Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алексеева Кристина Андреевна

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №145 комбинированного вида Центрального района

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему:

«Весна. Перелетные птицы» в средней группе

Алексеева К.А.

Воспитатель средней группы

«Теремок»

2021

Санкт-Петербург

Программное содержание:

Цель: познакомить детей со свойствами и значением перьев птиц

Задачи

Образовательные:

  • Расширить и обогащать знания детей о жизни перелетных птиц, их многообразии и строении тела птиц
  • Формировать представление о гнездах птиц, из чего они сделаны
  • Формировать представления о значении перьев птиц

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к миру птиц.

• Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

• Развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь.

Воспитательные:

• Воспитывать желание заботиться о птицах.

Предварительная работа:

беседы на темы: «Пришла весна», чтение рассказа о перелетных птицах: К. Ушинский «Ласточка»«Рассказы о птицах для детей», загадки о птицах, рассматривание картинок «Перелётные птицы».

Материал и оборудование: кукла Буратино, иллюстрации птиц, перья птиц, таз с водой, паззл «Перелетные птицы», конверты с загадками

Ход

Буратино: Здравствуйте, ребята!

(ответы детей)

Буратино: Вы узнали меня?

(ответы детей)

Буратино: правильно, я Буратино!  Сегодня утром я услышал красивое голос! Зимой я такого не слышал…. Как вы думаете, может быть кто- то к нам прилетел?

(ответы детей и воспитателя)

Буратино: Ого, здорово! Я очень рад, что к нам прилетели птицы. Как называются птицы, которые к нам прилетели?

(ответы детей)

Буратино: Я совсем ничего не знаю о перелетных птицах… и даже не знаю, как они выглядят, и чем отличаются. А как вы думаете, чем перелетные птицы отличаются от домашних?

(ответы детей)

Воспитатель:  Перелетные птицы живут в лесу и парках. И перелетают в теплые края, а домашние птицы живут с человеком. Домашние птицы приносят пользу для человека, например, курочки дают людям яйца

 Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно.

Буратино: спасибо! А вы хотите услышать голос птиц? Тогда вам  нужно отгадать загадки и найти изображение этой птицы. Там вы услышите ее голос.

 

Воспитатель:

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно! Это ласточки! К нам в группу тоже прилетели ласточки, где же они? Ребята, а вы хотите послушать голос ласточки?

Дети подошли к изображению ласточки на окне, нашли конверт. Воспитатель включил голос ласточки.2

Буратино: Кажется, ласточка передала нам, что нам надо найти следующий конверт! А как мы его найдем?

Ответы детей

Буратино: Точно, отгадав загадку! Слушайте.

Шея, словно цифра 2, выгнута особо,

Белый цвет ей так к лицу, птице бесподобной.

Ответы детей

Воспитатель: Это лебедь, умнички! Где же спрятался лебедь? Послушаем его голос?

Дети подошли к изображению лебедя на стене и находят конверт, воспитатель включает голос лебедя. 3

Буратино: Да-да-да-да, я знаю, что вам лебедь передал? Догадаетесь? Вам лебедь передал следующую загадку! Слушайте внимательно.

Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица …

Ответы детей

Воспитатель: умнички! Найдите скорее грача!

Дети подошли к изображению грача на стене и находят конверт, воспитатель включает голос грача.4

Буратино: что вам передал грач? Последнюю  загадку!

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Ответы детей

Воспитатель: Верно, ребята, это аист!  Где же спрятался наш аист?

Дети подошли к изображению аиста на стене и находят конверт, воспитатель включает голос аиста.

Буратино: Я знаю, знаю, знаю! Он передал, чтобы мы пошли за столы и скорее открыли конверты!

Дети сели за столы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Это похоже на птицу… но она почему- то черного цвета … Ой, я вижу  в конверте есть еще и части тела птицы, и они цветные. Сейчас мы будем собирать паззл в виде птицы. Я начну.

У птицы есть голова.

Воспитатель прикрепляет голову к макету.

*ИМЯ*, подходи ко мне! Посмотри на эти картинки. Это части тела птиц. выбери одну, и расскажи что это.

 

Варианты ответов детей:

Дети: У птиц есть два крыла.

