Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Конспект занятия по "Познавательному развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

тел.: (38557) 9-87-52

e-mail:сайт:

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»

Подготовила:

учитель-дефектолог Золотарева С.И.

г. Рубцовск, 2023г.

Тема: Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц.

Возрастная группа: подготовительная

Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

- Знакомить с многообразием мира перелетных птиц

- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.

- Учить различать птиц по голосам и внешнему виду, на примере дикой утки и скворца.

- Расширять представление о живой природе.

Коррекционно - развивающие:

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Развитие графических умений и навыков.

- Активизация двигательной активности, снятие утомления.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Лексический материал:

Слова-предметы: аист, гусь, утка, цапля, лебедь, скворец, кукушка,

Слова-признаки предметов: насекомоядные, водоплавающие, клином, вереницей, поодиночке

Слова-действия предметов: лететь, улетать, перелетать, зимовать.

Предварительная работа:

- Беседа с детьми «Перелетные птицы Алтайского края.

- Рассматривание альбомов, плакатов «Перелетные птицы».

- Просмотр презентации «Птички-невелички».

- Прослушивание голосов птиц.

Оборудование: посылка с письмом и сундучками, картинки с изображением птиц, «Голоса птиц» в записи, музыкальный физкультминутки, графомоторные дорожки, простые карандаши, разрезные картинки, медальки.

Формаорганизациидетей: подгрупповая.

Методы организации

Главныеметодыобучения

Практические:

  • Рисование графических дорожек

Наглядные:

  • Демонстрациянаглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога
  • беседа
  • загадки

Игровые:

  • музыкальные игры
  • сюрпризный момент

Ход НОД:

Организационный момент.

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  1. Психологический настрой на совместную деятельность.
  2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методыиприемы:словесный(беседа,вопросы),игровой(сюрпризныймомент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечания

Дети образуют круг. Педагог достаёт посылку.

- Да хотим.

- Да.

- Дети приступают к работе открывают конверты и узнают, что там кусочки разрезанной картинки. Дети собираю разрезную картинку.

- Это птица - скворец.

- Скворец - перелетная птица.

- Потому что они улетают в теплые края.

- Перелетные птицы улетают осенью и весной возвращаются к нам обратно.

- Потому что им нечего есть, нет насекомых.

  • Здравствуйте, ребята!

- Шла я сегодня утром на работу и мне передали посылку для вас с письмом, хотите ее открыть и узнать что там?

- Ой да тут письмо и еще маленькая коробочка. Давайте ребята откроем вначале письмо и узнаем, что же нам такое там написали.

«Здравствуйте ребята, пишет вам Маша из мультфильма «Маша и медведь» мне мишка задал трудное задание, он мне дал только письмо с разрезными частями, а я никак не могу собрать. Очень надеюсь, что вы мне поможете. Ответ пришлите мне в виде видео сообщения. Заранее спасибо. И еще вас ждет небольшой сюрприз, но вы его получите, когда мне поможете. Ваша Маша».

- Ну что ребята поможем Маше?

- Ну тогда давайте приступать к работе, скорее давайте раскрутим наш волшебный сундучок и узнаем, что же там лежит.

- Ой, да это же части картинки, но какой, вы узнаете, как ее соберете.

- Тимур что у тебя получилось?

- Правильно это птица. Как называется она? Да, это скворец? А скворец, это какая птица? Значит сегодня Маше мы расскажем о перелетных птицах.

- Как вы думаете, почему их так называют?

- Правильно, потому что они улетают в теплые края.

- А в какое время года это происходит?

А почему они улетают?

- Приходит посылка. Педагог предлагает открыть её, детям предлагаются конверты с заданиями.

Основная часть

Цель: Расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края. Обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду. Расширение представление о живой природе.

Задачи: - Знакомить с многообразием мира перелетных птиц

- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.

- Учить различать птиц по голосам и внешнему виду на примере дикой утки и сковрца.

- Расширять представление о живой природе.

