Проект «Осеннее волшебство» Во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Губанова Ольга Владимировна

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД  № 844

 

Проект «Осеннее волшебство»

 

Во второй младшей группе

 

                                                        Подготовила и провела воспитатель 

                                                 Губанова Ольга Владимировна

Москва 2014 год

 

 

Проект во второй младшей группе

«Волшебница осень»

Тема: «Волшебница осень»

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.

Актуальность проекта: Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.

Цель проекта: Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарах.

Задачи проекта для детей:

Образовательные:

  • познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивающие:

  • развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
  • развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей:

1.  Изготовить поделки из природного материала

3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение

Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»

Продукты проекта для детей:

1. Выставка детских работ

2. Коллективная работа «Осеннее дерево»

Продукты проекта для родителей:

1. Выставка поделок «Осенние фантазии»

2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»

3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;

2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;

3. Развить творческие способности у детей.

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

1. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Форма реализации:

  • дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры.
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации об осени;
  • работа с родителями.

Используемые виды деятельности:

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный;

Этапы проектной деятельности:

1 этап Подготовительный:

Воспитатели:

1. Составление плана работы над проектом

2. Сбор материала необходимого для реализации проекта

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта

4. Изготовление дидактических игр и пособий

5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме

Родители:
1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
2. Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду.

2 этап Основной:

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познание

Познакомить детей с основными признаками осени в природе. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей;

 Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов. Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев. Ознакомление с природой:

Беседы:

«Осень в гости к нам пришла»

 «Какая сегодня погода»

«Дары осени» (овощи и фрукты)

«Как изменилась одежда людей».

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.

Исследовательская деятельность:

«Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».

«Тонет – не тонет».

Дидактические игры:

«Какое время года»

«Найди такой же листик»

«Чудесный мешочек»

«Что растет на грядке»

«Собери картинку (разрезные овощи)»

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; формировать доброжелательное отношение друг к другу Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Сюжетно-ролевые игры:

«Оденем куклу на прогулку»

«Сварим суп из овощей»

«Магазин овощей».

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений.

Рассматривание картин:

 «Прогулка в лесу»

«Уборка урожая»

Чтение художественной литературы:

 А. Блок «Зайчик»

З. Александрова «Дождик»

А.К. Бальмонт «Осень»

В. Авдиенко «Осень

Ю. Тувим «Овощи»

М. Дружинина «Весёлый огород», Е. Бацева «Сказка про фрукты», В М. Пришвин «Листопад».

Русская народная сказка

«Вершки и корешки»

Пальчиковые игры:

 «Компот», «Вышли пальчики гулять», «Мы капусту рубим».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.

формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

 Разучивание: песня «Осень», «Дождик». танец «Листочки», «Ёжики».

Рисование: «Разноцветный ковер из листьев».

 Аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа).

Лепка: «Овощи с огорода».

Бумажный театр «Репка».

Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

 

 

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.

Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик»,

«У медведя во бору»,

«Листопад»,

«Урожай»,

Хороводная игра: «Кабачок».

Физминутки:

«Мы листики осенние»,

«Ветер дует нам в лицо»,

«Ходит осень по дорожке».

3 этап Заключительный:

- оформление выставки детских работ: «Осень»;

- оформление выставки «Осенние фантазии» (совместно с родителями);

- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;

1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей и фруктов.

2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.

3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Приложение:

Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку».

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

      В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.                                  

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».

Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Дидактическая игра «Что растёт на грядке».

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.

Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

В: Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх).

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью).

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки).

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук).

Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный).

Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».

Есть у нас огород

Там своя морковь растёт…

Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Цель: Нахождение предметов по сходству.

Ход игры:

      Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».

      Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.

Дидактическая игра «Какое время года».

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Беседа «Осень в гости к нам пришла».

Цель: развитие умения замечать изменения в природе.

Беседа «Какая сегодня погода».

Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Беседа «Дары осени».

Цель: формирование представлений о здоровой пище.

Беседа «Как изменилась одежда людей».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.

Рассматривание картин «Прогулка в лесу».

Программное содержание

Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Рассматривание картин «Уборка урожая».

Программное содержание:

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Подвижная игра «Листопад».

