"Стрелка Васильевского острова(Биржевая площадь):От легенды наименования к древнегреческим богам".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
С опорой на конспект Солнцевой А.В.,Корневой-Леонтьевой Е.В. ("Город-сказка,город-быль":Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом,5-7 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strelka_vasilevskogo_ostrova.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по петербурговедению
Тема «Стрелка Васильевского острова (Биржевая площадь):
От легенды наименования к древнегреческим богам».
(с опорой на конспект Солнцевой А.В., Корневой-Леонтьевой Е.В. «Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. 5-7 лет).
Автор-разработчик: Кондрусова Анжела Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: старшая группа.
Длительность мероприятия: 30мин.
Цель: Закреплять представления детей о функциональном назначении и архитектурно-скульптурном убранстве Стрелки Васильевского острова-архитектурном ансамбле родного города.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать у детей умение любоваться красотой родного города, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга.
Познавательное развитие:
-Развивать способности улавливать связи между декоративным убранством и назначении скульптуры.
-Развивать логическое мышление, память.
Речевое развитие:
-Расширять и активизировать словарь за счет слов: Ростральная колонна, Биржа, архитектор, Тома де Томон, мыс, символ, маяк…
-Продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.
Физическое развитие:
-Закреплять интерес детей к любимому городу через участие в подвижных играх.
Материалы и оборудование:
-презентация «Стрелка Васильевского острова».
-карта Санкт-Петербурга (детская, 4 шт.).
-иллюстрации:
- с отдельными элементами архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова.
-кораблик Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова (для оформления «пристани»).
- флажки детские настольные с символами города для оформления пристани и «каюты» кораблика.
-лента голубая для подвижной игры.
-жетоны для поощрения детей
-с изображением кораблика Адмиралтейства
- «звёздные»
-аудиозаписи:
-песня «Кораблик» (Конвенан И., альбом «Петербургу с любовью»; I и IV куплеты)
-аудиозапись песни- игры «Бегемотик- обормотик (Сл. С. Сивцовой, муз. И. Смирновой) в обработке.
-звук корабельной рынды.
Предварительная работа:
1. Чтение и рассматривание иллюстраций книг о Санкт-Петербурге.
2. Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга.
3. Разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге.
4. Выполнение рисунков.
ХОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встретим их как петербуржцы: скажем «Добро пожаловать» (дети) и предложим располагаться поудобнее.
Погода - отличная, день-замечательный, поэтому я предлагаю отменить всякие занятия, отложить дела на потом. Сегодня я –капитан корабля и приглашаю вас и наших гостей совершить прогулку по Неве.
На чём же мы можем отправиться в путь?
Дети: На кораблике.
Воспитатель: Молодцы! В путь мы отправимся на нашем любимом кораблике, он с младшей группы помогает нам в наших путешествиях по городу. Но запомните: капитан на корабле-главный, поэтому, когда вы слышите этот звук (звук рынды), надо выполнить мою команду. Попробуем? (звук рынды). Быстро бегите на ковёр и становитесь в круг! (Дети выполняют действие)
Воспитатель: Приветствую вас на борту корабля. Все готовы отправиться в путешествие? (Дети: Да!)
Песня с движением «Кораблик» (I куплет).
Мы на кораблик сели, на маленький речной (руки на плечи друга)
Мы посмотреть хотели на город над Невой (из-под ладони смотрим влево и направо, движение «крыша», рука «над», под ней-«волна»)
Отплыли от причала, дул лёгкий ветер-бриз, (движение руками «лодочка плывёт», качаемся)
Кораблик наш качало, бросало вверх и вниз, (качаемся, руки вверх-вниз)
По Фонтанке дальше, через острова,
Мойка путь укажет, где течёт река. («змейка» («капитан» ведёт судно между островов)
Дети вновь образуют круг. Проводится игра
«Трамвайчик/кораблик»
Наш кораблик на Фонтанке, (руки согнуты в локтях)
Оттолкнулся и дал ход (отталкиваемся вперёд, руки-ход вперёд)
Он шагнул назад сначала, (шаг назад, ход назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперёд, ход туда же)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход (руки-ход вперёд)
По Фонтанке покатились,
Мы вперед, вперед, вперед (бег по кругу)
Воспитатель: (звук рынды) Раз, два, три, на своё место беги!
Воспитатель: Я вас поздравляю! Мы благополучно отчалили и теперь плывём по Неве. Путь неблизкий, он полон загадок и тайн. Я поделюсь с вами своими знаниями и секретами. Мне понадобится ваша помощь, ведь вы уже бывалые матросы. Поможете? (ответы детей) За каждый правильный ответ верно и быстро ответивший моряк получит жетон от меня. «Звёздный» жетон от наших гостей в конце игры получит тот, кто очень старался, но Фортуна сегодня отвернулась от него. Да поможет нам Навигация!
