Главные вкладки

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    1.      Образовательные:

    Знакомство детей с русским бытом, утварью;

    Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

    2.      Развивающие:

    Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

    Развитие интереса к познанию нового материала.

    3.      Воспитательные:

    Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

    4.      Речевые:

    Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Звездочка»

    Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе

    Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

    Выполнила:

    Юрина Л.Ю.

    воспитатель I кв. кат.

    г. Козловка

    Задачи:

    1.        Образовательные:

    Знакомство детей с русским бытом, утварью;

    Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

    2.        Развивающие:

    Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

    Развитие интереса к познанию нового материала.

    3.        Воспитательные:

    Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

    4.        Речевые:

    Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.

    Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.

    Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.

    Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

    Методы и приёмы:

    Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.

    Наглядные: карточки с изображением русской избы, утвари.

    Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».

    Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

    Ход занятия

    Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.

    Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться...

    Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?

    Ответы детей (это домовёнок Кузька)

    Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!

    Дети зовут Кузьку погостить у них.

    Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?

    Дети произносят свои имена.

    Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

    Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

    Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?

    Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.

    Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

    Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

    Ответы детей (конечно хотим!).

    Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!

    Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

    Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

    Дети называют избу, сени и горницу.

    Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

    Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

    Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

    Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

    Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

    Физминутка

    Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

    Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.

    Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».

    Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

    Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

    Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

    Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

    Расти коса, до пояса,

    Не вырони ни волоса.

    Расти косынька, до пят —

    Все волосыньки в ряд.

    Расти коса, не путайся —

    Маму, дочка, слушайся!

    Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

    Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

    Умница, Катенька,

    Ешь кашку сладеньку,

    Вкусную, пушистую,

    Мягкую, душистую.

    Тушки — тутушки,

    На столе пампушки.

    На столе пампушки,

    А в печи ватрушки.

    Пампушки, ватрушки —

    Нашему Андрюшке!

    Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

    Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Ответы детей (при умывании)

    Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

    Ночь пришла,

    Темноту привела,

    Задремал петушок,

    Запел сверчок.

    Вышла маменька,

    Закрыла ставеньку.

    Засыпай,

    Баю-бай.

    Ответы детей (когда тетки засыпают).

    Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

    Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!

    Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

    Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...

    Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему: "Космическое путешествие" для детей старшей группы ОН

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» в средней группе. Тема: «Путешествие в сказку «Теремок».

    Интеграция с образовательными  областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Тема: «Путешествие в ...