: «Наука - это здорово! Чудо вода!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Игнова Светлана Ивановна

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

На тему: «Наука -  это здорово! Чудо вода!»

(для детей средней группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_voda.docx832.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад общеразвивающего вида № 103 "Золотой ключик"

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

На тему: «Наука -  это здорово! Чудо вода!»

(для детей средней группы)

Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории: С. И. Игнова

Цель. Формирование познавательно – исследовательской активности детей, создание условий для развития желаний у детей экспериментировать с водой.

Программное содержание.

Обучающие. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах. Продолжать формировать представления о воде, ее роли и значении в природе и жизни человека.

 Развивающие. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой, познакомить с новыми свойствами воды. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы. Активизировать словарь: глобус, модель, планета, лаборатория

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Методические приемы: Наглядный (рассматривание, наблюдение). Игровой (игра малой подвижности «Море волнуется раз…). Практический (опыты). Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы).

Материал: Глобус, одноразовые прозрачные стаканчики с водой (на каждого ребенка), с молоком, с яблочным соком (на каждого ребенка), пуговица красного цвета, ложки, лед, салфетки, емкость с водой, бумажные заготовки цветов (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Беседы «Для чего нужна вода?», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!», «Круговорот воды в природе»; чтение стихотворений, потешек, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе, слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря», просмотр м/фильмов «Берегите воду!», «Капля», «Капитошка», «Возвращение Капитошки».

План НОД:

Вводная часть (мотивационный момент)

Основная часть.

Практическая часть. Эксперимент. Опыты.

Игровая часть.

Рефлексия: итог НОД.

Ход ООД

Вводная часть (мотивационный момент).

Воспитатель вносит глобус в группу, привлекая внимание детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

 Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Воспитатель и дети рассматривают глобус.

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель. Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Воды.

Воспитатель: Да, правильно-воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети: Животным. Растениям. Людям.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

 Воспитатель: Послушайте загадку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без … (воды)

Дети: Воды.

Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле! А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды необходимо соблюдать правила поведения:

• Внимательно слушать воспитателя

• Не разговаривать слишком громко

• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.

Практическая часть. Эксперимент. Опыты.

Опыт 1 (с соком)

Воспитатель. Ребята, скажите, какой вкус у лимона?    

Дети: Кислый

Воспитатель: А конфета, какая на вкус?    

Дети: Сладкая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоят 2 стакана, на одном цифра № 1- он с соком, а другой под цифрой №2- с водой. В каком из них сок, а в каком сок?

Дети: Вода в стакане под № 2, а сок под №1.

Воспитатель: Правильно! Вода в стакане под № 2, она чистая и прозрачная.

Предлагаю вам взять по стакану сока и попробовать его.

Дети подходят, берут по стакану с соком, пробуют, затем ставят стаканы на место.

Воспитатель: Какой вкус у сока?

Дети: Сладкий, вкусный, яблочный.

Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая вода на вкус?

Дети подходят, берут по стакану с водой, пробуют, затем ставят стаканы на место.

 Дети: Вода безвкусная.

Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, значит какой сделаем вывод, что вода-безвкусная!

Дети: Что у воды нет вкуса!

Воспитатель: Молодцы!

Опыт 2 (с водой)

Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика: один пустой, другой с водой. Воспитатель берет стаканчик с водой и медленно переливает воду в пустой стаканчик.

Воспитатель: Слышите, как она звучит? Вода льется и мы ее слышим. А если она льется, значит, она какая?

 Дети: Жидкая.

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме. Делаем вывод: Вода – жидкая

Опыт 3 (с молоком)

Воспитатель: Ребята, какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: А, что вы можете сказать про воду?  

Дети: У воды нет цвета.

Воспитатель: Давайте это проверим. Закройте глаза, я опущу в молоко пуговицу, ваша задача – отгадать, какого цвета пуговица в стакане.

Воспитатель опускает в стакан с молоком пуговицу красного цвета. 

