Конспект занятия по познавательному развитию Формирование целостной картины мира Тема: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию Формирование целостной картины мира Тема: «Космическое путешествие»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
Формирование целостной картины мира
Тема: «Космическое путешествие»
Автор-разработчик: Волобуева Виктория Николаевна, воспитатель ГБДОУ д/с №75 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.
Длительность ОД: 30 мин.
Цель: уточнить и углубить знания детей о космическом пространстве.
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи;
- формировать умение ответственно относиться к поставленной задаче;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- воспитывать умение работать в команде, доводить начатое дело до конца.
ОО «Познавательное развитие»:
- познакомить детей с первым космонавтом;
- закрепить названия и очередность планет;
- познакомить с понятиями: метеорит, астероид, комета.
- воспитывать чувство гордости за первого покорителя космоса;
- воспитывать чувство патриотизма.
ОО «Речевое развитие»:
- формировать умение согласовывать слова в предложениях;
- формировать умение внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, рассуждать;
- развивать навыки свободного общения, речь, внимание;
- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать умение внимательно и эстетично выполнять задания.
ОО «Физическое развитие»:
- продолжить развивать координацию движений;
- учить следить за осанкой.
Методы и приемы:
Вопросы детям, упражнения, игры, беседа, самостоятельная работа.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение литературы о космосе и космонавтах, рисование и аппликация на тему «Космос», дидактические игры.
Материалы:
Демонстрационный материал: проектор, экран, глобус, письмо, звезды-подсказки, макет Солнечной системы.
Раздаточный материал: счетные палочки, схемы ракет, игра Мемо космос, разрезные картинки на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Организационный момент: дети становятся в круг.
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!»
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо от космических жителей. Здесь написано: для ребят 6 подготовительной группы.
Чтение письма.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся в путешествие, поможем нашим космическим друзьям справиться с заданиями? И тогда мы узнаем, что же они считают самым главным на свете.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим? Если посмотрим вверх, что увидим?
Воспитатель: Посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты с морями, океанами и сушей. За ее пределами космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы. Привязывали крылья, но ничего не получалось.
Прошли века, и люди смогли покорить воздушное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали летать на самолетах и вертолетах (СЛАЙД). Но люди продолжали смотреть в небо, особенно ночью, и мечтали полететь, а куда, отгадайте.
(Загадки)
Ночь уже не так темна,
Если светит нам она (Луна) (СЛАЙД)
Ей, ребята, можно верить –
Нам укажет путь на север.
Ночью ясною всегда
Лишь Полярная … (Звезда) (СЛАЙД)
Белые цветочки на синем платочке.
Вечером расцветают, а утром увядают (Небо и звезды) (СЛАЙД)
Это странные медведи –
Месяцу они соседи.
Сверху вниз на нас глядят,
Мед, малину не едят. (Большая и Малая Медведицы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием и получаете первую звезду-подсказку, повесим ее на доску. А мы с вами двигаемся дальше.
Воспитатель: Итак, ребята, куда хотели долететь люди?
Воспитатель: Правильно, человечество мечтало о космическом пространстве. Таинственная «звездная бездна» космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки.
Дети, а вы знаете какая самая большая звезда? (СЛАЙД)
Воспитатель: Около Солнца вращается Земля и другие планеты, составляя нашу Солнечную систему. Давайте подойдем к макету и рассмотрим повнимательнее.
(Рассматривание макета)
Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд?
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
В Солнечной системе 8 планет.
Меркурий — самая близкая и горячая планета к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха (СЛАЙД)
Венера — вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе (СЛАЙД)
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну (СЛАЙД)
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек (СЛАЙД)
Юпитер — пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа (СЛАЙД)
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка (СЛАЙД)
Уран — седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» (СЛАЙД)
Нептун — восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера (СЛАЙД)
Воспитатель: Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет
«Астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун.
Ребята, а теперь подойдем к столу, где нас ждет следующее задание. Вы видите перед собой части картинки, но они перепутаны между собой. Нужно собрать их в правильном порядке.
(Разрезные картинки).
Молодцы, вы справились, давайте еще раз все вместе глядя на подсказку повторим последовательность планет: Меркурий, Венера, Земля… Вы получаете вторую звездочку-подсказку.
Итак, мы с вами продолжаем.
Воспитатель: Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли они на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь.
Ребята, давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолеты, ни вертолеты, для таких полетов не подходят. Самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. А в космосе есть воздух?
Воспитатель: С помощью чего же можно освоить космическое пространство?
Правильно, ребята, в космос можно отправиться на ракете (СЛАЙД)
