Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bumaga.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2»
г. Торопца
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в средней группе
Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
Составил воспитатель
средней – а группы:
КиселёваТ.П.
2015 г.
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка), физическое развитие.
Задачи:
- познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами;
- воспитывать в детях бережное отношение к изделиям из бумаги;
– формировать умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам;
– уточнить, систематизировать и расширить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
– развивать интерес к миру природы, осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира;
– формировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, на подносах камни, глина, береста, в коробках отдельные образцы современных видов бумаг, костюм феи, «волшебная палочка», предметные картинки для игр, стульчики для «машины времени».
Предварительная работа:
Работа с родителями: беседы о предстоящем занятии; рекомендации по проведению дома с детьми бесед о возникновении бумаги, об экспериментировании с материалами (камнем, глиной, берестой, бумагой).
Работа с детьми: беседы с детьми «Для чего нам нужна бумага?», рассматривание иллюстраций о возникновения бумаги, рассматривание различных видов бумаги, проведение игр «Что изготовлено из бумаги?», «Найди в группе предмет из бумаги?», рисование на бумаге, вырезание из неё, изготовление поделок из бумаги, сбор и рассматривание на прогулке камней, проведение экспериментов с бумагой и камнями, рассматривание глины и бересты, экспериментирование с ними.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
- Вы любите загадки? Тогда отгадайте:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Воспитатель: Ну как, догадались, что это? (Бумага) Молодцы!
(Слайд 1)
- Как вы думаете, бумага давно появилась? Вы хотите отправится в прошлое, чтобы узнать историю бумаги? (Ответы детей)
- Но чтобы туда попасть я должна превратиться в добрую фею, взять свою волшебную палочку.
- А на чём можно путешествовать во времени? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте отправится туда на машине времени ? Сейчас я взмахну палочкой и крибли-крабли-бумс! Вот какая получилась машина времени.
(Слайд 2)
Воспитатель: Занимайте места, готовы? Закрывайте глаза, давайте вместе скажем волшебные слова, повторяйте за мной, крибли-крабли-бумс! Открывайте глаза.
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в далёком прошлом.
- Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к камню и рассматривают его).
Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей)
(Слайд 3)
Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться, и они вместо бумаги использовали камень - высекали на нем рисунки, знаки. Но скажите, удобен ли камень для письма?
Дети. Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети. Он тяжелый.
Воспитатель: Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый.
Воспитатель: Тогда люди стали искать более удобный материал для письма, а какой хотите узнать? Тогда садитесь в машину времени и мы отправимся дальше. Готовы? Закрывайте глаза, давайте вместе скажем волшебные слова, только обязательно все вместе, а то ничего не получится, крибли-крабли-бумс! Открывайте глаза, выходите из «машины времени».
- Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к глине и рассматривают её).
(Слайд 4)
Воспитатель: Со временем люди решили использовать глину. Глина бывает разного цвета – коричневая и глубая. Посмотрите какая у меня глина, на ней можно писать или рисовать? А что будет, когда глина высохнет, кто знает? Конечно, она рассыпится. Давайте сравним глину и камень и определить их свойства. (Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь). Правильно, опять стали люди искать выход из положения.
- Что же было дальше? Хотите узнать? Тогда опять садитесь в машину времени и мы отправимся дальше. Готовы? Закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой , а повторяйте за мной волшебные слова, крибли-крабли-бумс!Открывайте глаза, мы прилетели.
- Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к бересте и рассматривают её).
- Кто из вас знает что такое? (ответы детей)
- Давайте узнаем её свойства.
Воспитатель: Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте.
(Слайд 5)
Воспитатель: Береста — эта березовая кора. Наши предки знали, как правильно снять кору,чтобы не повредить дерево. Были берестяные грамоты — письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась. Помните, когда мы попробовали сложить бересту, то она сломалась, а значит она хрупкая.
Воспитатель: Тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент.
(Слайд 6)
- Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.
Воспитатель: И вот однажды, в древние времена из далекой восточной страны купцы привезли чудесные листы. Это была бумага.
