха мы рисовали, техника рисования называется «Кляксография»

Ребенок: На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом

будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными.

Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Если Вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет, возьмите тучку. Спасибо за работу!

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект НОД "Воздух - невидимка"

Занятие из образовательной области "Познание", предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения занятия дети знакомятся с понятием "воздух", его свойствами и проводят эле...

Конспект занятия "Воздух - невидимка"

Конспект занятия "Воздух - невидимка"Цель: Сформировать представления о взаимозависимости жизнедеятельности живых организмов в природе; о необходимости беречь и не засорять окружающую среду....

Конспект занятия Воздух-невидимка

Конспект занятия в средней группе и иллюстрации...

Конспект НОД "Воздух-невидимка"

конспекте разсширяются знания...

Конспект ООД "Воздух-Невидимка"

Конспект по экологическому воспитанию детей пригодится для знакомства с неживой природой. Очень интересные опыты, дети в восторге от них....