Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с природой. на тему «Растительный и животный мир Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Воробьёва

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с природой.

на тему «Растительный и животный мир Земли»

Цель. Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира Земли.  Ознакомление детей с последовательностью смены природных зон Земли, с животным миром этих зон (Арктики, Антарктиды, Тундры, Тайги, смешанных лесов, Пустыни). С умением приспосабливаться к условиям внешней среды.  Учить узнавать как влияют факторы неживой природы (свет, тепло, вода, почва) на живую природу. Учить детей выделять отличительные признаки живой природы, в Пустыни-сухо, жарко , нет дождей, много света, в тундре –холодно, сыро. В Арктике и Антарктиде, холодно, нет почвы, мало света. Активизировать словарь детей, название климатических зон, природных условий, название растений и животных.

Демонстрационный Материал: карта природных зон, Карточки на каждого ребенка: факторы неживой природы (свет, почва, вода, тепло). Карточки Животных и растений. картинки с зарисованными изменениями, что произошло с лукавицами. Игра «Найди Лишнее», «

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение опытов с луковицей, беседы, разучивание стихов.

                                                        Ход занятия.

Рассказ о луковицах. Какие с ними произошли изменения.

 Вспомним условия произрастания:

 -Какими условиями была обеспечена первая луковица? (Было тепло, светло, и стояла в воде)

 -Какие условия были созданы для второй луковицы? (Было тепло, стояла в воде,  но не было света )

 -А в каких условиях росла третья луковица? (Было тепло, светло, но не было воды)

Показ рисунков.

Мы с вами зарисовали, какими выросли луковицы в этих условиях.

-Что произошло с первой луковицей? (она пустила корешки,  дала зеленые листья)

- Что произошло со второй луковицей? (Появились корешки, листья желтые)

- Что произошло с третьей луковицей? (она не проросла)

Этот опыт нам показал, что если не хватает хоть одного фактора (воды, тепла, света, почвы) растение плохо растет или совсем не растет. А в природе  для роста растений нужна еще почва.

 А теперь ребята, чтобы узнать, как влияют факторы (тепло, свет, вода и почва) на растительный и животный мир Земли. И как растения приспособились к таким условиям на Земле, отправимся в путешествие по нашей Земле. А проводниками нам будут любознательность и воображение. Мы постараемся забыть, что сидим в своей группе, а представим себя путешественниками. Дорога предстоит долгая и мы отправимся с вами в путь дорогу на ракете.

                                       А сейчас мы с вами, дети

                                       Улетаем на ракете

                                       На носки поднимись,

                                       А потом руки ввысь

                                       Раз, два, три, четыре-

                                       Вот летит ракета ввысь.

 СТИХ. Земля

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты!

Внизу, за стеклами кабины

В молочных облаках лежал

Далекий, маленький, любимый

Земной, голубоватый шар.

-О чем говорится в этом стихотворении? (О нашей земле)

 Показываю глобус.

  Глобус – это модель Земли. Какая наша Земля по форме? (Круглая)

Рассматриваем глобус .

-На глобусе показано все, что есть на Земле: реки, моря, леса, пустыни и т.д. Наша земля делиться на зоны. В каждой зоне разные природные условия – климат.

                                Мы знаем точно шар земной

                                Два полюса имеют:

                                На южном – холод ледяной

                                На северном – теплее.

-О каких полюсах говориться?  ( Арктика и Антарктида)

Рассматриваем на карте.

-Каким цветом обозначим эту зону (белым).

Расскажите о климате этой зоны?

Холодно, вечная мерзлота, снег и лед не тают.

Растения растут здесь? (нет)

-Почему? (Нет почвы)

-Какие животные здесь обитают? (Моржи, тюлени, белые  медведи, пингвины).

                  Стихи                

 Под северным сиянием,

Лежит  лентяй  тюлень

Ему и утро раннее

Встречать наверно лень.

Вот белая медведица,

Не страшен ей мороз.

Схватить тюленя целиться

Закрыв свой черный нос.

У берегов Антарктики

Среди снегов и льдин

Во мраке, в белом галстуке

Идет гулять пингвин.

-Как животные  приспособились к таким условиям жизни?

-Толстый слой жира, густая шерсть спасает от сильных морозов, все хорошо плавают и охотятся за рыбой.

Постройте модель, которая покажет нам,  как влияют четыре фактора (вода, свет, тепло, почва) на животный мир Арктики и Антарктиды.