Воспитатель: Для чего они нужны? Они нужны чтобы летать

Дети: У птиц есть две лапы.

Воспитатель: Для чего они нужны? Они нужны чтобы ходить и цепляться за деревья

Дети: У птиц есть хвост. 

Воспитатель: Для чего он нужен? Он нужен, чтобы рулить во время полета. Чуть-чуть изменяя положение хвоста, они могут сильно влиять на направление своего движения.

Дети: У птиц есть клюв.

Воспитатель: Для чего он нужен? Он нужен, чтобы добывать себе еду.

Ребята, а где живут птицы?

Дети: В гнездах

Воспитатель: Я хочу вам рассказать, где живет ласточка! Она ищет глину, переносит ее в своем клюве и прикрепляет к стенам домов, под крышей! Затем приносит траву или солому, кладет на глину, и получается гнездо! Воспитатель показывает гнездо ласточки

А аист делает гнездо из прочных прутиков на крышах домов! Воспитатель показывает гнездо аиста

А теперь давайте теперь представим, что мы с вами птицы, приготовьте свои крылья! Полетели за мной и встаем в круг!

Физкультминутка:

Стая птиц летит на юг (плавно машем руками)

Небо синее вокруг (показываем на небо)

Чтоб скорее прилетать - надо крыльями махать (быстро машут руками).

Птички начали спускаться, на полянку все садятся (присели).

Предстоит им долгий путь - птичкам нужно отдохнуть (сидя кладем голову на ладошки).

И опять пора в дорогу - пролететь им нужно много (встаем, машем крыльями).

Вот и юг, ура, ура. Приземляться нам пора (возвращаемся к рабочим столам)

Воспитатель: А чем покрыто тело птиц?

Ответы детей: Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель: правильно. Перед вами лежат корзиночки с перьями птиц. Возьмите самое длинное перо. Потрогайте его. Какое оно?

Ответы детей: (гладкое, мягкое, прочное, цвет, легкое)

Воспитатель: Давайте с вами проверим, действительно ли оно легкое?

Опыт 1. Попробуйте его отпустить с высоты! Как оно падает? Медленно. Значит, оно легкое. А теперь возьмите перо и положите его на ладошку.

Опыт 2. Глубоко- глубоко вдохните, сделайте губы трубочкой и попробуйте перо сдуть с рук. Получилось? Это было легко или тяжело? Перо легкое, поэтому сдуть его не составило труда. Попробуйте сдуть с ладошек каштан. Получилось? Нет. Потому что он тяжелый.

Опыт 3.

Перед вами стоят стаканчики с водой. Попробуйте опустить туда свое перо. Оно утонуло? Нет. Почему?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего птицам нужны перья? У вас было много вариантов, я расскажу вам, зачем они нужны. Есть разные перья. Одни помогают птицам летать, поддерживать в воздухе равновесие и защищают от дождя, другие обеспечивают сохранение тепла.

У вас в корзиночке лежат два пера. Как вы думаете, какое перо нужно, чтобы сохранить тепло? Покажите

 Правильно. Это перо называется пух. Попробуйте его намочить. Намокло? (Да)

А теперь возьмите второе перо, опустите его в воду и достаньте. Ребята, оно намокло? (Нет)

А знаете почему? Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Он отталкивает воду и помогает птицам не намокнуть! Ведь если перо намокнет, перья слипнутся и птица не сможет летать, и еще она может замерзнуть!

 

Ближе всего к телу располагается пух, он греет птиц, а сверху перья, они помогают птицам летать и защищают пух от воды! Ведь если пух намокнет, то птицы замерзнут.

Буратино: Ребята, мне очень понравилось сегодня вместе с вами изучать птиц! А что вам больше всего понравилось? А что вы еще делали? Замечательно! У меня есть для вас подарок! Раскраска перелетных птиц. Проходите за столы и раскрасьте этих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность "Птицы - доктора леса"

Познавательно - исследовательская деятельность для детей среднего дошкольного возраста...

Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно - исследовательской деятельности....

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской деятельност...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе"Зимующие птицы"

quot;ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"Конспектпознавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.Воспитатель Андреева Оксана АлександровнаЦель: формирование умений у детей распознавать ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исслед...