Главные вкладки

    Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

    Беляева Светлана Владимировна

    Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются; закреплять умение работать по схеме. учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект НОД "Как помочь птицам?" 28.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней  группе по познавательному развитию формирование целостной картины мира, расширение кругозора

     «Как помочь птицам?»

    Провела Беляева С.В.

    Образовательная область: «Познавательное развитие», 

    Цель: расширение и уточнение представлений детей о зимующих птицах Белгородской области.

    Программные задачи:

    - расширять и конкретизировать знание детей о зимующих птицах   Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия;

    - познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются;

    - закреплять умение работать по схеме ;

    - учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации;

    Интеграция образовательных областей:

    Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»; Программные задачи:

    - Удовлетворять детскую любопытность посредством игровых ситуаций

    - учить проявлять сострадание, сопереживание, оказывать помощь зимующим птицам.

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Программные задачи: Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; отвечать предложениями. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений.

    Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

    Программные задачи:

    - Активизировать творческое воображение детей.

    - совершенствовать умение работать ножницами

    - развивать интерес к конструктивной деятельности.

    - Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участие в выполнении коллективных композиций.

    Оборудование и материалы:  персонаж птица ; карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; две картины с изображением лета и зимы: презентация на тему « зимующие птицы Белгородской области»; крупа пшено, гречка, семечки, овёс, мерный стаканчик, схема для приготовления корма, ёмкость для смешивания корма; Материал для панно «Кому что?»

    Ход работы

    Мотивационно – ориентировочный этап

    Описание ситуации. В гости к детям прилетает сорока и сообщает: «Беда, беда! Срочно нужна помощь птицам в лесу! Наступили холода, птицам нечего есть!»

    Воспитатель: Погоди ПТАХА не трещи! Дай разобраться! Ребята, мы ведь с вами не оставим птиц в беде?

    Дети высказывают желание помочь птицам и это становится целью их предстоящей работы.

    Воспитатель: Как и чем мы можем помочь зимующим птицам?

    Проблема. Дети хотят помочь зимующим птицам, но не знают, как это сделать.

    Поисковый этап.

    Беседа по сюжетным картинкам «Зимой и летом»

    Педагог предлагает рассмотреть две контрастные картинки на которых изображены птицы. На одной из картин лето, на другой – зима. Организуется обсуждение :

    - кто изображён на картинке?

    - Какое время года на одной картинке, какое -  на другой?

    - почему мы не помогаем птицам летом?

    - чем питаются птицы улетевшие на юг?

    - какие птицы остались зимовать?

    - чем мы можем помочь зимующим птицам?

    По итогам беседы педагог предлагает план работы:

    1. Уточнить какие птицы остаются зимовать в Белгородской области.

    2. Узнать чем они питаются.

    3. организовать птичью столовую, приготовить корм, изготовить плакат «Покормите птиц»

    Практический этап

    Детям предлагается посмотреть презентацию «Зимующие птицы Белгородской области».

       Цель: - обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Белгородской области; вызвать у детей сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним, кормить, изготовлять кормушки для птиц.

    Слайд 1.                       Загадка: Бывают птицы разными:

    Одни боятся вьюг

    И улетают на зиму

    На добрый, тёплый юг.( Перелётные)

    Загадка: Другие - те народ иной:

    В мороз над лесом кружат.

    Для них разлука с родиной

    Страшнее лютой стужи.(зимующие)

    Слайд 2.              Почему же некоторых птиц называют зимующими? 

    У них с осени образуется

    толстый слой подкожного жира,

    который помогает им

    переносить  холод .

    Слайд 3.            Какие же птицы зимуют с нами в Белгородской области?

    Отгадайте загадки и вы узнаете названия этих птиц.  

               

                                        Загадка: Угадайте, что за птица

    Скачет по дорожке,

    Словно кошки не боится –

    Собирает крошки,

    А потом на ветку прыг

    И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей)

    Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись.

    Слайд 4.                  Загадка: Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата

    Шапочка чёрненькая ,

    И полоской  шарфик. (синица)

    СИНИЦА - ловкая птичка, уничтожает вредителей не только летом, но и зимой.

    Покормить их можно различной крупой, овсом и ячменём, крошками хлеба, не жареные семечка, а в морозные дни их спасёт кусочек несолёного сала подвешенный возле кормушки.

    Слайд 5.                      Загадка: Кар! Кар! Кар!-

    Кричит плутовка.

    Ну и ловкая воровка!

    Все блестящие вещицы

    Очень любит эта птица!

    И она вам всем знакома,

    Как зовут её? (ворона)

    ВОРОНА - крупная птица. Если вороны сидят на верхушках деревьев - будет мороз. ( всеядная.)

    Слайд 6.                    Загадка: Ну, а кто скажите нам

         Ловко лазит по стволам:

            Вверх и вниз и тут и там?

               Кто мелькает целый день?

                  Это птица…(поползень)

    Поползень -умеет передвигаться по стволам вниз головой. Осенью запасает корм. Кормить поползня можно так же как и синичку.

    Слайд 7. Загадка:

    Синих крылышек красу

    Разглядеть нельзя в лесу,

    По сучкам порхает бойко

    С резким хриплым криком.

    Кто же это?(сойка)

    СОЙКА – очень нарядная птица. Питается желудями и орехами, спрятанными

    с осени.

    Слайд 8.         Загадка: В лесу под щебет, звон и свист

    Стучит лесной Телеграфист:

    «Здорово, дрозд приятель!»

    И ставит подпись……………(дятел)

    Дятел питается насекомыми , которых с помощью клюва добывает из-под коры деревьев.

    Слайд 9.     Загадка:     Чернокрылый, красногрудый,
                                                 Он везде найдет приют.
                                                 Не боится он простуды –
                                             С первым снегом тут как тут.( Снегирь)

    У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

    Любит полакомится нежареными семечками, различными семенами, не солёными орешками.

    Ребята!

    С наступлением зимы птицам и зверям становится очень тяжело. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

     Давайте спасём наших пернатых друзей, поможем им пережить холодную зиму!

           Далее детям предлагается подвижно-дидактическая игра «Летят пичужки»

    Цель: активизировать подвижную деятельность детей, закрепить понятие зимующие и перелётные плицы. Учить узнавать их на картинках.

      Ход игры: Педагог показывает картинки с изображением птиц, дети называют знакомых птиц. Увидев перелётную птице перебегают, махая «крыльями» на другую сторону, а зимующие приседают, показывая руками крышу домика над головой.

    Воспитатель: Молодцы ребята, разобрались какая птица перелётная, а какая зимующая. Но мы совсем забыли о том, чем же можно покормить зимующих птиц. И чтобы нам с этим справится, нам необходимо размять наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика:  «Зимующие птицы»

    Прилетайте, птички! – «зовущие» движения пальцев

    Сала дам синичке – 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой

    Приготовлю крошки – пальцы щепоткой –«крошим хлеб»

    Хлебушка немножко.

    Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

    Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

    Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

    Ешьте макароны! – «катая из хлеба макароны».

    Воспитатель:  А теперь ребята нам нужно сделать плакат «Покормите птиц»

    Перед вами лежат картинки с изображением различной еды, крупы. Наша задача распределить каким кормом можно покормить птиц, а что птицам давать нельзя. Подходите поближе рассмотрите картинки выберите нужную. Возьмите кисточку обмакните её в клей намажте аккуратно картинку и приклейте к выбранной птичке вокруг кормушки.

    Дети выбирают картинку и приклеивают к выбранной птичке.

    Воспитатель: Кто справился, положите кисточку в баночку с водой, вытрите пальчики о влажную салфетку.

    Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием справились, теперь отправляемся в лабораторию по изготовлению корма для птиц.

    Дети подходят и становятся вокруг столиков .

    Воспитатель: перед вами различные крупы и семена (пшено, гречка, овёс, семечки), дана схема по который нужно собрать корм в одну тарелочку.

    Дети рассматривают схему и насыпают корм в ёмкость.

    Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились, а куда же мы будим насыпать наш готовый корм?

    Дети: В кормушку.

    Воспитатель: Но ведь у нас её нет. А для того, чтобы нам её соорудить, нам нужно отправиться в мастерскую по изготовлению кормушек.

    К нам сегодня на помощь пришёл папа Ярослава, он поможет нам справиться с этой нелёгкой задачей.

    Дети подходят к столу где приготовлены заготовки для кормушек, ножницы, шпагат . по образцу с помощью взрослого ребята доделывают кормушку ( отрезают «окошко» с двух сторон, в дырочки продевают шнурок) кормушка готова.

    Рефлексивно – оценочный этап.

    Педагог предлагает детям подвести итог работы: удастся ли теперь нам помочь зимующим птицам? Что мы для этого делали на занятии?  Что ещё осталось сделать? Ответы детей.

    Предложить детям выбрать карточку : если занятие понравилось, то выбрать карточку с весёлой птичкой, если было не интересно – с грустной птичкой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по формированию целостной картины мира "Путешествие по страницам истории города Благовещенска"

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы. Благодаря ему вы сможете познакомить...

    Конспект открытого занятия в средней группе по Познавательному развитию(формирование целостной картины мира) Тема" «Домашние животные».

    Конспект занятия по познавательному развитию(формирование целостной картины мира). Тема"Домашние животные"Цель: Активизация словаря, развитие умения связно отвечать на вопросы воспитателя....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « Экскурсия в музей часов» (формирование целостности картины) для детей подготовительной группы.

    Цель:  продолжать знакомить  с историей часов.Задачи: закреплять знания о строении часов: стрелки(часовая, минутная),...

    Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение

    Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"

    Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....

    Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Лес – наше богатство» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в старшей группе

    Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...