Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Максимова Зинаида Владимировна

    Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей понятия о значимости труда хлебороба и бережного отношения к хлебу. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekskursiya_v_mini-muzey_hleba.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию

    (формирование целостной картины мира)

    в старшей группе

    «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

    Составила: Максимова З.В., воспитатель ГБОУ Школа №814                                      

    Цель:

    - прививать уважение к труду земледельца – хлебороба;

    - формировать бережное отношение к хлебу.

    Задачи:

    воспитательные:

    - прививать любовь и уважение к труду хлеборобов;

    образовательные:

    - расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

    - познакомить детей со злаковыми культурами;

    - дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол;

    - познакомить с процессом выращивания хлеба;

    развивающие: 

    - воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

    Предварительная работа:

    - рассматривание иллюстраций;

    - беседа о сборе урожая;

    - рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;

    - чтение русской народной сказки «Колосок»;

    - знакомство с профессией людей, занятых на уборке урожая.

    Оборудование:

    Мини-музей ХЛЕБА с экспонатами: макеты мельниц (водяная и ветряная); макет русской печки с набором орудий труда, используемых для выпечки хлеба; сельскохозяйственные орудия труда, используемые для выращивания хлеба;  хлебобулочные изделия; колосья  и зёрна злаковых культур; крупы; мука (пшеничная, ржаная); дидактический материал: «Как наши предки выращивали хлеб?», «Откуда хлеб пришёл?», «Злаки», «Хлебобулочные изделия».

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент:

    - Ребята,  вы когда-нибудь были в музее? (…)

    - Что такое музей? (Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего-нибудь)

    - Как нужно вести себя в музее? Какие правила существуют для посетителей музея? (В музее нельзя трогать экспонаты руками, чтобы не повредить их, рассматривать всё тихо, не мешать другим, не бегать…)

    Сегодня я приглашаю вас посетить наш мини-музей ХЛЕБА.

    С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб обладает удивительным свойством – он никогда не надоедает, поэтому мы видим его на столе каждый день: утром, днём и вечером. Экспонаты нашего музея помогут нам узнать много нового об этом удивительном продукте питания. Итак, наша экскурсия начинается.

    Основная часть:

    Я вам расскажу одну историю, которая произошла с одним растением.           Случилось это много веков назад. Раньше наши предки вели кочевой образ жизни. Они меняли места стоянок в поисках пищи. Основными продуктами были мясо животных, добытых на охоте, и съедобные растения. Самыми тяжёлыми были холодные зимы. Мужчины часто возвращались с охоты с пустыми руками. Запасы еды быстро заканчивались. Все с нетерпением ждали прихода весны, когда появлялись первые зелёные растения и съедобные корешки.

       Однажды недалеко от места стоянки люди случайно увидели незнакомое растение. На стеблях его были тоненькие колоски, а в колосьях – зёрна. Зёрна оказались съедобными. Это была еда и спасение! Люди для себя открыли хлебные растения!

       Хлебные зёрна давали ощущение сытости и помогали пережить долгую зиму. Потом люди научились сажать в землю зёрна и получать долгожданный урожай.

       Сначала люди ели сырые зёрна. Потом попробовали растирать зёрна между камнями и смешивать их с водой. Варили эту похлёбку на костре. Так было значительно вкуснее.

       Как-то раз немного зерновой похлёбки попало на раскалённый камень и моментально запеклось и зарумянилось. Получилась вкусная, немного горелая лепёшка. С неё началась эпоха выпечки хлеба.

    -Прежде, чем засеять поле зерном, нужно было выбрать, чем засевать: пшеницей или рожью? Давайте рассмотрим зёрна пшеницы и ржи. (Дети подходят, рассматривают зёрна) Чем они отличаются? (Зёрна пшеницы более круглые, а ржи – удлинённые, зёрна ржи более тёмные) 

    - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай. А как природа может ему помочь? (Для хорошего урожая нужно, чтобы дождик поливал, чтобы солнышко землю обогревало. Тогда зёрнышки превратятся в красивые колосья)

    - Ребята, давайте и мы превратимся в зёрнышки и поиграем.

