Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Беляева Светлана Владимировна

Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются; закреплять умение работать по схеме. учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Как помочь птицам?" 28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней  группе по познавательному развитию формирование целостной картины мира, расширение кругозора

 «Как помочь птицам?»

Провела Беляева С.В.

Образовательная область: «Познавательное развитие», 

Цель: расширение и уточнение представлений детей о зимующих птицах Белгородской области.

Программные задачи:

- расширять и конкретизировать знание детей о зимующих птицах   Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия;

- познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются;

- закреплять умение работать по схеме ;

- учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации;

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»; Программные задачи:

- Удовлетворять детскую любопытность посредством игровых ситуаций

- учить проявлять сострадание, сопереживание, оказывать помощь зимующим птицам.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи: Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; отвечать предложениями. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений.

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Программные задачи:

- Активизировать творческое воображение детей.

- совершенствовать умение работать ножницами

- развивать интерес к конструктивной деятельности.

- Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участие в выполнении коллективных композиций.

Оборудование и материалы:  персонаж птица ; карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; две картины с изображением лета и зимы: презентация на тему « зимующие птицы Белгородской области»; крупа пшено, гречка, семечки, овёс, мерный стаканчик, схема для приготовления корма, ёмкость для смешивания корма; Материал для панно «Кому что?»

Ход работы

Мотивационно – ориентировочный этап

Описание ситуации. В гости к детям прилетает сорока и сообщает: «Беда, беда! Срочно нужна помощь птицам в лесу! Наступили холода, птицам нечего есть!»

Воспитатель: Погоди ПТАХА не трещи! Дай разобраться! Ребята, мы ведь с вами не оставим птиц в беде?

Дети высказывают желание помочь птицам и это становится целью их предстоящей работы.

Воспитатель: Как и чем мы можем помочь зимующим птицам?

Проблема. Дети хотят помочь зимующим птицам, но не знают, как это сделать.

Поисковый этап.

Беседа по сюжетным картинкам «Зимой и летом»

Педагог предлагает рассмотреть две контрастные картинки на которых изображены птицы. На одной из картин лето, на другой – зима. Организуется обсуждение :

- кто изображён на картинке?

- Какое время года на одной картинке, какое -  на другой?

- почему мы не помогаем птицам летом?

- чем питаются птицы улетевшие на юг?

- какие птицы остались зимовать?

- чем мы можем помочь зимующим птицам?

По итогам беседы педагог предлагает план работы:

1. Уточнить какие птицы остаются зимовать в Белгородской области.

2. Узнать чем они питаются.

3. организовать птичью столовую, приготовить корм, изготовить плакат «Покормите птиц»

Практический этап

Детям предлагается посмотреть презентацию «Зимующие птицы Белгородской области».

   Цель: - обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Белгородской области; вызвать у детей сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним, кормить, изготовлять кормушки для птиц.

Слайд 1.                       Загадка: Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.( Перелётные)

Загадка: Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.(зимующие)

Слайд 2.              Почему же некоторых птиц называют зимующими? 

У них с осени образуется

толстый слой подкожного жира,

который помогает им

переносить  холод .

Слайд 3.            Какие же птицы зимуют с нами в Белгородской области?

Отгадайте загадки и вы узнаете названия этих птиц.  

           

                                    Загадка: Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Слайд 4.                  Загадка: Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата

Шапочка чёрненькая ,

И полоской  шарфик. (синица)

СИНИЦА - ловкая птичка, уничтожает вредителей не только летом, но и зимой.

Покормить их можно различной крупой, овсом и ячменём, крошками хлеба, не жареные семечка, а в морозные дни их спасёт кусочек несолёного сала подвешенный возле кормушки.

Слайд 5.                      Загадка: Кар! Кар! Кар!-

Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? (ворона)

ВОРОНА - крупная птица. Если вороны сидят на верхушках деревьев - будет мороз. ( всеядная.)

Слайд 6.                    Загадка: Ну, а кто скажите нам

     Ловко лазит по стволам:

        Вверх и вниз и тут и там?

           Кто мелькает целый день?

              Это птица…(поползень)

Поползень -умеет передвигаться по стволам вниз головой. Осенью запасает корм. Кормить поползня можно так же как и синичку.

Слайд 7. Загадка:

Синих крылышек красу

Разглядеть нельзя в лесу,

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком.

Кто же это?(сойка)

СОЙКА – очень нарядная птица. Питается желудями и орехами, спрятанными

с осени.

Слайд 8.         Загадка: В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной Телеграфист:

«Здорово, дрозд приятель!»

И ставит подпись……………(дятел)

Дятел питается насекомыми , которых с помощью клюва добывает из-под коры деревьев.

Слайд 9.     Загадка:     Чернокрылый, красногрудый,
                                             Он везде найдет приют.
                                             Не боится он простуды –
                                         С первым снегом тут как тут.( Снегирь)

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Любит полакомится нежареными семечками, различными семенами, не солёными орешками.

Ребята!

С наступлением зимы птицам и зверям становится очень тяжело. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

 Давайте спасём наших пернатых друзей, поможем им пережить холодную зиму!

       Далее детям предлагается подвижно-дидактическая игра «Летят пичужки»

Цель: активизировать подвижную деятельность детей, закрепить понятие зимующие и перелётные плицы. Учить узнавать их на картинках.

  Ход игры: Педагог показывает картинки с изображением птиц, дети называют знакомых птиц. Увидев перелётную птице перебегают, махая «крыльями» на другую сторону, а зимующие приседают, показывая руками крышу домика над головой.

Воспитатель: Молодцы ребята, разобрались какая птица перелётная, а какая зимующая. Но мы совсем забыли о том, чем же можно покормить зимующих птиц. И чтобы нам с этим справится, нам необходимо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:  «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! – «зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке – 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки – пальцы щепоткой –«крошим хлеб»

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! – «катая из хлеба макароны».

Воспитатель:  А теперь ребята нам нужно сделать плакат «Покормите птиц»

Перед вами лежат картинки с изображением различной еды, крупы. Наша задача распределить каким кормом можно покормить птиц, а что птицам давать нельзя. Подходите поближе рассмотрите картинки выберите нужную. Возьмите кисточку обмакните её в клей намажте аккуратно картинку и приклейте к выбранной птичке вокруг кормушки.

Дети выбирают картинку и приклеивают к выбранной птичке.

Воспитатель: Кто справился, положите кисточку в баночку с водой, вытрите пальчики о влажную салфетку.

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием справились, теперь отправляемся в лабораторию по изготовлению корма для птиц.

Дети подходят и становятся вокруг столиков .

Воспитатель: перед вами различные крупы и семена (пшено, гречка, овёс, семечки), дана схема по который нужно собрать корм в одну тарелочку.

Дети рассматривают схему и насыпают корм в ёмкость.

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились, а куда же мы будим насыпать наш готовый корм?

Дети: В кормушку.

Воспитатель: Но ведь у нас её нет. А для того, чтобы нам её соорудить, нам нужно отправиться в мастерскую по изготовлению кормушек.

К нам сегодня на помощь пришёл папа Ярослава, он поможет нам справиться с этой нелёгкой задачей.

Дети подходят к столу где приготовлены заготовки для кормушек, ножницы, шпагат . по образцу с помощью взрослого ребята доделывают кормушку ( отрезают «окошко» с двух сторон, в дырочки продевают шнурок) кормушка готова.

Рефлексивно – оценочный этап.

Педагог предлагает детям подвести итог работы: удастся ли теперь нам помочь зимующим птицам? Что мы для этого делали на занятии?  Что ещё осталось сделать? Ответы детей.

Предложить детям выбрать карточку : если занятие понравилось, то выбрать карточку с весёлой птичкой, если было не интересно – с грустной птичкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: « Экскурсия в музей часов» (формирование целостности картины) для детей подготовительной группы.

Цель:  продолжать знакомить  с историей часов.Задачи: закреплять знания о строении часов: стрелки(часовая, минутная),...

Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение

Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....

Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Лес – наше богатство» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в старшей группе

Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира Тема: «Две вазы»

Направление образования и развития (образовательная область)-Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)Задачи:Образовательные:• Закреплять умение детей узнавать п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы по формированию целостной картины мира «Город для игрушек».

Занятие направлено на развитие стойкого познавательного интереса к изучению родного города, развитие социальных навыков (умение работать в группе)....