Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Киселева Татьяна Петровна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_bumaga.docx27.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 2»    

    г. Торопца

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по формированию целостной картины мира

    в средней группе

    Тема: «Путешествие  в  прошлое бумаги»

      Составил воспитатель

     средней – а  группы:

            КиселёваТ.П.

                                                2015 г.

     

       Цель:  Формирование целостной картины мира,  расширение кругозора детей.

         Интеграция образовательных областей:

           Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка), физическое развитие.

          Задачи:

    - познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами;

    - воспитывать в детях бережное отношение к изделиям из бумаги;

    – формировать умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам;

    – уточнить, систематизировать и расширить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;

    развивать интерес к миру природы,  осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира;

    – формировать привычку рационально использовать природные ресурсы.

           Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.

           Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, на подносах камни, глина, береста, в коробках отдельные образцы современных видов бумаг, костюм феи, «волшебная палочка», предметные картинки для игр,  стульчики для «машины времени».

    Предварительная работа:

         Работа с родителями: беседы о предстоящем занятии; рекомендации по проведению дома с детьми бесед о возникновении бумаги, об экспериментировании с материалами (камнем, глиной, берестой, бумагой).

         Работа с детьми: беседы с детьми «Для чего нам нужна бумага?», рассматривание  иллюстраций о возникновения бумаги,  рассматривание различных видов бумаги, проведение игр «Что изготовлено из бумаги?», «Найди в группе предмет из бумаги?», рисование на бумаге, вырезание из неё, изготовление поделок из бумаги, сбор и рассматривание на прогулке камней, проведение экспериментов с бумагой и камнями, рассматривание глины и бересты, экспериментирование с ними.

    Ход НОД:

           

           Воспитатель:  Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

       -   Вы любите загадки?  Тогда отгадайте:

    Она бывает документом,

    Плакатом, фантиком, конвертом,

    Письмом, обоями, листовкой,

    Альбомом, книгой, упаковкой,

    Салфеткой, веером, талоном,

    Неувядаемым пионом.

    Она бывает и деньгами.

    А что? Догадывайтесь сами!

           Воспитатель:  Ну как, догадались, что это? (Бумага) Молодцы!

    (Слайд 1)

    - Как вы думаете, бумага давно появилась? Вы  хотите отправится в прошлое, чтобы узнать историю бумаги? (Ответы детей)

    - Но чтобы туда попасть я должна превратиться в добрую фею, взять свою волшебную палочку.

     - А на чём можно  путешествовать во времени? (ответы детей)  

           Воспитатель:  Давайте отправится туда на машине времени ? Сейчас я взмахну палочкой и крибли-крабли-бумс! Вот какая получилась машина времени.

    (Слайд 2)

         

            Воспитатель: Занимайте места, готовы? Закрывайте глаза, давайте вместе скажем волшебные слова, повторяйте за мной, крибли-крабли-бумс! Открывайте глаза.

           Воспитатель:  Вот мы и очутились с вами в далёком прошлом.

    -  Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к камню и рассматривают его).

           Воспитатель:  Как вы думаете, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы детей)

    (Слайд 3)

       

          Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться,  и они вместо бумаги использовали камень - высекали на нем  рисунки, знаки. Но скажите, удобен ли камень для письма?

         Дети. Нет.

         Воспитатель: А почему?

         Дети. Он тяжелый.

         Воспитатель: Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый.

            Воспитатель: Тогда люди стали искать более удобный материал для письма, а какой хотите узнать? Тогда садитесь в машину времени и мы отправимся дальше. Готовы? Закрывайте глаза, давайте вместе скажем волшебные слова, только обязательно все вместе, а то ничего не получится, крибли-крабли-бумс! Открывайте глаза, выходите из «машины времени».  

            - Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к глине и рассматривают её).

    (Слайд 4)

         

            Воспитатель:  Со временем люди решили использовать глину. Глина бывает разного цвета – коричневая и глубая. Посмотрите какая у меня глина, на ней можно писать или рисовать? А что будет, когда глина высохнет, кто знает? Конечно, она рассыпится.  Давайте сравним глину и камень и определить их свойства. (Дети приходят к выводу, что глина легче камня, но она хрупкая, из нее нельзя сделать книгу или тетрадь). Правильно, опять стали люди искать выход из положения.

               - Что же было дальше? Хотите узнать? Тогда опять садитесь в машину времени и мы отправимся дальше. Готовы? Закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой , а повторяйте за мной волшебные слова,  крибли-крабли-бумс!Открывайте глаза, мы прилетели.

           -  Посмотрите, что я нашла! (Дети подходят к бересте и рассматривают её).

            - Кто из вас знает что такое? (ответы детей)

           - Давайте узнаем её свойства.

           Воспитатель:  Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте.

    (Слайд 5)

         

            Воспитатель:  Береста — эта березовая кора. Наши предки знали, как правильно снять кору,чтобы не повредить дерево. Были берестяные грамоты — письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась. Помните, когда мы попробовали  сложить бересту, то она сломалась, а значит она хрупкая.

           Воспитатель:  Тогда люди придумали листы из тонкой кожи животных - пергамент.

    (Слайд 6)

         

     - Это очень прочный материал. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.

           Воспитатель:  И вот однажды, в древние времена из далекой восточной страны купцы привезли чудесные листы. Это была бумага.

    (Слайд 7)

           - Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае, его держали в тайне. По качеству первая бумага была желтая, темная, плотная, шероховатая.      

     – Только через много много лет  Европа узнала, как делать это чудо!

     -  Вы   хотите узнать, как же теперь делают бумагу?  Тогда нам необходимо отправиться на бумажную фабрику.

           Воспитатель:  Давайте отправится туда на машине времени? Занимайте места, закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой и  мы вместе скажем волшебные слова «крибли-крабли-бумс!» Открывайте глаза, выходите из машины.

           -  Смотрите, вот как выглядит бумажная фабрика.

    (Слайд 8)

       

          - Как вы думаете, из чего делают бумагу? (ответы детей)

         - Туда привозят из леса сосновые и еловые бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые сортируют и отправляют на варку.

           Воспитатель:  Потом древесину помещают в специальную машину.

    (Слайд 9)

           - У неё много валиков: одни  валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так, переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

            Воспитатель:  А какая сейчас бумага? (ответы детей)

    Конечно сейчас множество различной бумаги. Давайте её рассмотрим,

    какая она бывает ( толщина, и  цвет, качество гладкая или шершавая и т.д.)      

           Воспитатель: Какой листок самый мягкий (тонкий, толстый, гнется или нет (все в коробках). Если рассмотреть образцы разных видов бумаги, то можно увидеть, что после дополнительной обработки бумага начинает обладать разными качественных  характеристиками.

    (Слайд 10)

         

             -  Она может стать любого цвета, гладкой или шероховатой, твёрдой или очень тонкой.

           Воспитатель:   Как люди используют бумагу?

           Дети:  На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, газеты, журналы и книги.

           Воспитатель: Молодцы.

    (Слайд 11)

         

            - Бумагу разного качества мы используем в нашей жизни постоянно. Мы рисуем, пишем на ней. В бумагу упаковывают продукты, другие товары. Из бумаги можно делать замечательные художественные изделия. На бумаге печатают книги, газеты и журналы. Вот она какая – бумага!

            Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Но нам пора возвращаться!

    (Слайд 12)

         

             Воспитатель: Занимайте места, готовы? Закрывайте глаза. Сейчас я взмахну палочкой и мы с вами вместе скажем волшебные слова «крибли-крабли-бумс!» Открывайте глаза.

           Воспитатель:  Вот мы и очутились с вами снова в детском саду.

           - Скажите, где мы с вами сегодня были?

           - Что нового, вы узнали?

           - Понравилось вам путешествие? Ещё поедем куда-нибудь? Договорились!

           (На столе разложены картинки с изображение камня, глиняной дощечки, бересты, современные

           Воспитатель: Ой, ребята, у меня в гостях  были гномики и всё здесь раскидали помогите мне, пожалуйста, всё здесь исправить, что за чем идёт. Договорились?  

     

    ( Игра «Разложи по порядку».)

           - Давайте их сначала рассмотрим. Как вы думаете, какую картинку нужно положить первой? А какую второй? Давайте разложим их по порядку: что было сначала, что изобрели потом и т.д. (воспитатель вместе сдетьми раскладывает картинки)

           Воспитатель: Вот спасибо вам , ребята помогли навести здесь порядок, за это я подарю вам эту игру и вы сможете потом в неё поиграть.

           Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать, вы такие молодцы, что я решила подарить вам ещё одну игру, она называется   «Что лишнее?»

    - Здесь изображены предметы с помощью которых можно писать. Нужно определить все ли из них подходят для письма. Будьте внимательны!

    (Воспитатель раздает карточки по подгруппам)

    - камень, солнце, береста, бумага.

    - глиняная дощечка, бумага, часы, береста.

    - бумага, береста, камень, птица.

    - береста, глиняная дощечка, стул, камень.

           Воспитатель: А теперь я с вами прощаюсь, мне пора превращатся  снова в воспитателя,  а вы с Татьяной Анатольевной можете продолжить игру.  Дети работают самостоятельно по подгруппам. Помощник воспитателя проверяет правильность выполнения задания.

    (Гости уходят, прощаются с детьми.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

    Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Здравствуйте, Планеты!»

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мирав средней группе«Здравствуйте, Планеты!»...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в средней группе с использованием интерактивной доски "Зимние забавы"

       Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности по  Формированию  целостной  картины  мира   в  средней  групп...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Цель: уточнить и расшири...