    Физкультминутка

                    В землю зёрнышко упало,         (Приседаем)

                    Прорастать на солнце стало.     (Руки над головой, ладошки вместе)

                    Дождик землю поливал,            (Встряхнули кистями рук)

                    И росточек подрастал.               (Медленно встаём)

                    К свету и теплу тянулся,            (Встаём на носочки)

                     И красавцем обернулся.             (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

    - Отгадайте загадку:

                      Золотист он и усат,

                      В ста кармашках – сто ребят.  (Колосок)

    - Во что превратилось зёрнышко? (В колосок)

    Давайте рассмотрим колосок пшеницы. (Дети рассматривают колосок)

    Зёрнышки в нём спрятаны, будто в кармашках, их там много и на каждом кармашке растёт усик, словно оберегает зёрнышко. Сами зёрнышки расположены очень близко друг к другу, в верхней части колоска, а до середины находится стебелек. Пшеницу и рожь называют злаковыми  растениями.  Злак – это растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К злакам также относятся ячмень, просо, овёс, кукуруза и рис. В нашем музее представлены образцы некоторых злаков и полученных из них круп. (Дети рассматривают зёрна злаковых культур и разных круп) 

        Спелость зёрен проверяли на зуб. Если зёрнышко поспело – оно хрустит. Значит, пора  жатвы наступила. Выходили в поле всей семьёй. Урожай убирали серпом, косили косой. Серп использовали для срезания более толстых стеблей злаковых культур. (Дети рассматривают экспонаты – серп, косу)

    Стебли сжатой пшеницы или ржи укладывали в снопы, потом обрабатывали. Обработка зерна - самая трудная работа. Она заключалась в выбивании зёрен из колосьев. Вручную это делали при помощи вот такой палки, которая называлась – цеп (Дети рассматривают следующий экспонат) Зерно хранили в амбарах.

    Чтобы испечь хлеб, нужна мука. Зёрна растирали между камней (в порошок). Потом придумали жернова – ручную мельницу. Вращать такую мельницу помогали животные. Со временем люди научились использовать для помола зёрен силу воды и ветра – появились водяные и ветряные мельницы.

       Мельницы в старину строили на берегах рек. Текущая речная вода  крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно в муку. (Дети рассматривают образец водяной мельницы)

      А в степях, где вольно гуляет ветер, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова. (Дети рассматривают образец ветряной мельницы) 

      Из злаков люди научились не только выпекать ароматный и вкусный хлеб, но и готовить множество вкусных и питательных блюд. Каких? (Каши, пудинги, запеканки, кисели) А из муки злаков – выпекать хлеб и изготавливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия.

        С давних пор на Руси любимой едой была каша. Каких только каш не варили! «Хлеб да каша – пища наша» - говорили люди. Давайте вспомним, какие вы знаете каши?

    Игра «Какая каша?»

    Из пшённой крупы варят………………..пшённую кашу.

    Из зёрен риса варят………………………рисовую кашу.

    Из зёрен овса варят………………………овсяную кашу.

    Из зёрен пшеницы варят…………………пшеничную кашу.

    Из ячменной крупы – перловки, варят….перловую кашу.

    Из пшеницы крупного помола варят…….манную кашу.

    Из зёрен кукурузы варят………………….кукурузную кашу.

    - А что ещё можно получить из зёрен злаковых растений? (Муку)

    Мука нужна для выпечки хлеба. В нашем музее находятся разные хлебобулочные изделия, изготовленные из разных материалов. (Дети рассматривают экспонаты)

       В старину хлеб пекли в каждом доме ежедневно. Для этого использовали вот такую русскую печь, которая отапливалась дровами. (Дети рассматривают макет русской печки) Использовались специальные орудия труда для выпечки хлеба: хлебная лопата, кочерга, ухват. (Дети рассматривают орудия труда для выпечки хлеба)

      Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба! Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Ребята, а как нужно относиться к хлебу? (Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выбрасывать…)

    Итог занятия.

    Вот и закончилась наша экскурсия по мини-музею ХЛЕБА. Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД о.о.познание (формирование целостной картины мира) "ОВОЩИ" старшая группа

    Цель: закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

    Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".

    Конспект непосредственной образовательной   деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе

    Познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, назначением и применением в жизни....

    Конспект открытого занятия по патриотичекому воспитанию и формированию целостной картины мира в средней группе "Экскурсия по достопримечательностям Москвы"

    Цель:закрепить знания детей о достопримечательностях родного города - Москвы. Образовательные задачи:- систематизировать представление детей о достопримечательностях Москвы, формировать знания де...

    Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

    Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...