Программное содержание: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Ход игры:

Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети).

Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Программное содержание: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Программное содержание: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Подвижная игра «Собери урожай».

Цель: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

 

Конспект НОД по рисованию на тему: "Разноцветные листья".

Цель: Расширение представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.

Ход занятия:

1.Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

В: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

2.Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

В: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

 Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).

Физминутка:

 

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

 

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".

В: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги.  

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.

4. Итог занятия.

В: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.

Конспект НОД по аппликации «Осеннее дерево» (Клен)

(коллективная работа).

Цель: Создание осеннего дерева из кленовых листьев.

Задачи:

- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;

- развивать ориентировку на листе бумаги;

- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;

- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;

- развивать чувство цвета и композиции, воображения;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: Половинка листа ватмана, на котором нарисован клен без листьев; вырезанные из цветной бумаги листья клена (желтые, красные, зеленые), клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка.

Ход занятия:

В: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.

 

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.  (осень)

 

В: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?

Д: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.

В: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали? (ответы детей)

Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей)

Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня нарисуем осенний наряд деревцу, ведь все деревья стоят нарядные, а наше дерево почему-то без листочков. Но сначала повторим его строение.

(дети называют строение дерева: корень, ствол, ветки).

В: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз - кленовые листочки.

 

Клен ветвями шевелит

Листья осыпая

Тучка по небу бежит

Капельки роняя.  

 

Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наше дерево, чтобы оно стало красивым. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.

Продуктивная деятельность (аппликация).

Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.

В: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравилось ваше дерево, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад.

Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.

Физминутка: «Ветерок»

 

Ветер веет над полями,

И качается трава,

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Качают руками над головой.)

Мы вперед руками вертим.

И у нас тут дует ветер.

А теперь назад покрутим.

Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.)  …..

 

В: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

 

Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.

У ежа иголки. Пых-пых-пых.

Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.

Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.

 

В: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.

Конспект НОД по лепке «Овощи с огорода» (нанесение пластилина на поверхность).

Задачи:

- продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами;

-учить наносить пластилин на поверхность;

- развивать мелкую моторику рук,

-формировать знания об овощах;

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Материалы: Корзинка с овощами, пластилин красного, зеленого, оранжевого цвета, игрушка – Зайчик, картон с нарисованным контуром тарелочки с овощами.

Прием лепки: Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картины.

Ход занятия:

К детям в гости заходит бабушка Маша. Здоровается (дети здороваются с ней).

- Я иду к вам прямо с огорода. На грядках у меня вырос очень хороший урожай! Посмотрим, что я принесла в корзине. (Да).

Хорошо! Слушайте внимательно загадки:

 

1. Кто на грядке зеленеет,

И желтеет, и краснеет

он похож на светофор,

Это круглый (помидор).

Показывает помидор из корзинки.

-Молодцы! А, какого он цвета? (Красного). Правильно

 

2.Красна девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице? (морковь).

Достает из корзинки.

- Ай, какие молодцы, все знают! А какого морковь цвета? (помогает с ответом оранжевая).

 

3. Кто играет с нами в прятки,

На осенней грядке?

Весь под листиком Хитрец

Пупырчатый (огурец)

- Правильно, а какого огурец цвета (зеленого).

 

4.Наши зайцы не грустят,

Кочерыжками хрустят,

Зайцам из – за хруста

Нравится (капуста).

 

Б: - Молодцы ребята, все загадки отгадали, а как можно назвать одним словом капусту, морковь, огурец, помидор?

Д:Овощи! (индивидуально, потом хором).

Физкультминутка: Овощи

 

В огород пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают

И картошки накопаем, копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

 

Б: Когда я к вам шла то встретила у ворот детского сада зайчика, он плакал, из-за того, что дома его ждут голодные детки зайчики. Приготовим тарелочки с овощами для маленьких зайчат.

Показ воспитателя: Отщипывать маленькие кусочки от большого, наносить пластилин на картон и размазывать по картону внутри контура, обратить внимание на то какого цвета брать пластилин для моркови, огурца, помидора.

При необходимости помочь. Похвалить малышей за то, что они так постарались и набрали много овощей в тарелочки.

Обыграть поделки: зайчики будут сыты и вырастут большими и здоровыми.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.

2.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. -96с.

3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А.Ю. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160с.- (Занятия с детьми).

4. Губанова Н. В. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе

Детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. -144с.

5. Гусева Т. А., Иванова Т. О, Картотека сюжетных картинок. Подвижные игры. Младший и средний дошкольный возраст. Издательство: Детство – Пресс, 2011.

6. Дергунская В.А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2017. -128с.

7. Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2016. -192с.

8. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. -64с.: цв. вкл.

9.  Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.: цв. вкл.

10.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. – 96с., цв. вкл.

11.  Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. -48с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen2015.pptx462.43 КБ
Microsoft Office document icon proekt_osennee_volshebstvo.doc113 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавтельно -исследовательский творческо-игровой проект «Покровская ярмарка» Для средней группы ГБОУ города Москвы № 844 Подготовила и реализовала проект воспитатель Губанова Ольга Владимировна Москва, 2015

Слайд 2

ТИП ПРОЕКТА Познавательный исследовательский Групповой Творческий игровой

Слайд 3

Участники проекта Воспитатель Воспитанники средней группы 4-5 лет Родители Музыкальный работник

Слайд 4

Проблема Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы.

Слайд 5

Проблема В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.

Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей.

Слайд 8

Цель проекта Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарами; Закрепить представление детей об осени, как времени года; Расширить представление о свойствах листьев(зеленые, жухлые.)., Стимулировать желание самостоятельно делать выводы.

Слайд 9

Задачи проекта для детей: Образовательные : познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; расширять и активизировать словарный запас детей;

Слайд 10

Задачи проекта для детей: Развивающие : развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе; развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

Слайд 11

Задачи проекта для детей: Воспитательные : воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года; воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 12

Задачи проекта для родителей: 1 . Изготовить поделки из природного материала 3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Слайд 13

Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение Название итогового мероприятия проекта: « Осенние посиделки!»

Слайд 14

Продукты проекта для детей: 1. Выставка детских работ 2. Коллективная работа «Осеннее дерево»

Слайд 15

Продукты проекта для родителей: 1. Выставка поделок «Осенние фантазии» 2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку» 3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»

Слайд 16

Ожидаемые результаты по проекту для детей: 1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе; 2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; 3. Развить творческие способности у детей .



Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САД  № 844 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Осеннее волшебство»

Во второй младшей группе 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовила и провела воспитатель  

                                                 Губанова Ольга Владимировна 

 

 

Москва 2014 год 

Проект во второй младшей группе

«Волшебница осень»

Тема: «Волшебница осень»

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.

Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.

Актуальность проекта: Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.

Цель проекта: Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарах.

Задачи проекта для детей:

Образовательные:

  • познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивающие:

  • развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
  • развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей:

1.  Изготовить поделки из природного материала

3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение

Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»

Продукты проекта для детей:

1. Выставка детских работ

2. Коллективная работа «Осеннее дерево»

Продукты проекта для родителей:

1. Выставка поделок «Осенние фантазии»

2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»

3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;

2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;

3. Развить творческие способности у детей.

Ожидаемые результаты по проекту для родителей:

1. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Форма реализации:

  • дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры.
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • использование DVD для просмотра презентации об осени;
  • работа с родителями.

Используемые виды деятельности:

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный;

Этапы проектной деятельности:

1 этап Подготовительный:

Воспитатели:

1. Составление плана работы над проектом

2. Сбор материала необходимого для реализации проекта

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта

4. Изготовление дидактических игр и пособий

5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме

Родители:
1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
2. Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду.

2 этап Основной:

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познание

Познакомить детей с основными признаками осени в природе. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей;

 Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов. Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев. Ознакомление с природой:

Беседы: 

«Осень в гости к нам пришла»

 «Какая сегодня погода»

«Дары осени» (овощи и фрукты)

«Как изменилась одежда людей».

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.

Исследовательская деятельность:

«Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».

«Тонет – не тонет».

Дидактические игры:

«Какое время года»

«Найди такой же листик»

«Чудесный мешочек»

«Что растет на грядке»

«Собери картинку (разрезные овощи)»

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; формировать доброжелательное отношение друг к другу Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Сюжетно-ролевые игры:

«Оденем куклу на прогулку»

«Сварим суп из овощей»

«Магазин овощей».