Какая следующая зона?

-Тундра

- Каким цветом обозначим? (серым)

-Какой климат в тундре?

-Чуть теплее, чем в Арктике и в Антарктиде. Дольше и теплее лето, но тоже холодно, сильные ветра, много снега.

-Все это влияет на растительный и животный мир тундры.

-Какие растения там растут?

-Карликовые, низкорослые,  стебли стелются у поверхности земли.

-Почему?

-Это их защищает от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста.

-Какие вы знаете растения?

-Карликовая береза, полярная ива, морошка, ягель, брусника.

-Что вы знаете о животных тундры?

-В тундре живет северный олень, белая сова, куропатки, лемминги, песцы.

-Как они приспособились к таким условиям?

- Густая шерсть зверей , пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. У оленя широкие копыта, которые помогают бегать по снегу и болотам, не проваливаясь, или же разгребает снег, чтобы достать корм.

-Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животных и растений Тундры.

Но стало холодно нам вдруг

Метет над снежным краем

Давай в лесную полосу

Хоть на часок слетаем.

-Какая следующая зона?

-Зона лесов и тайги.

-Закройте фишкой животное которое живет в зоне Тайги.

Физминутка – Самолет.

-Каким цветом обозначим зону Лесов и Тайги.

-Какой здесь климат?

-Теплое жаркое лето, солнце греет. Достаточно тепла, света, воды.  Выпадает много осадков в виде дождя, летом и зимой. Богатая почва, поэтому здесь разнообразная растительность и разнообразный животный мир.

-Какие здесь растут растения?

- деревья высокие тянуться к солнцу. Где меньше тепла растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна,  пихта, кедр, лиственница.

Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой.

А где поверхность земли получает больше тепла и света растут вместе с хвойными и лиственные деревья: дуб, клен, ясень, липа.

Богат и животный мир лесной полосы.

-Что вы знаете о животных леса?

-В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм но и укрытие. В глухом лесу живет бурый медведь, волки, лисицы, барсуки строят себе норы, куницы и белки поселяются в дуплах. На зиму животные меняют окраску (белки и зайцы), мех становиться пушистым. У лося широкие копыта, благодаря которым он легко передвигается по топким болотам. В густой зелени ни сразу найдешь гнезда.

Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир лесной полосы.

Закройте фишкой животное, которое живет в лесной полосе.

-Какая следующая зона следует после лесов?

-Пустыня

-каким обозначим цветом? (оранжевым)

-Какой здесь климат?

-жарко, много света, мало воды, дожди выпадают весной, почва бедная – один песок. Поэтому бедная растительность.

- Как приспособились растения к таким условиям?

-Корни уходят глубоко в землю, только там они могут найти влагу. Мелкие листья, чтобы меньше испарялось влаги. У некоторых растений вместо листьев – колючки.

-какие растения вы знаете?

-Саксауловое дерево - вместо листьев чешуйки, верблюжья колючка, полынь.

Животный мир тоже своеобразен.

-Как приспособились животные к таким условиям?

Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности.

-Каких животных вы знаете?

-Верблюды- они питаются верблюжьей колючкой, скудными травами. Несколько дней могут обходиться без воды.

Антилопа-джейран, много ящериц-варанов, змей, тушканчики.

-Постройте модель, которая покажет, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир пустыни.

-Найдите у себя на карте животное, которое живет в пустыни и закрой те фишкой.

Физкультминутка – ракета.

Ну вот и вернулись мы домой. Узнали много интересного о растениях и животных, как они приспособились к условиям жизни. Узнали, как влияют четыре фактора (тепло, свет, вода, почва) на растительный и животный мир.

 Игра «Найди лишний фактор»

На столе лежат карточки с изображениями животного или растения и карточки с факторами внешней среды, характерные для предложенных им животных или растений.

Расскажи о своем животном:

Это …………

Оно живет ……………

Где тепло, светло…………..

Надо выбрать только те факторы, которые характерны для этого животного, а лишнее убрать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с природой.

