Конспект ООД "Воздух-Невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Афанасьева Наталия Александровна

Конспект по экологическому воспитанию детей пригодится для знакомства с неживой природой. Очень интересные опыты, дети в восторге от них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект ООД по экологии53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по экспериментированию в старшей группе № 11

 на тему:

"Воздух-невидимка"

Воспитатель: Афанасьева Н.А.

Саратов 2015

Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой-воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления.
  2. Развивать навыки детей проведения элементарных опытов. Расширять и активизировать словарь детей; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  3. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа: беседы про воздух, свойства воздуха, загадывание и разгадывание загадок о воздухе, чтение сказок в которых присутствуют герои умеющие летать, эксперименты с водой. Знакомство с правилами пожарной безопасности.

Оборудование и материалы:

у воспитателя – две коробочки, апельсин, лук,  полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушные шарики по количеству детей, эмоциональный герой «Летунчик», веер, свечи, стакан, банка.

у детей -  стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет,веер.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями в нашей научной лаборатории.

-А чтобы узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.

Загадка

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

-Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и будем делать опыты как настоящие учёные, узнаем «Зачем нам нужен воздух?», «Каким он бывает?»

Основная часть занятия

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать. Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

-Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)

-А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите?

-Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

-Кто это к нам прилетел? (воздушный шар)

-А почему он называется воздушным? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

Практическая часть занятия

1опыт. «Обнаружение воздуха»

-Скажите, мы воздух видим?

-Как вы думаете, поймать мы его можем?

-Я вам сейчас покажу.

-Что в пакете?

-Теперь сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он? (тоненький)

-Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и скрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.

-А теперь что вы видите? (в пакете воздух)

-А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (плоский и тоненький)  

-Вокруг нас находится воздух, только мы его невидим. Чтобы его увидеть, нам надо его поймать.

ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Физ.мин

Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

2опыт. «Как увидеть воздух?»

В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

ВЫВОД: Значит воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.

-Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.

-Для чего нужен нос?

3Игра «Угадай по запаху». 

-А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.

-Сейчас проведём такой эксперимент: Закройте глаза,  Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это?        

 (Воспитатель подносит кусочки апельсина, чеснока.

ВЫВОД: Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете?  В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

4 опыт «Как почувствовать воздух»

Запах чеснока неприятен, так и хочется перестать его чувствовать, давайте попробуем не дышать, зажать нос пальчиками. А чтобы проверить как долго вы сможете не дышать я переверну песочные часы. Дети зажимают нос и стараются не дышать.

- Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты. Какой вывод мы можем сделать? Всему живому на земле нужен воздух: и людям и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.

Но всё же хочется чтобы запах чеснока исчез. Как же нам это сделать? Может быть ветер нам поможет. А что такое ветер? Где нам его взять?

Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.

-Возьмите веер и помашите на себя. Потом друг на друга.

-Что вы почувствовали?

-Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Значит, когда воздух движется получается ветер; воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. И воздух разносит запахи.

5 опыт «Воздух нужен для горения»

Как вы думаете, ребята, нужен ли воздух для того, чтобы горел огонь?

Сейчас мы это сами проверим и узнаем.

Возьмём три свечи, зажжём их. Одну свечу накроем стаканом, другую — банкой, а третью оставим открытой.

Что же произошло?

Свеча в стакане сейчас же погасла; в банке будет горела дольше, но через некоторое время и она потухла. Открытая свеча не гаснет, пока вся не сгорит

В банке воздуха больше, чем в стакане, поэтому и свеча горит дольше. Этот опыт показывает, что для горения нужен воздух.

        

И мы, ребята должны помнить с вами  правила пожарной безопасности! Какие?

Заключительная часть занятия

- Что узнали?

-Какие свойства воздуха мы узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

А сейчас я попробую надуть шарик.

Воспитатель надувает шарик. Летунчик дарит каждому ребёнку по шарику на память.

Воспитатель: На этом ребята наша сегодняшняя работа в научной лаборатории заканчивается и мы сейчас с вами отправимся на прогулку дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....