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений.

Рассматривание картин:

 «Прогулка в лесу»

«Уборка урожая»

Чтение художественной литературы:

 А. Блок «Зайчик»

З. Александрова «Дождик»

А.К. Бальмонт «Осень»

В. Авдиенко «Осень

Ю. Тувим «Овощи»

М. Дружинина «Весёлый огород», Е. Бацева «Сказка про фрукты», В М. Пришвин «Листопад».

Русская народная сказка

«Вершки и корешки»

Пальчиковые игры:

 «Компот», «Вышли пальчики гулять», «Мы капусту рубим».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.

формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

 Разучивание: песня «Осень», «Дождик». танец «Листочки», «Ёжики».

Рисование: «Разноцветный ковер из листьев».

 Аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа).

Лепка: «Овощи с огорода».

Бумажный театр «Репка».

Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.

Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик»,

«У медведя во бору»,

«Листопад»,

«Урожай»,

Хороводная игра: «Кабачок».

Физминутки:

«Мы листики осенние»,

«Ветер дует нам в лицо»,

«Ходит осень по дорожке».

3 этап Заключительный:

- оформление выставки детских работ: «Осень»;

- оформление выставки «Осенние фантазии» (совместно с родителями);

- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;

1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей и фруктов.

2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.

3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Приложение:

Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку».

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры:

      В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.                                  

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».

Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.

Дидактическая игра «Что растёт на грядке».

Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.

Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.

В: Посмотрите-ка ребята

Урожай у нас богатый-

Очень много овощей.

Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.

Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»

Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.

Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.

Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх).

Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью).

Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки).

А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук).

Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».

Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный).

Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».

Есть у нас огород

Там своя морковь растёт…

Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Цель: Нахождение предметов по сходству.

Ход игры:

      Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».

      Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.

Дидактическая игра «Какое время года».

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Беседа «Осень в гости к нам пришла».

Цель: развитие умения замечать изменения в природе.

Беседа «Какая сегодня погода».

Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Беседа «Дары осени».

Цель: формирование представлений о здоровой пище.

Беседа «Как изменилась одежда людей».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.

Рассматривание картин «Прогулка в лесу».

Программное содержание

Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Рассматривание картин «Уборка урожая».

Программное содержание:

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Подвижная игра «Листопад».

Программное содержание: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.

Материал: осенние листья.

Ход игры:

Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья жёлтые летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети).

Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»

По желания детей игра продолжается 2-3 раза.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Программное содержание: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Программное содержание: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Подвижная игра «Собери урожай».

Цель: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

Конспект НОД по рисованию на тему: "Разноцветные листья".

Цель: Расширение представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.

Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.

Ход занятия:

1.Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

В: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.

2.Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

В: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

 Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).

Физминутка:

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".

В: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги.  

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.

4. Итог занятия.

В: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.

Конспект НОД по аппликации «Осеннее дерево» (Клен)

(коллективная работа).

Цель: Создание осеннего дерева из кленовых листьев.

Задачи:

- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;

- развивать ориентировку на листе бумаги;

- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;

- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;

- развивать чувство цвета и композиции, воображения;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: Половинка листа ватмана, на котором нарисован клен без листьев; вырезанные из цветной бумаги листья клена (желтые, красные, зеленые), клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка.

Ход занятия:

В: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.  (осень)

В: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?

Д: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.

В: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали? (ответы детей)

Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей)

Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня нарисуем осенний наряд деревцу, ведь все деревья стоят нарядные, а наше дерево почему-то без листочков. Но сначала повторим его строение.

(дети называют строение дерева: корень, ствол, ветки).

В: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз - кленовые листочки.

Клен ветвями шевелит

Листья осыпая

Тучка по небу бежит

Капельки роняя.  

Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наше дерево, чтобы оно стало красивым. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.

Продуктивная деятельность (аппликация).

Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.

В: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравилось ваше дерево, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад.

Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.

Физминутка: «Ветерок»

Ветер веет над полями,

И качается трава,

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Качают руками над головой.)

Мы вперед руками вертим.

И у нас тут дует ветер.

А теперь назад покрутим.

Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.)  …..

В: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.

У ежа иголки. Пых-пых-пых.

Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.

Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.

В: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.

Конспект НОД по лепке «Овощи с огорода» (нанесение пластилина на поверхность).

Задачи:

- продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами;

-учить наносить пластилин на поверхность;

- развивать мелкую моторику рук,

-формировать знания об овощах; 

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Материалы: Корзинка с овощами, пластилин красного, зеленого, оранжевого цвета, игрушка – Зайчик, картон с нарисованным контуром тарелочки с овощами.

Прием лепки: Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картины.

Ход занятия:

К детям в гости заходит бабушка Маша. Здоровается (дети здороваются с ней).

- Я иду к вам прямо с огорода. На грядках у меня вырос очень хороший урожай! Посмотрим, что я принесла в корзине. (Да).

Хорошо! Слушайте внимательно загадки:

1. Кто на грядке зеленеет,

И желтеет, и краснеет

он похож на светофор,

Это круглый (помидор).

Показывает помидор из корзинки.

-Молодцы! А, какого он цвета? (Красного). Правильно

2.Красна девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице? (морковь).

Достает из корзинки.

- Ай, какие молодцы, все знают! А какого морковь цвета? (помогает с ответом оранжевая).

3. Кто играет с нами в прятки,

На осенней грядке?

Весь под листиком Хитрец

Пупырчатый (огурец)

- Правильно, а какого огурец цвета (зеленого).

4.Наши зайцы не грустят,

Кочерыжками хрустят,

Зайцам из – за хруста

Нравится (капуста).

Б: - Молодцы ребята, все загадки отгадали, а как можно назвать одним словом капусту, морковь, огурец, помидор?

Д: - Овощи! (индивидуально, потом хором).

Физкультминутка: Овощи

В огород пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают

И картошки накопаем, копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки

Б: Когда я к вам шла то встретила у ворот детского сада зайчика, он плакал, из-за того, что дома его ждут голодные детки зайчики. Приготовим тарелочки с овощами для маленьких зайчат.

Показ воспитателя: Отщипывать маленькие кусочки от большого, наносить пластилин на картон и размазывать по картону внутри контура, обратить внимание на то какого цвета брать пластилин для моркови, огурца, помидора.

При необходимости помочь. Похвалить малышей за то, что они так постарались и набрали много овощей в тарелочки.

Обыграть поделки: зайчики будут сыты и вырастут большими и здоровыми.

Список литературы:

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.

2.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. -96с.

3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А.Ю. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160с.- (Занятия с детьми).

4. Губанова Н. В. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе

Детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. -144с.

5. Гусева Т. А., Иванова Т. О, Картотека сюжетных картинок. Подвижные игры. Младший и средний дошкольный возраст. Издательство: Детство – Пресс, 2011.

6. Дергунская В.А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2017. -128с.

7. Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2016. -192с.

8. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. -64с.: цв. вкл.

9.  Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.: цв. вкл.

10.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. – 96с., цв. вкл.

11.  Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. -48с.

12. Пальчиковые игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/19/palchikovye-igry-po-teme-osen.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая» во второй младшей группе

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логиче...

Проект " Осень золотая" для второй младшей группы

надеюсь кому- то пригодится в работе...

Проект «Яркая Осень» для детей второй младшей группы.2014 г.

Проект «Яркая Осень» для детей второй младшей группы....

Проект по познавательному развитию «Осень разноцветная» для второй младшей группы

Содержание.1. Введение.2. Информационная карта проекта.2.1 Цели проекта.2.2 Задачи проекта.2.3 Актуальность проекта.2.4 Направление деятельности проекта.3. Формы проведения проекта.4. Ожидаемые резуль...

Проект "Осень Золотая" во второй младшей группе.

Этот проект поможет вам познакомить детей с красотой осенней природы....

Праздник осени. Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе "Волшебница осень" Развлечение для второй младшей группы.

Цель: создание праздничного настроения. Задачи: формировать у детей интерес к явлениям природы; воспитывать бережное отношение к природе; развивать музыкально-ритмические навыки, творче...

Технологическая карта реализации проекта «Осень золотая» во второй младшей группе

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: ...