Воспитатель: Открываем глаза. Какого цвета пуговица в стакане?

Дети: Её не видно.

Воспитатель: Почему?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель ложечкой достает пуговицу из молока, салфеткой вытирает. Показывает детям пуговицу красного цвета, затем погружает эту же пуговицу в стакан с водой.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы видим, какого цвета пуговица?

 Дети: Да, мы видим, что пуговица красного цвета.

Воспитатель: Почему в этом стакане видно пуговицу?

Дети: Потому, что вода прозрачная.

Воспитатель вопросами подводит детей к выводу, что вода не имеет цвета.

Дети: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт 4 (со льдом)

 Воспитатель показывает детям на тарелочке лед.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?  

Дети: Лед

Воспитатель: Возьмите кусочек льда в руки. Что произошло с вашими руками? Дети: Они стали мокрыми.

Воспитатель: Почему руки стали мокрыми?  

Дети: Лед тает.

Воспитатель: А почему лед стал таять?  

Дети: Наши руки теплые и еще тепло в группе.

Воспитатель: Положите лед на салфетку. Что происходит с салфеткой?

Дети: Она стала мокрой.

Воспитатель: Правильно ребята, лед тает и превращается в воду. Значит делаем вывод: вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда.

Игровая часть.

Воспитатель: Ребята, проходите и вставайте в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Море волнуется раз….», но сначала выберем ведущего считалкой.

Воспитатель зачитывает считалочку:

Вдаль бежит река лесная,  

Вдоль нее растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,  

Мы играем - водишь ты!

С помощью считалки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри….

Игроки в это время кружатся, раскачиваются. При слове «замри», игроки должны замереть в позе, изображающей любой морской предмет. Ведущий подходит к кому- либо, дотрагивается до него «оживляя фигуру». Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру он загадал. Тот, кто изобразил наиболее похоже, становится ведущим, и игра начинается сначала. Повтор 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, вы любите, когда происходит волшебство?

Воспитатель показывает опыт «Цветок, распустившийся на воде». Заранее из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в емкость с водой.

Воспитатель: Что происходит с цветком?

Дети: Цветок распускается.

Воспитатель: Да, вода проникает в бумагу, она набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. Хотите стать волшебниками, тогда каждый возьмёт по заготовке цветка и опустит на воду.

Дети повторяют за действиями воспитателя, наблюдают, как распускается цветок.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами рассматривали глобус, нашли на глобусе моря и реки, и океаны, еще мы побывали в сказочной лаборатории и проводили опыты. Какой опыт тебе, Кирюша, больше всего понравился?

Ответ Кирюши и других детей.

Воспитатель: Мы с вами узнали свойства воды. Какие вы запомнили?

Дети: (предположительные ответы детей). У воды нет вкуса, вода жидкая, вода не имеет цвета,  вода бывает не только жидкой, но и твердой - в виде льда.

Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Что новое узнали? Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено.

Приложения

D:\Users\Света\Desktop\день науки\20210208_093548.jpg

D:\Users\Света\Desktop\день науки\20210208_100131.jpg

 Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-nod-opyty-s-vodoi.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/12/25/master-klass-tsvetok-lotosa-zanimatelnye-opyty-s-vodoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное Интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на тему: "Чудо водичка"

Мультимедийное пособия для закрепляющих занятий по экологии или Окружающий мир. Расчитано для детей среднего и старшего возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию «Наука - это здорово! Чудо – яйцо!».

Создание  условий  для развития  у детей познавательной активности и  интереса  к экспериментально – познавательной  деятельности....

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)

Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1.     Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2.     Развивать любознатель...

Наука о здоровье здоровых людей

Консультация для родителей о том, что такое валеология....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...

Основы науки и естествознание "Волшебница вода" в младшей группе.

Малыши на этой неделе продолжают знакомиться со свойствами воды: вода - источник жизни, роста, она прозрачная, жидкая, она растворяет. С помощью нее мы умывается, моемся, готовим кушать......