Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира Тема: «Растительный мир Краснодарского края».
план-конспект занятия на тему

пичкурова наталья васильевна

ЗАДАЧИ.

Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.

Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равнина, предгорье, горы.

Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать загадки.

Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, закрепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.

Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.

Активизировать познавательную деятельность ребенка.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

Игровой, художественное слово, вопросы - ответы, рассматривание картин, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.

 «Волшебная книга», карта - схема  растительного мира Кубани:  картины - поле, лекарственные растения,  лиственный лес, хвойный лес; карточки с сельскохозяйственными культурами  (по количеству детей ) (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями (ромашка, календула, одуванчик) ; демонстрационный материал — деревья; дорожка с препятствиями, мягкие модули.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_krasnodarskogo_kraya_ftskm.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира

Тема: «Растительный мир Краснодарского края».

ЗАДАЧИ.

Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.

Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равнина, предгорье, горы.

Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить отгадывать загадки.

Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, закрепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.

Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.

Активизировать познавательную деятельность ребенка.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

Игровой, художественное слово, вопросы - ответы, рассматривание картин, составление рассказов, поощрение, показ с объяснением.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.

 «Волшебная книга», карта - схема  растительного мира Кубани:  картины - поле, лекарственные растения,  лиственный лес, хвойный лес; карточки с сельскохозяйственными культурами  (по количеству детей ) (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями (ромашка, календула, одуванчик) ; демонстрационный материал — деревья; дорожка с препятствиями, мягкие модули.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон:

- Здравствуйте ребята. Здесь группа «Солнышко»

Дети:

- Да, это наша группа.

Почтальон:

- Получите посылку из леса от Феи растений.

Воспитатель:

- Спасибо за посылку (почтальон уходит). Давайте откроем посылку. Интересно, что нам прислала Фея растений (открывает посылку с детьми, достает книгу, карту, читает) «Волшебная книга обо всем на свете». Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня будет на Кубань, куда и приглашает нас Фея растений, в путешествии поможет нам карта - схема растительности Кубани.

- Ребята, что называют Кубанью?

Дети:

- Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.

Воспитатель:

- А почему так называют наш край?

Дети:

- Потому что в нашем крае протекает река Кубань

Воспитатель:

- Правильно. Территория Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Северную часть занимает равнина, здесь сплошная степь, превращенная в поля, где мы с вами и живем. А южную часть занимает предгорье, горы Главного Кавказского хребта и Черноморское побережье.

- Сегодня нам Фея и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» и карты отправиться в страну растений Кубани.

Вы готовы идти в путешествие?

Но я вас должна предупредить, что путешествие будет непростым, впереди нас ждут сложные задания.

Давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - поле подсолнечников).

Эта страничка приглашает нас посетить нашу равнину, степи, превращенные в поля.

Фея приготовила для вас интересные загадки, о том, что выращивают на полях. Послушайте первую загадку. Если вы знаете ответ, поднимите карточку, соответствующую отгадке.

1. Посреди двора

Золотая голова (подсолнух)

2.Как на поле, на кургане

Стоят девушки с серьгами (овес)

3.В поле - метелкой

В мешке - жемчугом, (пшеница)

4.У закутанных девиц

Волос ветер шевелит, (кукуруза)

Воспитатель:

- Молодцы ребята. А какие еще сельскохозяйственные культуры выращиваю у нас на полях.

Дети:

- Это лен, рожь, рис, сахарная свекла.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.

2. Воспитатель:

- Отправляемся в путешествие дальше. Я открываю следующую страничку нашей «Волшебной книги» (открываю страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - лекарственные травы).

Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». Нам необходимо пройтись вдоль дорог, по склонам балок и оврагов  равнины и переправиться в южную часть Кубани - предгорье (пока на карте). Вы готовы? Пошли.

(Дети проходят по организованной дорожке, перешагивают через овраги (модули), проползают под веточкой (под дугой), переходят по мостику через речку (по гимнастической  скамье).

Воспитатель:

- Вот наша «Зеленая аптека». Располагайтесь поудобнее. «Зеленой аптекой» называют растения, которые помогают избавиться от болезней. Болеть могут все, и люди и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В «Зеленой аптеке» всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями  растений.