Вопрос 1. Дидактическая игра «Расшифруй маршрут» (Стрелка, памятник Василию на Стрелке Васильевского острова, остров, лось) (Ответ детей: Стрелка Васильевского острова). (слайд 1)
Воспитатель: Что такое стрелка? На что она похожа? Стрелка-это острое или тупое? На Руси издревле стрелкой называли мыс, образованный либо разветвлением реки, либо впадением одной реки в другую. (слайд 2)
Вопрос 2. Поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»
На что стрелка делит Неву: штанины, два сапога пара, рукавички, рукава?
Воспитатель: Со стрелкой мы разобрались. Но кто такой Василий? (Возможные ответы детей). Многие думают также, как и вы: там жил какой-то знаменитый Василий. Или единственный Василий на этом острове. Известно точно, что во времена Петра I на этом острове находилась артиллерийская батарея Василия Кормчина. Жители острова очень любят своего Василия и поставили ему памятник. Но причём здесь лось? (Возможные ответы детей) Дело в том, что некоторые знают, что до того, как здесь появился Пётр I, остров этот назывался Лосиный. (слайд1)
Воспитатель: Пётр 1 хотел, чтобы Петербург одновременно был и морской крепостью, и торговым портом. Поэтому сначала центр новой столицы возник на Петроградской стороне. Но из-за мелководья как раз порт там развивать было невозможно, поэтому Пётр перенёс его на Васильевский остров. Он очень полюбился Петру I. Царь решил сделать именно его центром города и похож он должен быть на лучшие города мира. (Слайд 3) а теперь давайте посмотрим на карту Васильевского острова. (слайд4) Здесь невозможно заблудиться. Такое впечатление, будто остров кто-то расчертил прямыми линиями по линейке. Многие улицы носят название линии. А Стрелка находится в самом центре города. Когда он стал строится, из Балтийского моря в Неву стали заходить большие торговые корабли, привозили свои товары. Поэтому городу нужен был порт и место, где купцы могли бы торговать друг с другом. Таким местом и стала Стрелка.
Вопрос 3. Что такое порт? (Ответы детей)
Правильно. Это место, куда приходят корабли, выгружают и загружают товары для их отправления. Порт необходимо было сделать очень красивым, ведь он находился в центре города. А это трудно, ведь там должны быть специальные здания. Их много, не одно, а это целый архитектурный ансамбль. И вот архитектор должен был решить, какое здание должно быть главным в этом ансамбле, что поставить в центре.
Хотите посмотреть, как справился архитектор и как это выглядело раньше? (Слайд 5)
Стрелка В.О. была речным дном. Из песка насыпали полукруг и получилась полукруглая площадь, выступающая в Неву на 100 метров. Здесь и организовали пристань для речных кораблей. От пристани остались кольца, за которые крепились суда. А теперь Стрелка выглядит вот так. (Слайд 6). Нам же необходимо подняться на берег.
Воспитатель: Очень много воды кругом. Сколько рукавов у Невы? Какие реки нашего города вы ещё знаете? Пора спасать бегемотика. (Звук рынды) Раз-два-три, на ковёр беги.
Проводится песня- игра «Бегемотик – обормотик» .
Бегемотик-обормотик,
У него болит животик.
Он от доктора сбежал
И в Фонтанку упал. (Дети идут по кругу.)
Бегемотик в речку-бух! (Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из речки- плюх! (Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Бегемотик испугался,
К речке Мойке он помчался. (Дети идут по кругу.)
Бегемотик в Мойку- плюх! (Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из Мойки -бух! (Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Бегемот перепугался
И к реке Неве помчался. (Идут по кругу)
Бегемотик в речку- бух! (Идут к центру, сужая круг, и прыгают.)
А вода из речки - плюх! (Расширяют круг и поднимают руки вверх)
Началось тут наводненье,
Вся вода пришла в движенье! (Бегут по кругу)
Тут вода, и там вода!
Разбегайтесь, кто куда! (Разбегаются в разные стороны или забираются на стульчики, скамейку. (2 раза)
Воспитатель:(Звук рынды) Раз-два-три, на своё место беги.
Продолжаем наше путешествие. Представьте на минутку, что вы самые настоящие купцы и прибыли в порт с товарами. Нас встречают две ростральные колонны. (слайд 7)
Вопрос 4: Чем служили Ростральные колонны (маяками).
Ростральные колонны высоки,
Когда-то это были маяки.
Вопрос 5: Они украшенные бронзовыми носами кораблей. Что означает “рострум” – (ответы: корабельный нос, носовые фигуры побеждённых кораблей)
Воспитатель: Вот мы благополучно прибыли в порт и прошли таможню. Слово таможня произошло от слова “тамга”, что значит знак, штемпель. В таможне осматривали привозимые купцами товары и ставили штемпель. (слайд 8)
Вопрос 6: Купцы, куда вы отправитесь дальше? (на Биржу) Покажите Биржу на картинке. Это так называемая «Новая Биржа». (слайд 9)
Вопрос 7: Воспитатель: «Биржа»-слово иностранное.
