Проект "Господин Лук"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Петелина Надежда Анатольевна

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gospodin_luk.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78  ГОРОДА ТЮМЕНИ

( МАДОУ д/с № 78 города Тюмени)

Проект «Господин Лук»

Проект «Господин Лук». Средняя группа

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Цель проекта: Продолжать знакомство детей с овощной культурой-лук

Задачи проекта: 

Обучающие:

  • Закреплять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
  • Формировать представление о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным).
  • Расширить знания детей о пользе лука для детского организма.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
  • Развивать навыки работы с бытовым оборудованием.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей интерес к труду взрослых.
  • Поддерживать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Подбор и изучение  необходимой литературы.
  • Беседа с детьми, для выявления знаний детей о луке.
  • Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий.
  • Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.      

Основной этап:

  • Разучивание загадок о луке.
  • Чтение сказки «Три брата»
  • Просмотр мультфильма «Чиполлино».
  • Пальчиковая гимнастика «Лук».
  • Дидактическая игра «Овощи»
  • Дидактическая игра «Веселый огород».
  • Беседа с детьми «Таблетки растут на грядке».
  • НОД по развитию речи «овощи» с использованием мнемо-таблиц.
  • Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук?» «Лечение луком: народные рецепты».

Завершающий этап:

  • Презентация проекта при проведении НОД по теме: «Его величество лук».
  • Стенгазета « У меня есть друг, он-от семи недуг!

Приложение 1

Конспект занятия «Овощи»

Цель: Закреплять знание детей о овощах с помощью игровых технологий и мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные: учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представление об овощах; учить выделять в овощах определенное свойство. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Формировать обобщающие понятия «овощи». Расширить и активизировать словарный запас по данной теме. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Развивающие: развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.

Словарная работа: активный словарь – овощи, репчатый лук.

Демонстрационный материал: мешочек с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла картофель, схема описания овощей, мяч.

Предварительная работа: наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание овощей по схеме Ткаченко.

I. Организационный момент.

(Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежит мешочек с овощами).

Воспитатель:ребята посмотрите какой необычный мешочек. Хотите узнать что там внутри.

Дети : да 

Сейчас сядет тот, кто назовет что достал из мешочка.

Дети, называя овощ, садятся на стулья.

II. Основная часть.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описание. На доске вывешивается схема. Дети по схеме описывают овощи

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Что это?

Дети:Лук

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Золотистого, белого.

Воспитатель: Какой он по форме?

Дети: круглый

Воспитатель: Какой лук на вкус?

Дети: горький

Воспитатель: А лук полезный?

Дети: Да

Воспитатель: Почему нужно есть лук?

Дети: Чтобы быть здоровыми,

Воспитатель: Это огурец. Какой он?

Дети:  зеленый, продолговатый, сочный,хрустящий, маленький. Из огурца можно приготовить салат, засолить.

Дети рассматривают помидор, морковь, лук, капусту и рассказывают примерно так: «Капуста - белая, твердая, большая, хрупкая. Можно приготовить салат, сварить щи». «Лук– золотистого цвета, круглый, горький, маленький, коричневый. Можно положить его в суп».

Подвижно – развивающая игра «Лучок – здоровячек».Воспитатель: Вы будете луком. Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.

Посадили в землю  Дети присаживаются на корточки. Маленький лучок,

Чтобы рос он крепким,                               Сжимают в локтях руки и кулачки.

Наш здоровячок.

Чтоб к солнышку тянул он                    Встают и тянут руки вверх.

Стрелочки свои.

Чтоб детки не болели                              Прыгают на месте.

И прыгать все могли.    

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково»

Дети встают в круг воспитатель бросает мяч называет овощь, ребёнок называет ласково и бросает мяч обратно

Помидор-помидорчик

Морковь-морковочка

Огурец-огурчик

Лук-лучок

Чеснок-чесночек

Свёкла-свёклочка

Тыква-тыквочка

Молодцы

Игра «один-много»

Воспитатель называет один овощь, а дети много овощей

Помидор-помидоры

Огурец-огурцы

Тыква-тыквы

Баклажан-баклажаны

Воспитатель: Давайте поиграем. Я одному из вас завязываю глаза, а вы должны на ощупь отгадать что у вас за овощ в руках.

Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово .(Дети проговаривают чистоговорки)

Ец-ец-ец - созрел зеленый …… огурец.

Ор-ор-ор - вырос крупный……. помидор.

Ук-ук-ук - очень горький…………. лук.

Овь-овь-овь – съел я сладкую … морковь

III Итог занятия.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Молодцы.

- О чем мы сегодня говорили?

-Что больше понравилось на занятии?

- Какая игра больше понравилась?

Приложение 2

Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о луке                                      

Стихотворения  про  лук

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать?

***

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

***

Всем на зависть нынче лук.

Чудной формы и упруг,

Точно шарик непокорный,

Вырывается из рук.

Он на редкость круглый – вижу,

Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру,

Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку.

Зареветь решил, как будто?

***

Да, удачный вырос лук.

Всѐ свершилось.

Но не вдруг.

Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей.

И теперь ты не болей.

Репчатый  —  в салат  добавь,

И на стол смелее ставь.

Необычный лук - батун,

И сибирский лук слизун.

Ароматный, горьковатый

– Плачешь? Кто же виноватый?

***

У меня есть друг.

Спасет он от семи недуг.

Это вкусный и полезный

Желто – золотистый лук!

***

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зелѐной

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Ешьте меня всяким –

Будете здоровы.

Загадки про лук

  • Никого не огорчает,  а всех плакать заставляет.  (Лук)  
  • Сидит дед во сто шуб одет,  кто его раздевает,  тот слезы проливает.  (Лук)  
  • Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься.  (Лук)    
  • Прежде чем его мы съели,  все наплакаться успели.  (Лук)  
  • Заставит плакать всех вокруг,  хоть он и не драчун, а … (Лук)  
  • Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)  
  • Пришел барин с грядки,  весь в заплатках,  кто ни взглянет,  всяк заплачет. (Лук)  
  • Скинули с Егорушки  золотые перышки,  заставил Егорушка  плакать и без горюшка. (Лук)  
  • Золотистый и полезный,  витаминный, хотя резкий,  горький вкус имеет он.  Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)  
  • Пришла Таня в желтом сарафане:  стали Таню раздевать,  давай плакать и рыдать. (Лук)  
  • Птица в норе,  хвост во дворе, кто перья выдирает,  тот слезы утирает. (Лук)  
  • Я вырос на грядке,  характер мой гадкий:  куда ни приду,  всех до слез доведу. (Лук)  
  • Он никогда и никого не обижал на свете.  Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)

Пословицы и поговорки о луке

  • Лук от семи недугов лечит.
  • Ешь лук - чаще зубы будут.
  • Лук да баня всѐ правят.
  • Кто ест лук, тот избавлен от мук.
  • Лук во щах - и голод прощай.

Приложение 3

Сказка «Три брата»

Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.  - Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, - по очереди поклонились они Илюшке и сказали: - Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, - известные защитники, как и наш брат Чеснок.  - А кого вы защищаете? – спросил мальчик.  - Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, - гордо ответили луки.  - Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.  - Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, - объяснил маленький лук Чернушка, - Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат - лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти, готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.   - Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, - сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! »  - Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, - сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. »  - А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.  - Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.  - Какие вы все дружные, - с уважением произнес Илюшка.  

- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».