на тему «Растительный и животный мир Земли»

Цель. Познакомить детей с многообразием растительного и животного мира Земли.  Ознакомление детей с последовательностью смены природных зон Земли, с животным миром этих зон (Арктики, Антарктиды, Тундры, Тайги, смешанных лесов, Пустыни). С умением приспосабливаться к условиям внешней среды.  Учить узнавать как влияют факторы неживой природы (свет, тепло, вода, почва) на живую природу. Учить детей выделять отличительные признаки живой природы, в Пустыни-сухо, жарко , нет дождей, много света, в тундре –холодно, сыро. В Арктике и Антарктиде, холодно, нет почвы, мало света. Активизировать словарь детей, название климатических зон, природных условий, название растений и животных.

Демонстрационный Материал: карта природных зон, Карточки на каждого ребенка: факторы неживой природы (свет, почва, вода, тепло). Карточки Животных и растений. картинки с зарисованными изменениями, что произошло с лукавицами. Игра «Найди Лишнее», «

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение книг, проведение опытов с луковицей, беседы, разучивание стихов.

                                                        Ход занятия.

Рассказ о луковицах. Какие с ними произошли изменения.

 Вспомним условия произрастания:

 -Какими условиями была обеспечена первая луковица? (Было тепло, светло, и стояла в воде)

 -Какие условия были созданы для второй луковицы? (Было тепло, стояла в воде,  но не было света )

 -А в каких условиях росла третья луковица? (Было тепло, светло, но не было воды)

Показ рисунков.

Мы с вами зарисовали, какими выросли луковицы в этих условиях.

-Что произошло с первой луковицей? (она пустила корешки,  дала зеленые листья)

- Что произошло со второй луковицей? (Появились корешки, листья желтые)

- Что произошло с третьей луковицей? (она не проросла)

Этот опыт нам показал, что если не хватает хоть одного фактора (воды, тепла, света, почвы) растение плохо растет или совсем не растет. А в природе  для роста растений нужна еще почва.

 А теперь ребята, чтобы узнать, как влияют факторы (тепло, свет, вода и почва) на растительный и животный мир Земли. И как растения приспособились к таким условиям на Земле, отправимся в путешествие по нашей Земле. А проводниками нам будут любознательность и воображение. Мы постараемся забыть, что сидим в своей группе, а представим себя путешественниками. Дорога предстоит долгая и мы отправимся с вами в путь дорогу на ракете.

                                       А сейчас мы с вами, дети

                                       Улетаем на ракете

                                       На носки поднимись,

                                       А потом руки ввысь

                                       Раз, два, три, четыре-

                                       Вот летит ракета ввысь.

 СТИХ. Земля

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты!

Внизу, за стеклами кабины

В молочных облаках лежал

Далекий, маленький, любимый

Земной, голубоватый шар.

-О чем говорится в этом стихотворении? (О нашей земле)

 Показываю глобус.

  Глобус – это модель Земли. Какая наша Земля по форме? (Круглая)

Рассматриваем глобус .

-На глобусе показано все, что есть на Земле: реки, моря, леса, пустыни и т.д. Наша земля делиться на зоны. В каждой зоне разные природные условия – климат.

                                Мы знаем точно шар земной

                                Два полюса имеют:

                                На южном – холод ледяной

                                На северном – теплее.

-О каких полюсах говориться?  ( Арктика и Антарктида)

Рассматриваем на карте.

-Каким цветом обозначим эту зону (белым).

Расскажите о климате этой зоны?

Холодно, вечная мерзлота, снег и лед не тают.

Растения растут здесь? (нет)

-Почему? (Нет почвы)

-Какие животные здесь обитают? (Моржи, тюлени, белые  медведи, пингвины).

                  Стихи                

 Под северным сиянием,

Лежит  лентяй  тюлень

Ему и утро раннее

Встречать наверно лень.

Вот белая медведица,

Не страшен ей мороз.

Схватить тюленя целиться

Закрыв свой черный нос.

У берегов Антарктики

Среди снегов и льдин

Во мраке, в белом галстуке

Идет гулять пингвин.

-Как животные  приспособились к таким условиям жизни?

-Толстый слой жира, густая шерсть спасает от сильных морозов, все хорошо плавают и охотятся за рыбой.

Постройте модель, которая покажет нам,  как влияют четыре фактора (вода, свет, тепло, почва) на животный мир Арктики и Антарктиды.

Какая следующая зона?

-Тундра

- Каким цветом обозначим? (серым)

-Какой климат в тундре?

-Чуть теплее, чем в Арктике и в Антарктиде. Дольше и теплее лето, но тоже холодно, сильные ветра, много снега.