Что означает Биржа в переводе на русский язык: монетка, банковская карточка, кошелёк, касса.
Воспитатель: При строительстве Биржи специально насыпали холм высотой в два человека, а на нём уже возводили здание.
Вопрос 8: Почему архитекторы приняли такое решение? (Здание Биржи похоже на Древнегреческий храм, а их строили на высоте.)
Воспитатель: Здание окружено портиком с 44 колоннами и украшено двумя скульптурными группами. Первая, выходящая на Неву, изображает морского царя Нептуна. (слайд 10)
Вопрос 9: Покажите, где Нептун, как вы догадались? Обычные ли у него лошади?
Воспитатель: Морской владыка изображён в колеснице, запряжённой морскими конями — гиппокамами. В одной руке он сжимает трезубец, другой будто благославляет новую морскую столицу. Слева и справа от Нептуна возлежат аллегорические изображения двух рек — Невы и Волхова- ключевых водных артерий, по которым с древних времён велась активная торговля. Второй греческий бог спрятался о наших глаз. Это Меркурий-покровитель торговли. Обычно волшебные крылышки прикреплены к его сандалиям. Но посмотрите внимательно-здесь крылышки на шлеме. Меркурий не один, его сопровождает Навигация. Её мы встречали на Ботном доме. Она показывает правильное направление движения судну.
В здание Биржи ведёт огромная гранитная лестница. К Бирже примыкают склады: место, где купцы хранят свои товары.
Вопрос 10: Как называется это место(пакгаузы). Их два-Северный и Южный (слайд 11)
Вопрос 11: Продолжи: (слайд 12)
Автор проекта ростральных колонн,
Стрелки и Биржи – (Тома де Томон)
Вопрос 12: Дидактическая игра: «Что лишнее»: Архитектурный ансамбль. (слайд 13)
Секретная информация!!!! В зданиях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, сегодня находятся экспозиции музеев:
- Биржа-Центральный военно-морской (здесь хранится подлинный ботик Петра.
-Северный пакгауз музей почвоведеия.
Таможня-Пушкинский дом
Воспитатель: Порт здесь был недолго. Тяжёлым суднам не хватало глубины Невы и порт пришлось перенести на остров Гутуевский. Но красивый спуск к Неве остался, поэтому было решено разбить сквер, зимой там даже был каток. (слайд 14)
Секретная информация!!! А ещё здесь есть памятник якорю. Якорь этот с настоящего судна петровских времён.
Вопрос 12: Где еще мы можем видеть якоря, на каких символах? (флаг, герб)
Воспитатель: Порт перевели и нам пора возвращаться. (звук рынды) Раз, два, три, на ковёр беги!
Песня с движением «Кораблик» (IV куплет).
Мы на кораблик сели, на маленький речной, (руки на плечи друга)
Мы посмотреть хотели на город над Невой, (из-под ладони смотрим влево и направо, движение «крыша», рука «над», под ней-«волна»)
Вернулись мы к причалу, дул лёгкий ветер-бриз, (движение руками «лодочка плывёт», качаемся)
Кораблик наш качало, бросало вверх и вниз (качаемся, руки вверх-вниз
Воспитатель: (звук рынды) Раз, два, три, на своё место беги!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Если весело тебе – ты три раза топни;
Если весело тебе – ты три раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты другу улыбнись!
Воспитатель: Ребята, чью тайну, какого элемента архитектурного ансамбля вы хотели бы узнать в следующий раз? (Ответы детей)
Настало время подвести итог. Уважаемые коллеги, поддержите своими звёздочками робких или не очень везучих матросов. (Подсчёт голосов).
Воспитатель: Я рада, что наша встреча вам принесла большое удовольствие.
А теперь пора прощаться с гостями.
Дети:
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Древнегреческие Боги Олимпии
Древнегреческие Боги Олимпии....
Презентация "Древнегреческие Боги Олимпии"
Презентация "Древнегреческие Боги Олимпии"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по направлению «Познавательно развитие» (Петербурговедение), по теме: «Стрелка Васильевского острова»
Цель: Познакомить детей с новой достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления....
стрелка васильевского острова
работа по данной теме проводится в течении месяца...
стрелка васильевского острова
работа по данной теме проводится в течении месяца...
«Акварельный Петербург. Стрелка Васильевского острова.» Конспект занятия по ИЗО для детей от 6 -ти лет. Смешанная техника : акварель и тушь.
laquo;Акварельный Петербург. Стрелка Васильевского острова». Конспект занятия по ИЗО в двух частях. Возраст от 6-ти лет Гуменюк Анна Викторовна, воспитатель, педагог доп. образ...
Конспект комплексного занятия "Стрелка Васильевского острова" для детей подготовительной группы.
Данный материал поможет воспитателям при подготовке и проведении занятия по Петербурговедению с детьми подготовительной группы....