Фея и здесь приготовила для вас задание, она считает, что видеть - то вы их видели, а вот как они называются помните?  Она предлагает из разрезных карточек собрать картинку, и сказать что это за растение на ней изображено, и рассказать о нем.

Приступаем к выполнению задания.

Воспитатель:

- Как называются лекарственные растения, которые вы собрали?

Дети:

- Одуванчик, ромашка, календула.

Воспитатель:

- Кто хочет рассказать о своем растении?

Дети:

- Одуванчик растет на лугу. У него резные листья и на длинном тонком стебле желтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель:

- Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы немного отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое так и называется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Послушайте стихотворение об одуванчике:

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!

Воспитатель:

- Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения.

Какое еще растение вы собрали?

Дети:

- Ромашка.

Воспитатель:

- Кто из вас расскажет об этой красавице?

Дети:

- Ромашка растет везде на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.

Воспитатель:

- Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать нос, ополаскивать волосы.

И еще одно растение, которое вы собрали. Как оно называется?

Дети:

- Это календула.

Воспитатель:

- Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети:

- Календула растет на клумбе. У нее сочный стебель, продолговатые зеленые листья, и яркий оранжевый цветок.

Воспитатель:

- Верно. У нас на клумбе мы выращивали календулу. Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?

Дети:

- Ноготки.

- Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

Послушайте стихотворение:

По цветкам есть знатоки? Что же это? Ноготки.

Лепестки у них сорвите, потом горло полощите

 При ангине, при простуде лучше доктора не будет!

Какие еще лекарственные растения  вы знаете?. Назовите их.

Дети:

- Это крапива, подорожник, валериана, пустырник, тысячелистник и т.д.

Воспитатель:

- Молодцы ребята.

3. - Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия, дети рассматривают картину - лес).

А сейчас мы с вами отправимся в трудное путешествие в горы и леса. Фея предупредила, что сначала нас будут окружать лиственные деревья, и мы должны будем назвать их.

Готовы? Идем, (дети идут по извилистой тропинке и подходят к лиственному лесу).

Воспитатель:

- Вот и лиственный лес. Подойдите по два человека к понравившемуся дереву, посовещайтесь и скажите, как оно называется?        

Молодцы! Я была уверена в вас, что вы знаете лиственные деревья Краснодарского края.

Ну, что ребята впереди нас горы - Главный Кавказский хребет. Будем возвращаться или пойдем дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет (дети перебираются через мягкие модули, выложенные в виде горы).

Вот мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, теплого моря. Хорошо в хвойном лесу! Чистый прозрачный воздух, покой и тишина. Давайте сейчас посмотрим вокруг и скажем, какие хвойные деревья вы здесь видите.

Дети:

- Сосна, ель.

Воспитатель:

- Правильно. Ребята, но и здесь нам Фея растений приготовила задание. Нам необходимо из счетных палочек выложить хвойное дерево. Справитесь? Усаживайтесь поудобнее и приступайте к работе.

Воспитатель:

- какой красивый у вас получился хвойный лес. Молодцы ребята.  

Заключение. Ребята, что нового  и интересного вы  сегодня узнали о растительном мире Кубани.

Итог занятия.

(Звучит музыка и появляется Фея растений, которая хвалит детей и приглашает опробовать её очень вкусный, душистый и полезный чай, из мяты, липы и меда. На последок желает детям всегда быть здоровыми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостности картины мира Тема: " Экскурсия по сказочной стране Деда Мороза"

Цель: формирование интереса воспитанников к памятникам культурного и исторического наследия (усадьба Деда Мороза).Задачи:Образовательная:- познакомить с обычаями празднования нового года в России...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостности картины мира Тема: " Экскурсия по сказочной стране Деда Мороза"

Цель: формирование интереса воспитанников к памятникам культурного и исторического наследия (усадьба Деда Мороза).Задачи:Образовательная:- познакомить с обычаями празднования нового года в России...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, с элементами экспериментирования. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать...