Конспект открытого занятия познавательному развитию (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Фролова СС

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

(формирование целостной картины мира)

во второй младшей группе «Журавлики»

Тема: «Перелетные птицы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Воспитатель: Фролова С.С.

 

 

 

2024 год

НОД по формированию целостной картины мира

 на тему: «Перелетные птицы»

 

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами (грач, скворец)

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
  2. Уточнить представления детей о жизни перелетных птиц весной: грача, скворца.

Развивающие:     

1. Развивать интерес к жизни птиц;

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;

3. Развивать связную речь, обогащать их словарь;

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Активизация словаря: Весна, теплеет, тает снег, набухают почки, проталины, из теплых краев возвращаются птицы, грач, скворец, гнездо, скворечник.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне и перелетных птицах, рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование:  картина весны, дерево, солнце, птицы, ручеек, листья.

 

Ход занятия:

Дети и воспитатель входят в группу.

Воспитатель: Доброе утро, дети!

Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети : Здороваются

В.: - Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне ребята.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Пожелаем друг другу хорошего настроения!

Воспитатель: Ребята, а к нам гостья пришла, только она не хочет сразу вам показываться, сначала она хочет, чтобы вы отгадали кто она.

Я вам расскажу стихотворение.

(Рассказывает         стихотворение Светланы Сахаровой и сопровождает слова показом на магнитной доске)

Утром солнышко проснулось, (Выставляет солнышко)

Потянулось, улыбнулось. 

Стало солнце припекать,

И вокруг все согревать.

Начал таять вдруг снежок,     (ручеек, лужицы)

Превратился в ручеек.

Весело он зажурчал,

По дорожке побежал.

Травка стала зеленеть,           (травку)

Птички стали громко петь.     (птичек)

Превратились почки               (листочки)

В зеленые листочки.

Весна идет, весна идет.

 

(Читаю стихотворение неспешно, чтобы успеть поместить картинки. У детей должно создаться впечатление, что картинка оживает).

Воспитатель: О каком времени года я рассказала вам стихотворение?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, весной вся природа просыпается, и мы даже можем ее услышать.  (Обобщить ответы детей)

Давайте прислушаемся. (Воспитатель включает запись «Голоса птиц») 

Чьи же голоса мы услышали?

Дети: Птиц.

Воспитатель:  Птицы – это вестники весны.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются из теплых стран?  (Из теплых краев возвращаются перелетные птицы).

Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: ответы детей .

 

Дети переходят на ковер и рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, какие птицы весной прилетают, отгадаем загадку:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад - вперед по пашне вскачь.

А зовется птица…

Дети: грач.

Грачи – перелетные птицы, они прилетают к нам весной.

Грачи прилетели – весну встречай.

Давайте послушаем голос грачей. (Звучит музыка с пением грача)

(Картинка грача, гуляющего  по пашне)

Воспитатель: Посмотрите, какая это большая, важная черная птица.

Какого цвета грач? Рассмотреть его. (Тело покрыто перьями, большие крылья, длинный хвост, крепкие ноги, большой мощный клюв. Грач летает, важно ходит или прыгает на двух ногах).

Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят в земле, копаясь своим крепким клювом.

 

Следующая загадка познакомит нас с еще одной перелетной птицей:

 

На шесте дворец, во дворце певец,

А зовут его …

Дети : Скворец. (Голос скворца).

картинка (поющий скворец)

Воспитатель: Эта птичка маленькая, черная птица, а на шее и груди маленькие пятнышки. У скворца ножки тонкие, клюв небольшой. Питается он жучками, мухами, червями, семенами растений. 

Как поет грач? (громко, кра-кра)

Как поет скворец? (нежно, звонко)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем и превратимся в птиц. Выходите на весеннюю полянку и выполняйте за мной движения.

Физкультминутка

Птички прыгают летают       ( махи руками и прыжки на месте)

Крошки птички собирают    (наклоны вперед)

Перышки почистили             (поднимаем правую ручку)

Клювики почистили             (помотать головой в разные стороны)

Птички летают, поют            (махи руками)

Зернышки клюют                 (наклоны вперед)

Полетели, полетели              (покружится вокруг себя)

И на место сели.                  (сели  на свои места)

Воспитатель: Весной у птиц много работы. Им нужно свить гнезда, А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные?

 

Гнезда они вьют веточек, из травинок, стеблей, листьев, а внутри устилают перьями - для тепла и мягкости.

(Картинка птицы вьют гнезда) У грача гнездо крупное, из веток, на высоких деревьях.

 

Люди тоже строят для птиц дома, ребята, а вы знаете как называется домик для птиц, который мастерит человек? Отгадать вам подскажет загадка

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник.

Смастерим ему…

Дети : скворечник.

Верно, скворцы селятся в скворечники или дупла деревьев.

Воспитатель: Давайте мы с вами покажем, как строить скворечник.

 

Физкультминутка

Распилю пилой дощечки

Вжик, вжик, вжик, вжик

Сколочу из них скворечник

Тук, тук, тук, тук

Прилетайте птицы в гости

К нам, к нам, к нам, к нам.

Мы скворечники повесим

Тут и там, тут и там.

 

Д/И «4 лишний»

В.: - Ребята, посмотрите, и скажите, кто здесь лишний

 Дети: - Муха, потому что остальные - это птицы, а муха (бабочка) - насекомое.

 (Грач, голубь, скворец, муха; Грач, скворец, воробей, бабочка).

Молодцы, ребята, справились.

Подходите ко мне, чтоб я всех видела.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили? С какими птицами познакомились? Каких перелетных птиц вы запомнили?

Дети: (ответы детей)

Как надо относиться к птицам?

 

 Воспитатель: Вы молодцы! Хорошо себя вели, были внимательными.

                                                                                                

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Конспект по Формированию Целостной Картины мира на тему «Перелетные птицы»Цели и Задачи:1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц. 2. Уточнить названия часто встречающихся перел...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Конспект по Формированию Целостной Картины мира на тему «Перелетные птицы»Цели и Задачи:1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц. 2. Уточнить названия часто встречающихся перел...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе. Тема: «Город, в котором я живу»

Программное содержание:Расширять и активизировать словарный запас детей по теме. Формировать внимательное и заботливое отношение к окружающим. Расширять представление детей о том, что родной город сла...

Конспект НОД. «Познавательное развитие » (Формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема: «Ягоды».

Цель: формировать знания у детей о ягодах.Задачи:1.Образовательные:Закрепить названия ягод.Учить отличать садовые ягоды от лесных.Учить называть отличительные особенности их внешнего вида;Учить отвеча...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему "О пользе витаминов для здоровья детей"

В занятии дается представление о том, какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, объясняется, в чём разница между "вкусными" и полезными продуктами. Дети знакомят...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе Тема: «Овощи»

Цели:Образовательная- обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, месте их произрастания, учить узнавать фрукты на ощупь;Развивающая - развивать речь, внимание, п...