Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Игровые упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников.

Ранний возраст.

Тема: Снег и его свойства

Содержание:

На прогулке приходит в гости Снеговик, предлагает детям поиграть со снегом: подбросить снег и посмотреть, как он плавно опускается на землю, тихо падает, снег лёгкий, пушистый; потрогать рукой снежок (осторожно, чтобы руки не замёрзли).

Снеговик задает вопросы:

- Он, какой, снег холодный или теплый? (холодный)

Снеговик предлагает слепить колобки из снега.

- Получаются колобки (нет)? Не лепятся! Снег если рассыпается, то он какой? (рассыпчатый).

     Снеговик прощается, с детьми поблагодарив за игру, предлагает взять снег в группу, а сам не идёт.

Воспитатель спрашивает детей:

- Почему снеговик не пошёл с ними в группу продолжить игру (ответы детей)?

     Снег занесли в группу. Пока дети раздевались, после прогулки снег подтаял и можно лепить снежных колобков. Воспитатель лепит колобки и выкладывает на поддон. Делаем с детьми вывод о том, что снег лепится только тогда когда он влажный, мокрый. Предложить детям понаблюдать за колобками и посмотреть, что с ними произойдёт. Через некоторое время

обратить внимание детей на поддон, где лежали колобки. Снежные колобки исчезли, осталась одна вода.

-Как же так? - Говорит воспитатель. - Что случилось со снежными колобками? (ответы детей) - Снег превратился в воду, но почему?

     Вывод: снег в тепле тает и превращается в воду, так вот почему снеговик отказался идти с нами в группу играть, он боялся растаять.

    Воспитатель: - Что сегодня мы узнали о снеге? (снег пушистый, лёгкий, рассыпчатый, холодный, лепится только тогда когда он влажный, таит, в тепле превращаясь в водичку).


Младший возраст

Цель: уточнить и систематизировать представления о снеге и его свойствах; сравнить свойства снега и воды; обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий воспитателя; пробуждать в детях исследовательский интерес.

Материалы: таз со снегом, таз с водой, формочки, совочки, ложки детские, розетки, 2 банки от йогурта, пуговица.

Ход занятия:

Воспитатель вносит таз со снегом.

- Что это? (Снег) На что он похож? (На мороженое, на вату, на молоко, на облака) Потрогайте снег. Какой он? (Холодный, мокрый, мягкий, белый, пушистый, блестящий)

Воспитатель ставит перед детьми таз с водой.

- А что в этом тазу? (Вода) Снег и вода похожи? (Ответы детей) Потрогайте воду. Посмотрите на пальчики, какие они? (Мокрые) Теперь потрогайте другой рукой снег. Посмотрите на пальчики, какие они? (Тоже мокрые) И вода, и снег – мокрые. Снег холодный, а вода? (Тоже холодная) Значит, и снег, и вода холодные. А похожи они еще чем-то? (Да, они белые) Давайте проверим, белые ли они? Белым бывает молоко, бумага. Что на них больше похоже, снег или вода? (Снег) Верно. А вода прозрачная, в ней ничего не спрячешь, все видно. Давайте спрячем пуговицу в воде. Видно вам ее? (Да) Да, пуговицу в воде не спрятать, ведь вода прозрачная. А давайте спрячем пуговицу в снегу. Видно ее? (Нет) Вода прозрачная, а снег – нет. Давайте перельем воду из одной баночки в другую. Льется? (Да) А теперь снег попробуем перелить. Получается? (Нет) Значит, вода льется, а снег не льется.

А давайте сделаем пирожное из воды. Дети наливают воду в формочку и переворачивают. Не получилось? (Нет) А теперь сделаем пирожные из снега. Дети совочком накладывают снег в формочки и переворачивают. Получилось! Из снега можно лепить, а из воды лепить нельзя.

