Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пичкурова Наталья Васильевна

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира

  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края»

 Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Краснодарского края.

 Задачи: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Развивать воображение при перевоплощении в деревья. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира

                     Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края»

 Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Краснодарского края.

 Задачи: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Развивать воображение при перевоплощении в деревья. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

 Словарная работа: Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи. Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Оборудование: Аудиозапись «Шум леса». Схема «Строение дерева». Разрезные схемы-картинки. Картинки-иллюстрации ели и сосны. Веточки и шишки ели и сосны на каждого ребёнка.

Ход занятия

Организационный момент.

-Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку. Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка: Нам в дождь и зной поможет друг,

                Зелёный и хороший,

                Протянет нам десятки рук

                И тысячи ладошек. (Дерево) (ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, где растут деревья? (ответы детей)

-А где растёт деревьев больше всего? (Дети: в лесу).

-Давайте представим, что мы оказались в лесу, и превратились в деревья.

Физкультминутка «Станем мы деревьями». 

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги это корни,

Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается (Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки ветви (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют. (Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно, (Качают головой.)

Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)

-Итак, дети, что общего в строении всех деревьев? (Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви, листья.)

Работа со схемой «Строение дерева». 

 

-У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно. Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку - покажу отгадку».

-Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

. (Сосна)

-Молодцы! Мне понравилось, как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки. Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки).

-Иголочки  - это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоей называют…( хвойные). (Предполагаемый ответ детей.)

-Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки. Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

 

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они? (Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

 Одинаковы ли они по размерам? (Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие короткие.)

-Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву? Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели? (Дети: Еловая).

Игровое упражнение «Поздороваемся!» 

-Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

 Воспитатель веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй,…!», а дети «Здравствуй, ёлочка!»

 Воспитатель выдвигает картинку ели на первый план.

-Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу? Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки, внимательно рассмотрите её хвоинки. (растут на ветках по одной друг за другом).

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

 Ели-ёлки-ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх, встать на носочки)

На ёлках - птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса. (руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом. Воспитатель выставляет картинку сосны. Как называется это дерево? Дети: Сосна. В какой части дерева располагаются ветки сосны? Воспитатель показывает ветку с сосны.

-Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая? Дети: Сосновая.

- Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок? Дети: Они длиннее еловых хвоинок. Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны? Дети: По две.

-Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут? Дети: Ёлкой, хвоей. -Вам нравится этот запах? Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому полезно гулять среди этих деревьев. А что растёт на хвойных деревьях? Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев. У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая это шишка ели, другая округлая сосны.

Д/Игра «С чьей ветки детки?» 

-Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется (еловый); лес, в котором растут только сосны, называется (сосновый). Сосновые и еловые леса, называют (хвойными лесами).

3. Заключение. Ребята, что нового вы узнали сегодня? Высказывания детей.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

 Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

 Оказалось, что она

 Не такая, как сосна

 

- Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также,  как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже, когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию целостной картины мира "Путешествие по родному краю" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие направлено на расширение знаний детей о достопримечательностях  малой Родины, растительном и животном мире Краснодарского края, воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к приро...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему "Животные Африки".

В ходе занятия дети знакомятся с таким животными, как крокодил, обезьяна, лев, слон, жираф и зебра....