Методы и приемы: словесный (загадки, рассказ педагога, вопросы, беседа, уточнение),

игровой (музыкальная физкультминутка, графические дорожки), наглядные (демонстрация наглядных пособий)

Беседа о птицах

Цель: - Знакомить с многообразием мира перелетных птиц

- Расширять представления о перелетных птицах Алтайского края.

- Сравнить водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки

- Утки, гуси, лебеди, грачи, ласточки…

- Птицы летят стаей, клином, поодиночке.

- Насекомоядные и водоплавающие птицы – это перелетные.

- Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?

  • - А вы знаете, как птицы летят на юг? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином.
  • - Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы.
  • - Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – дикие гуси, дикие утки и лебеди.
  • - Водоплавающие птицы, по величине от очень крупных до небольших. Клюв, как правило, плоский. Оперение короткое, плотное, с густым пухом. Все водоплавающие хорошо плавают, некоторые прекрасно ныряют. Летают быстро. Гнездятся на земле, в дуплах и норах.

- Таким образом, можно сказать, что водоплавающие и насекомоядные это какие птицы все?

- Да, верно, это перелетные птицы. Молодцы!

Выставляю на мольберте перед детьми иллюстрации перелетных птиц, которые они называют.

Игра «Голоса птиц»

Цель: Обучение умению различать птиц по голосам.

Дети отгадывают по голосам птиц их название (кукушка, соловей, дикая утка, скворец, ласточка, цапля)

Ну а теперь дети давайте с вами послушаем голоса птиц, и попробуем отгадать, какая птичка это и как она поет песенку.

Звучит голос птиц

Музыкальная игра «Птички»

Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления.

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

-Педагог показывает движения дети за ним повторяют

- Включается музыкальное сопровождение и педагог с детьми выполняют движения.

Сравнение водоплавающей птицы с насекомоядной (скворец и утка)

Цель: продолжать учить сравнивать водоплавающую перелетную птицу с насекомоядной, на примере скворца и утки.

- Скворец и утка

- Голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы.

- У утки лапы, а на них есть перепонки.

- Перьями.

Черные с белыми вкраплениями.

- Дикая утка коричневая, пестрая.

- Скворец живет в скворечнике.

- В зарослях камышей, в зарослях кустарника.

- Насекомыми.

- Лягушками, насекомыми, червячками, мелкой рыбой.

- Дети составляют самостоятельно предложения про утку и скворца, педагог оказывает помощь, если ребенок затрудняется дать ответ.

- А сейчас я предлагаю вам сравнить их. Посмотрите мы с вами сравним с вами 2 птиц. Это какие?

- Да это скворец и дикая утка. Это какие обе птицы?

- Правильно они перелетные.

Какие части тела у скворца есть?

- Да, это голова, на голове глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы.

- А давайте теперь посмотрим у дикой утки и попытаемся найти отличия. (дети называют части тела утки)

Да дети, у нее на лапах у них перепонки, они помогают им плавать, это как человек одевает ласты, и они ему тоже помогают плыть под водой.

- Чем покрыты птицы? Правильно дети, они покрыты перьями.

- А каким цветом пёрышки скворца?

- Они черные с белыми вкраплениями, можно сказать что он пестренький.

- А у утки?

- Да наша уточка коричневая, можно сказать пестрая.

А чем обе птицы покрыты?

- А как голос подает скворец? Да он скворчит, а утка? Верно, она крякает.

- А теперь давайте подумаем где они живут?

- Где живет скворец?

- Правильно, в скворечнике, а где живет дикая утка?

- Правильно, на озере, реке.

- Дикие утки вьют свои гнезда, там, где заросли камышей, в густых зарослях кустарника, в поваленных деревьях, чтобы их никто не видел.

- Скворец, же может гнездо себе свить либо в дупле, либо в скворечнике.

- Как вы думаете ребята, а чем же питаются скворец?

- Правильно он питается насекомыми, например, паучками, мухами, пчелами, осами, муравьями и т.д. А еще ребята их называют санитарами леса, потому что, они защищают растения, от таких насекомых как гусеницы, они их съедают и не дают им навредить каким-либо растениям.