Налейте немного воды на ладошку и понаблюдайте, изменилась ли вода? Дети наливают ложечкой воду на ладошку. (Вода не изменилась) А теперь положим на ладошку снег и посмотрим, изменится ли он? Дети ложечкой кладут на ладошку снег и наблюдают. Что произошло, ребята? Откуда взялась вода? (Снег растаял) Верно, снег растаял и превратился в воду. Почему снег на ладошке растаял? (Ладошка теплая) А если снег не брать в ладошку, он растает? Проверим это. Положим снег в розетку и поставим в группе, а затем посмотрим, растаял он или нет. Через некоторое время дети замечают, что снег растаял.

 Вывод: снег в тепле тает и превращается в воду.


Средняя группа

. Опыт «Снег – это вода, изменившая своё состояние

под воздействием температуры»

Предварительная работа

- Чтение стихотворений о снеге. И. Суриков «Белый снег пушистый», А.Пушкин «Под голубыми небесами».

- Лепка снеговиков на прогулке.

- Рассматривание снежинок на варежках во время прогулки

- Проведение русской народной игры «Снежная баба»

- Заучивание потешки «Как на тоненький ледок»

- Отгадывание загадок о снеге

Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

После прогулки мы увидели, что кто-то принёс в кармане случайно снег.

После сна мы обнаружили, что снега нет. Дети предположили, что снег кто-то унёс или он растаял.

Выдвижение гипотезы

Дети рассказали Ольге Николаевне  и мнения разделились. Одни думают, что кто-то унёс, другие, что снег растаял.

Цель: выяснить, куда исчез снег, и познакомиться со свойствами  снега.

Мы разделились на две группы. Первая группа пошла спрашивать у помощника воспитателя, убирала ли она снег из раздевалки.

Вторая группа рассмотрела образовавшуюся лужу и предположила, что снег всё таки растаял.

Все вместе мы провели исследование и наблюдение в процессе опыта.

Ход опыта

Перед завтраком воспитатель принесла с улицы снег.  Положила его в стеклянную банку и оставила на время завтрака в теплом помещении.

После завтрака мы увидели, что от комнатной температуры снег начал таять, образовалась вода. Обратили внимание, что вода грязная. И поэтому решили, что снег есть нельзя, в нём много вредных микробов и можно заболеть.

Вывод

Снег под воздействием температуры тает, образуется вода.

Наше второе предположение оказалось верным. Снег в раздевалке просто растаял от тепла.


Старшая группа.

 Цель:

•  Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

•  Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

•  Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия: Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях, 
Лёд на реках, 
Вьюга гуляет – 
Когда это бывает? (Зимой)

А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе - горой, 
А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно. (Лёд)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №3. (Проводится на улице).

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Физ. минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Вывод:

Д авайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).


Подготовительная группа.

Опыт «Нужен ли растениям снег»

Материалы: 2 ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

2.Опыт «Снег и лёд»

Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.

Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.

Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.

3.Опыт «Лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.

Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?

4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».

5.Опыт «Зимние веточки»  

6.Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».

Материал: лёд, пуговица.

Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.

Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)

Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.

Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.

7.Опыт «Сколько воды получается из снега?»

8.Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.

Первая группа – рыхлый снег.

Вторая группа – комок снега.

Третья группа – лёд.

9.Опыт «Определение тяжести»

Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.

Что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

10.Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

Материал: формочки, снег, лёд.

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

11.Опыт «Почему снег мягкий?»

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

12.Опыт «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.

13.Опыт «Откуда берётся иней?»

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДБОР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Небольшая подборка основных упражнений по опытно- исследовательской деятельности в младшей группе....

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Подбор игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).

Небольшая подборка игр для экспериментирования с детьми раннего возраста...

Подборка игровых упражнений для развития исследовательский умений воспитанников

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Методическая разработка :Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).

Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).Познакомим детей с некоторыми видами экспериментирования. Такими как :Где «прячется» з...

Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).

Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников. В данном материале содержатся эксперименты о свойствах воды, воздуха....