Давайте подойдем к столу и посмотрим, какое задание нам предстоит выполнить (под платками счетные палочки и схемы ракеты из счетных палочек на каждого ребенка). Но перед этим разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять
В космос полетел отряд.
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
И большую желтую Луну»
(Ракета из счетных палочек)
Молодцы! И с этим заданием вы справились, получаете еще одну звездочку. А мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Разработал теорию ракеты и формулу ее движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский (СЛАЙД).
Но, к сожалению, у него не было возможности сделать летательный аппарат. И только через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев (СЛАЙД) смог сконструировать и изготовить первый космический спутник.
Для того, чтобы узнать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте, ученые сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.
Все мы знаем про знаменитых собачек Белку и Стрелку (СЛАЙД).
Но, оказывается, в космосе побывали не только они, но и черепаха, кошка, обезьяна, кролик, морская свинка, мыши, лягушки, улитки и даже тараканы! (СЛАЙД)
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой.
Лишь только после того, как учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе, в космос полетел человек.
Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в космос, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.
Физкультминутка
Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимает руки вверх и машет)
Летим дальше.
Кто же был первым космонавтом, покинувшим нашу планету? (СЛАЙД)
Правильно, первого космонавта звали Юрий Алексеевич Гагарин. Юрий Гагарин в школе учился на одни пятерки, занимался спортом, прыгал с парашютом. Он был мужественным, умным и смелым. Когда он окончил лётное училище, стал военным летчиком. Ю. Гагарин узнал, что набирают отряд космонавтов, написал в Москву письмо с просьбой принять его в космонавты и его приняли. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что только смелые и здоровые люди могут отправиться в космос, поэтому перед следующим заданием я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.
«Надеваем шлем скафандра», «Запускаем двигатель», «Летим на ракете», «Пересаживаемся в Луноход», «Лунатики», «Вдохнем свежий воздух на Земле».
Молодцы, ребята, подходим к столу, где нас ждет следующее задание.
Игра «Мемо Космос»
Ребята, вы большие молодцы, справились и с этим заданием, получаете четвертую звездочку-подсказку.
Воспитатель: Скажите, а что еще есть в космосе помимо планет и звезд?
Воспитатель: Солнечной системе есть еще астероиды и кометы. Это остатки небесных тел, образовавшиеся при формировании Солнечной системы. (СЛАЙД астероид)
А вы знали, что астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца, но слишком маленькое, чтобы считаться планетой. (СЛАЙД комета)
А комета — небольшое небесное тело, состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост. Он может быть разной формы. В древности люди думали, что кометы похожи на звезды с распущенными волосами, поэтому «комета» с греческого переводится как «волосатый» (СЛАЙД метеорит)
Метеориты - это явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеориты еще называют падающими звездами. Земля ежегодно пересекает орбиты метеорных потоков, но для нее это не опасно: от ударов космических тел наша планета защищена атмосферой, они сгорают, не долетая до Земли (СЛАЙД Спутник)
Также в космосе есть спутники. Спутник - космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по орбите. То есть спутники на орбиту отправили люди. Они бывают разные и выполняют различные задачи: благодаря спутникам мы можем выходить в Интернет, смотреть телевизор, говорить с помощью мобильной связи, прокладывать маршруты и определять местонахождение машины или корабля в море.
Игра с мячом «Космические термины» (5 звездочка)
Игра «Снежный ком» (6 звездочка)
Молодцы, вы собрали все звездочки, давайте перевернем их и попробуем составить из букв слово – и мы узнаем, что же космические жители считают самым главным.
Правильно – это слово «Дружба». Молодцы, вы все выполнили верно. Наши космические друзья передают нам послание – самое главное быть дружными, помогать друг другу, и тогда все получится. Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и прославит нашу Родину! И все у вас получится!
Заключительная часть
Воспитатель: После посадки на Землю Юрий Алексеевич Гагарин сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
Ребята, вам понравилось занятие? О каких планетах мы сегодня вспомнили? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
Вы все большие умницы, справились со всеми заданиями! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»
Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

Конспект НОД по познавательному развитию: формирование целостной картины мира «Приключение в космическом центре»
Возрастная категория: Подготовительная группа Цель: -формирование первичных представлений о космосе. Задачи: -обобщить и систематизировать знания детей о Космосе; -познакомить с по...

Конспект ООД по познавательному развитию (Формирование целостной картины мира ) Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни; понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.Задачи:Образовательные: Форм...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) на тему "Животные Африки".
В ходе занятия дети знакомятся с таким животными, как крокодил, обезьяна, лев, слон, жираф и зебра....

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»
Конспект занятия по "Познавательному развитию"...
Конспект занятия по познавательному развитию Формирование Целостной Картины Мира Тема: «История бумаги. Свойства бумаги»
Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада.Длительность ОД: 30 мин.Цель: познакомить детей с историей бумаги....