- А чем питается утка кто знает?

- Да, она питается лягушками, насекомыми, червячками, мелкими видами рыб, мальками, головастиками, икрой, личинками.

- Смотрите дети, как мы с вами много назвали отличий насекомоядной птицы от водоплавающей. А теперь давайте мы с вами попробуем составим все вместе небольшой сравнительный рассказ о них. Будем рассказывать по цепочке, друг за другом. А помогать нам в этом будут наши картинки-подсказки. Только отвечать будем полным предложением, например, Это дикая утка, она водоплавающая птица. Дикая утка состоит из частей тела: голова, глаза, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапы, ан на них есть перепонки, чтобы она могла плавать.

- Молодцы ребята какой хороший у нас с вами получился сравнительный рассказ.

Музыкальная игра «Птички и ветер»

Цель :активизация двигательной активности, снятия утомления, развивать умение различать где мелодия птиц, а где мелодия ветра.

Дети внимательно слушают мелодию и определяют, где птицы летают, а когда налетает на полянку ветер.

- А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Птички и ветер», когда будет звучать мелодия птиц, мы с вами будем превращаться в птичек и вело летать и играть, а когда вы услышите мелодию ветра, то мы превратимся с вами в ветер. Слушайте внимательно.

Включается музыкальное сопровождение.

Графические дорожки

Цель: развитие графических умений и навыков детей.

- Дети совместно с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети рисуют графические дорожки

-Дети посмотрите, а наши птички решили поиграть в догонялки, им стало скучно. Назовите, а что это за птицы?

- Правильно это ласточки, они догоняют друг друга. Давайте мы с вами проведем дорожки и поможем им друг друга догнать. Что нам в этом поможет?

- Верно простой карандаш, но прежде чем его взять давайте разомнем с вами наши пальчики.

Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.)

У неё была корзинка ( Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.)

А корзинка на пол — бух! ( Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем)

Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте)

- Ну а теперь выполняем задание.

Заключительная часть
Цель:
подведение итогов занятия.

Задачи: сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Методы и приёмы: словесный (поощрение), сюрпризный момент.

Ответы детей.

- Дети раскручивают сундучки, и узнают что там лежит сюрприз – медальки.

- Вот дети и наше занятие подходит к концу, мне кажется теперь Маша узнает много чего о перелётных птица. О чем мы ей сегодня рассказали? В какие игры с вами играли?

- Ой дети мне кажется, там в посылке еще что-то лежит, давайте заглянем туда. Ой, да это сундучки, да там наверное что-то еще лежит, давайте их раскрутим и скорее узнаем.

- Давайте посмотрим, что же здесь такое лежит. Ой, да это медальки для вас. Вот видите какие вы молодцы ребята, не зря старались.

- Ну а чуть позже мы с вами отправим наши видео сообщение нашей Маше. Вам понравилось ребята наше занятие. Я думаю, что Маша очень обрадуется вашей помощи. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по Познавательному развитию(формирование целостной картины мира) Тема" «Домашние животные».

Конспект занятия по познавательному развитию(формирование целостной картины мира). Тема"Домашние животные"Цель: Активизация словаря, развитие умения связно отвечать на вопросы воспитателя....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной деятельности «Познавательное развитие: Формирование целостной картины мира» Тема: «Профессии в городе»

Формирование целостной картины мира, по теме: "Профессии в городе". Расширение кругозора детей о профессиях, на примере собственных родителей, вызвать интерес к разным профессиям, к их значи...

Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Формирование целостной картины мира. Тема «Знакомство с улицей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...

Конспект ООД по познавательному развитию (Формирование целостной картины мира ) Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни; понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.Задачи:Образовательные: Форм...

Конспект открытого занятия познавательному развитию (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Конспект открытого занятияпо познавательному развитию(формирование целостной картины мира)во второй младшей группе «Журавлики»Тема: «Перелетные птицы»...