-Все это влияет на растительный и животный мир тундры.

-Какие растения там растут?

-Карликовые, низкорослые,  стебли стелются у поверхности земли.

-Почему?

-Это их защищает от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста.

-Какие вы знаете растения?

-Карликовая береза, полярная ива, морошка, ягель, брусника.

-Что вы знаете о животных тундры?

-В тундре живет северный олень, белая сова, куропатки, лемминги, песцы.

-Как они приспособились к таким условиям?

- Густая шерсть зверей , пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. У оленя широкие копыта, которые помогают бегать по снегу и болотам, не проваливаясь, или же разгребает снег, чтобы достать корм.

-Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животных и растений Тундры.

Но стало холодно нам вдруг

Метет над снежным краем

Давай в лесную полосу

Хоть на часок слетаем.

-Какая следующая зона?

-Зона лесов и тайги.

-Закройте фишкой животное которое живет в зоне Тайги.

Физминутка – Самолет.

-Каким цветом обозначим зону Лесов и Тайги.

-Какой здесь климат?

-Теплое жаркое лето, солнце греет. Достаточно тепла, света, воды.  Выпадает много осадков в виде дождя, летом и зимой. Богатая почва, поэтому здесь разнообразная растительность и разнообразный животный мир.

-Какие здесь растут растения?

- деревья высокие тянуться к солнцу. Где меньше тепла растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна,  пихта, кедр, лиственница.

Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой.

А где поверхность земли получает больше тепла и света растут вместе с хвойными и лиственные деревья: дуб, клен, ясень, липа.

Богат и животный мир лесной полосы.

-Что вы знаете о животных леса?

-В лесу круглый год обилие кормов. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм но и укрытие. В глухом лесу живет бурый медведь, волки, лисицы, барсуки строят себе норы, куницы и белки поселяются в дуплах. На зиму животные меняют окраску (белки и зайцы), мех становиться пушистым. У лося широкие копыта, благодаря которым он легко передвигается по топким болотам. В густой зелени ни сразу найдешь гнезда.

Постройте модель, которая покажет нам, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир лесной полосы.

Закройте фишкой животное, которое живет в лесной полосе.

-Какая следующая зона следует после лесов?

-Пустыня

-каким обозначим цветом? (оранжевым)

-Какой здесь климат?

-жарко, много света, мало воды, дожди выпадают весной, почва бедная – один песок. Поэтому бедная растительность.

- Как приспособились растения к таким условиям?

-Корни уходят глубоко в землю, только там они могут найти влагу. Мелкие листья, чтобы меньше испарялось влаги. У некоторых растений вместо листьев – колючки.

-какие растения вы знаете?

-Саксауловое дерево - вместо листьев чешуйки, верблюжья колючка, полынь.

Животный мир тоже своеобразен.

-Как приспособились животные к таким условиям?

Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности.

-Каких животных вы знаете?

-Верблюды- они питаются верблюжьей колючкой, скудными травами. Несколько дней могут обходиться без воды.

Антилопа-джейран, много ящериц-варанов, змей, тушканчики.

-Постройте модель, которая покажет, как влияют четыре фактора на животный и растительный мир пустыни.

-Найдите у себя на карте животное, которое живет в пустыни и закрой те фишкой.

Физкультминутка – ракета.

Ну вот и вернулись мы домой. Узнали много интересного о растениях и животных, как они приспособились к условиям жизни. Узнали, как влияют четыре фактора (тепло, свет, вода, почва) на растительный и животный мир.

 Игра «Найди лишний фактор»

На столе лежат карточки с изображениями животного или растения и карточки с факторами внешней среды, характерные для предложенных им животных или растений.

Расскажи о своем животном:

Это …………

Оно живет ……………

Где тепло, светло…………..

Надо выбрать только те факторы, которые характерны для этого животного, а лишнее убрать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание:Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;Воспитывать заботливое...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой по теме "Деревья"

Занятие разработано для логопедической группы. Вопросы воспитателя побуждают детей раскрывать причинно - следственные связи, взаимодействовать с педагогом и между собой....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».

ЗАДАЧИ.Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равн...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой на тему "Весна"

. Обобщить и систематизировать знания детей о весне, птицах и деревьях.  Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы. Воспитывать бережное отношение к растен...

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Этот загадочный космос»

Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству, расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии: развивать воображение, фан...

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...