Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

    Коченкова Алла Сергеевна

    Задачи:

    1.                              Образовательные:

    ·                                 Знакомство детей с русским бытом, утварью;

    ·                                 Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

    2.                              Развивающие:

    ·                                 Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

    ·                                 Развитие интереса к познанию нового материала.

    3.                              Воспитательные:

    ·                                 Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

    4.                              Речевые:

    ·                                 Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.

    ·                                 Словарь: предметный – изба, сени, горница, ухват, чугунок, потешка; определения  чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.

    ·                                 Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.

    Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_s_kukloy_katey.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе.

    Тема «Народная культура и традиции»

    «Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»

    «Познавательное развитие» на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 3-4лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с бытом, обычаями, традициями и утварью русского народа.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    • Знакомство детей с русским бытом, утварью;
    • Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
    1. Развивающие:
    • Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
    • Развитие интереса к познанию нового материала.
    1. Воспитательные:
    • Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
    1. Речевые:
    • Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
    • Словарь: предметный – изба, сени, горница, ухват, чугунок, потешка; определения  чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
    • Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
    • Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

    Методы и приёмы:

    • Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление куклы Кати); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
    • Наглядные: изображения русской избы, утвари, одежды.
    • Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».

    Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка кукла Катя; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

    Ход занятия

    Звучит русская народная мелодия, под неё появляется кукла Катя.

    Кукла Катя: Здравствуйте ребята!

    Воспитатель: Здравствуй. Какой красивый у тебя наряд. Такие сейчас уже не носят. Наши дети сейчас совсем по другому одеваются.

    Кукла Катя: И правда! Ваща одежда совсем другая. А много лет назад одевались именно так. (показать изображения одежды)

    Воспитатель: Да с тех времен одежда поменялась. И сейчас люди одеваются совсем по другому. Садитесь на стульчики, будем знакомиться. Как тебя зовут?

    Кукла Катя: меня зовут Катя. Но в старые времена говорили-кличут.

    Воспитатель: А что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

    Кукла Катя:  Кличат – это по-старинному значит «зовут».

    Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь?

    Кукла Катя: много. А вас ребята как зовут (дети называют свои имена)

    Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

    Кукла Катя: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

    Ответы детей (конечно хотим!).

    Кукла Катя: ну тогда смотрите и слушайте!

    Катя вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

    Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

    Дети называют избу, сени и горницу.

    Кукла Катя: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

    Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

    Кукла Катя: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

    Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

    Кукла Катя: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

    Физминутка

    Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Куклой Катей поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

    Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Куклой Катей

    Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».

    Кукла Катя: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

    Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

    Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

    Кукла Катя: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

    Расти коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти косынька, до пят —
    Все волосыньки в ряд.
    Расти коса, не путайся —
    Маму, дочка, слушайся!

    Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

    Кукла Катя: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

    Умница, Катенька,
    Ешь кашку сладеньку,
    Вкусную, пушистую,
    Мягкую, душистую.

    Тушки — тутушки,
    На столе пампушки.
    На столе пампушки,
    А в печи ватрушки.
    Пампушки, ватрушки —
    Нашему Андрюшке!

    Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

    Кукла Катя: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ответы детей (при умывании)

    Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кати узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

    Ночь пришла, 
    Темноту привела, 
    Задремал петушок, 
    Запел сверчок. 
    Вышла маменька, 
    Закрыла ставеньку. 
    Засыпай, 
    Баю-бай.

    Ответы детей (когда тетки засыпают).

    Кукла Катя: баю-баюшки-баю, баю Катеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

    Воспитатель: иди, Катенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!

    Дети прощаются с Катей. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кати было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Берегите первоцветы» (старшая группа)

    В НОД дети узнают о первоцветах, большинство их занесено в красную книгу. Узнают растения по внешнему виду (картинке)....

    Конспект НОД. «Познавательное развитие » (Формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема: «Ягоды».

    Цель: формировать знания у детей о ягодах.Задачи:1.Образовательные:Закрепить названия ягод.Учить отличать садовые ягоды от лесных.Учить называть отличительные особенности их внешнего вида;Учить отвеча...

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

    1.      Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2.      Развивающие:Разв...

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»

    Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, ...

    Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) во второй младшей группе. Тема: "Белочка в гостях у ребят"

    Занятие проводилось во второй младшей группе, возраст детей 3-4 года. Приоритетной образовательной областью явилось «Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлен...