Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).
опыты и эксперименты по окружающему миру

Игровые упражнения для развития исследовательских умений воспитанников. В данном материале содержатся эксперименты о свойствах воды, воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития исследовательских умений  воспитанников (экспериментирование).

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста. Задачи:

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.  

Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.  

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

«Веер»

Цель: расширение представлений о свойствах воздуха.

Материалы: большая плоская ёмкость с подкрашенной водой, веер, небольшие ёмкости с водой.

Ход опыта

 Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

Ветер - это движение воздуха.

Предложите детям подуть на воду. Что получается? (Волны). Чем сильнее дуют, тем больше волны.

«Превращение картофелины»

Цель: формирование представлений о свойствах солёной воды.

Материалы: две ёмкости, наполовину наполненные водой; поваренная соль, маленькая картофелина или вырезанная из неё фигурка; чайная ложка.

Ход опыта

В одну ёмкость добавьте 5 чайных ложек соли и размешайте до растворения – получится «морская вода». Опустите картофелину в ёмкость  с пресной водой – картофелина тонет. Перенесите картофелину в ёмкость с солёной водой. Что с ней произошло? Снова перенесите картофелину в пресную воду и доливайте в ёмкость солёную воду.

Вывод: чем больше в воде соли, тем легче картофелине плавать.

«Танец горошин»

 Цель: познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность,

любознательность, смекалку.

Материал: вода, горошины.

Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаш (для каждого ребёнка).

Ход экспериментирования

Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой.  

Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала.)

Значит, сила движения предметов зависит от воздействия на них.

«Куда делись чернила?»

Цель: формирование представлений о способности активированного угля очищать воду.

Материалы: таблетка активированного угля, пузырёк с водой, чернила.

Ход опыта

В небольшой пузырёк водой капните чернила, чтобы раствор стал бледно-голубого цвета. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет, а уголь выпадет в осадок.

Вывод: активированный уголь обладает способностью очищать воду, уголь впитывает молекулы красителя, и их уже и не видно.

«Вода – жидкость»

Цель: формирование представлений о свойствах воды.

Материалы: каждому ребёнку по два стаканчика, один из которых с водой.

Ход опыта

 Предложите детям аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? (Она льётся). Почему она льётся? (Вода льётся, потому что она жидкая).

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

«Предметы впитывают воду»

Цель: сформировать представления о том, что предметы могут впитывать воду.

Материалы: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые тарелки, пластиковые стаканы, тканевые салфетки (на каждого ребёнка).

Ход работы

Налейте воду в тарелки и предложите детям отгадать, сколько воды в себя впитает губка. Каждый ребёнок отмечает фломастером предполагаемый уровень воды на пластиковом стакане. Затем опускает губку в тарелки с водой и ждёт, когда губка впитает воду. После этого отжимает воду с губки в стакан. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды. Предложите попробовать провести эксперимент с другими предметами (кусок хлопчатобумажной ткани, деревянной брусок, пластмассовый кубик).

Вывод: некоторые предметы в разном объёме впитывают воду, а какие-то не впитывают вовсе.

«Можно ли есть снег?»

Цель: подвести детей к пониманию того, что снег есть нельзя.

Материалы: стеклянная банка, снег.

Ход опыта

Попросите детей во время прогулки собрать снег с участка в стеклянную банку, предварительно убедившись в том, что банка чистая. В группе банку со снегом поставьте под батарею. Когда снег в банке растает, рассмотреть образовавшуюся воду. Вода в банке чистая? (Нет, в ней плавают песчинки, веточки и т.д.) Можно ли есть снег? (Нет). Почему?

Вывод: есть снег нельзя, так как в нём замёрзла вся грязь, которая была на том месте, на которое он выпал.

«Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

«Выжми мочалку»  

Необходимый инвентарьдве ёмкости, поролоновая губка.

 Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Тонет – не тонет»  

Необходимый материал тазик с водой, несколько предметов из разных материалов:  пёрышко,  гвоздик,  пластмассовый шарик,  прищепка,  бусинка, бумажка и т.д.

 В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

1.Тонет сразу

2.Тонет после намокания

3.Не тонет.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

 Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.

Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот  эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

  «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры – эксперимента

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

«Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну что, глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так - два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Объяснение этому явлению следующее: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

«Подводная лодка из яйца»

Наполните одну пол-литровую банку чистой водой в неё сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую пол-литровую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 ст. ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, потому и плавать в море легче, чем в реке.

Положите на дно литровой банки третье яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из пол-литровых банок, можно получить раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – что яйцо тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

«Разбери два мешка фасоли и познай самого себя»

Материалы: стеклянная банка, гречневая крупа, фасоль, горох.

Ход опыта

Смешайте в одной банке немного фасоли, гороха и гречневую крупу-ядрицу. Подумайте, как можно быстро рассортировать эти продукты. Попробуйте свои варианты.

А теперь сделайте так. Осторожно (но энергично) потряхивайте банку. Вы увидите, что более крупные плоды фасоли окажутся сверху, крупа же и горох провалятся вниз. Достаньте фасоль и продолжайте трясти банку. Теперь на поверхности будет появляться горох, а крупа останется внизу.

Объяснение: более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными плодами фасоли и гороха и плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность, откуда их легко можно достать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

ПОДБОР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Небольшая подборка основных упражнений по опытно- исследовательской деятельности в младшей группе....

Подбор игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).

Небольшая подборка игр для экспериментирования с детьми раннего возраста...

Подборка игровых упражнений для развития исследовательский умений воспитанников

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Методическая разработка :Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).

Подборка игровых упражнений для развития исследовательских умений воспитанников (экспериментирование).Познакомим детей с некоторыми видами экспериментирования. Такими как :Где «прячется» з...