(Слайд 7)
- Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае, его держали в тайне. По качеству первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая.
– Только через много много лет Европа узнала, как делать это чудо!
- Вы хотите узнать, как же теперь делают бумагу? Тогда нам необходимо отправиться на бумажную фабрику.
Воспитатель: Давайте отправится туда на машине времени? Занимайте места, закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой и мы вместе скажем волшебные слова «крибли-крабли-бумс!» Открывайте глаза, выходите из машины.
- Смотрите, вот как выглядит бумажная фабрика.
(Слайд 8)
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (ответы детей)
- Туда привозят из леса сосновые и еловые бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку.
Воспитатель: Потом древесину помещают в специальную машину.
(Слайд 9)
- У неё много валиков: одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
Воспитатель: А какая сейчас бумага? (ответы детей)
Конечно сейчас множество различной бумаги. Давайте её рассмотрим,
какая она бывает ( толщина, и цвет, качество гладкая или шершавая и т.д.)
Воспитатель: Какой листок самый мягкий (тонкий, толстый, гнется или нет (все в коробках). Если рассмотреть образцы разных видов бумаги, то можно увидеть, что после дополнительной обработки бумага начинает обладать разными качественных характеристиками.
(Слайд 10)
- Она может стать любого цвета, гладкой или шероховатой, твёрдой или очень тонкой.
Воспитатель: Как люди используют бумагу?
Дети: На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.
Воспитатель: Молодцы.
(Слайд 11)
- Бумагу разного качества мы используем в нашей жизни постоянно. Мы рисуем, пишем на ней. В бумагу упаковывают продукты, другие товары. Из бумаги можно делать замечательные художественные изделия. На бумаге печатают книги, газеты и журналы. Вот она какая – бумага!
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Но нам пора возвращаться!
(Слайд 12)
Воспитатель: Занимайте места, готовы? Закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой и мы с вами вместе скажем волшебные слова «крибли-крабли-бумс!» Открывайте глаза.
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами снова в детском саду.
- Скажите, где мы с вами сегодня были?
- Что нового, вы узнали?
- Понравилось вам путешествие? Ещё поедем куда-нибудь? Договорились!
(На столе разложены картинки с изображение камня, глиняной дощечки, бересты, современные
Воспитатель: Ой, ребята, у меня в гостях были гномики и всё здесь раскидали помогите мне, пожалуйста, всё здесь исправить, что за чем идёт. Договорились?
( Игра «Разложи по порядку».)
- Давайте их сначала рассмотрим. Как вы думаете, какую картинку нужно положить первой? А какую второй? Давайте разложим их по порядку: что было сначала, что изобрели потом и т.д. (воспитатель вместе сдетьми раскладывает картинки)
Воспитатель: Вот спасибо вам , ребята помогли навести здесь порядок, за это я подарю вам эту игру и вы сможете потом в неё поиграть.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать, вы такие молодцы, что я решила подарить вам ещё одну игру, она называется «Что лишнее?»
- Здесь изображены предметы с помощью которых можно писать. Нужно определить все ли из них подходят для письма. Будьте внимательны!
(Воспитатель раздает карточки по подгруппам)
- камень, солнце, береста, бумага.
- глиняная дощечка, бумага, часы, береста.
- бумага, береста, камень, птица.
- береста, глиняная дощечка, стул, камень.
Воспитатель: А теперь я с вами прощаюсь, мне пора превращатся снова в воспитателя, а вы с Татьяной Анатольевной можете продолжить игру. Дети работают самостоятельно по подгруппам. Помощник воспитателя проверяет правильность выполнения задания.
(Гости уходят, прощаются с детьми.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Водичка-водица…»
совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе общеобразовательной направленности "Красная книга. Медведь"
Конспект, презентация...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «Посуда».
НОД в средней группе об истории возникновения посуды....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Цель: уточнить и расшири...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: «Профессии»
Цель: формирование знания детей о профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Солнышко» по теме: «Профессии»
Задачи:Образовательные: познакомить детей с различными видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях...