ОД "Пищевые цепочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алла Геннадьевна Черноусова

Открытое занятие по теме "Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_pishchevye_tsepochki.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 54»

Тема ОД: 

«Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки»

 

 

  Подготовительная к школе группа «Академики»

                                                                            Подготовила и провела

                                                   воспитатель ВКК

                                                   Черноусова Алла Геннадьевна

                                       

                                         2021 г.

Тема: «Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки»

Цель:

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста представления о пищевых  взаимосвязях растений и животных, существующих в природе.

Задачи:

— расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

—формировать умение составлять пищевые цепочки, обосновывать их;

— развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе;

— воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, выполнения игровых заданий; любовь и заботу по отношению к природе.

Виды деятельности:

- интеллектуально-познавательная;

- коммуникативная;

- игровая;

 -двигательная;

Оборудование:

демонстрационный: упаковки от молочных продуктов, ширма, кукла «Бабушка», магнитная доска, картинки-круги «клевер», «мышь», «сова», маски мыши и совы, предметы  «цепочка-украшение»,  «собака на цепи», сова-игрушка, макет дерева, картинки с изображением  растений, травоядных и хищников;

раздаточный: круги зелёные, серые и красные,  карточки для составления пищевых цепочек.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие.

                                                Содержание ОД.

  1. Организационный момен (выходят из спальни и становятся у стульев возле ковра)

Приветствие.

- На нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуйте их.

  1. Мотивация.

 – Вы заметили, что на полках нашего магазина выставлены какие-то продукты? Давайте рассмотрим их  (упаковки: молоко, йогурт, мороженое, коробки от сырков, творожки, коктейли и т.п.)

 (Дети берут упаковки и называют)

- Как эти продукты назвать одним словом? (молочные)

-  Вы любите молоко и молочные продукты? Почему вы их любите? (вкусные и полезные)

 -  А знаете, в чём польза молока? Присядьте, я расскажу (садятся на стулья) 

-  В молоке много витаминов и полезных веществ. Больше всего в нём кальция, который нужен детям для того, чтобы кости развивались и были прочными, а зубы крепкими.

- А кто даёт нам молоко?                                                                                         3. Введение в тему.                                                                                                                                                  - Я  очень люблю молоко. А летом, когда уезжаю в деревню, покупаю молоко у знакомой бабушки, которая держит корову. Молоко летом очень вкусное и душистое. Как вы думаете, чем оно пахнет? (луговыми травами)                            - И вот однажды такая история приключилась с моей знакомой бабушкой.       - Да вот и сама она. (Кукла находилась за ширмой, рядом – дерево))                      Хочу рассказать вам историю, которая произошла у нас в деревне. Живём мы возле леса. Жители нашей деревни пасут коров на лугу, который находится за деревней у леса. Коровы наши питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал жителям деревни спать, и они её прогнали. Сова обиделась и улетела. И, вдруг, через некоторое время коровы стали худеть и  давать очень мало молока, потому что стало мало клевера, зато появилось много мышей. Мы не можем понять, почему так произошло. Помогите нам все вернуть назад!

4. Целеполагание.

- Как вы думаете, надо помочь жителям деревни? Почему? (молоко полезно и ещё нужно всем помогать, кто нуждается в помощи)

- А как помочь, знаете?  (разобраться в ситуации)

 5. Совместная деятельность по решению проблемы.                             (Дети проходят к  магнитной доске, на которой прикреплены карточки лицом вниз и становятся полукругом)                                                                                                                             - Почему коровы стали давать мало молока? (стало мало клевера)               (Ребёнок переворачивает картинку клевера)                                                     - Почему стало мало клевера? (погрызли мыши)                           (Переворачивает картинку мыши)                                                    Сообщение ребёнка в маске мышки.                                                          Мыши, которые живут на лугу и в лесу, питаются сочными стеблями и луковицами-корешками растений, семенами трав, ягодами и даже небольшими насекомыми и их личинками.                                                      - А почему развелось много мышей? (сова улетела и некому ловить мышей)                                                                                             (Переворачивает картинку совы)                                                                 Сообщение ребёнка в маске совы.                                                                  Одна сова уничтожает за лето тысячу мышей. Это - очень много! Мы слышим шорох мышки, находясь далеко от неё. Для этого раздвигаем перья, которые накрывают  уши. Тихо приближаемся к своей добыче и ловим её.                                                                                                 Посмотрите сами, как мы охотимся.                                                                  (Садятся на просмотр видео)                                                                                 Видео «Охота совы»                                                                                 Обращаю внимание детей на доску!                                                                - Посмотрите, ребята, что у нас получилось! На что это похоже? Это похоже на цепочку   (подходят к доске)                                                    Клевер – мышь – сова (мелом соединены звенья)                                                          - А какие ещё цепочки бывают? (украшение-цепочка, дверная цепочка  и собака на цепи)                                                                                                      - Из чего состоит цепочка? (из звеньев)                                                             - Что произойдёт, если одно звено цепи сломается? (цепочка порвётся)      - Посмотрим на нашу цепочку: клевер-мышь-сова.                                       - Чем является клевер для мыши? (пищей) Мышь для совы? (пищей)          - Как же можно назвать эту цепочку? (пищевой или цепью питания)                - Клевер, мышь, сова – звенья пищевой цепочки.                                          - А можно ли из пищевой цепочки убрать звено? Попробуем.                        Д/игра «Что будет, если …»                                                                             - Что будет, если уберём клевер – мышам нечего будет есть (убираю)        - Что будет, если исчезнут мыши – сова голодная (убираю)                              - Что будет, если улетит сова – разведутся полчища мышей (убираю)

 6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на ковре)                                                     Вышли мышки.
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте)                                                                       - И сели в норку. (садятся на ковёр и я с ними)

            7. Алгоритм «Составление пищевых цепочек»                                           1) - 1-ое звено пищевой цепочки занимает … (клевер). А можно его заменить? (Да, травой, ягодами, корой деревьев, ветки деревьев и кустарников, т.е. другими растениями)                                                 (показываю картинки)                                                                                       - Какие животные наших краёв питаются растениями? (заяц – трава, земляника,  кора деревьев; лось – листья деревьев, осина, трава; жёлудь, корни, листья, ветки деревьев – кабан)                                                                                                                 - Как назвать животных, которые питаются растительной пищей? (растительноядные или травоядные).  Это 2-ое звено цепи питания.         - А к каким животным отнести сову? (хищник)                                                      - Каких хищников ещё вы знаете? (волк, лисица, куница - мыши, крупные птицы, белки, уж – мыши, ящерицы, лягушки, птицы. Хищники занимают 3-ье звено пищевой цепочки.                                                                               - Итак, растениями питаются растительноядные, травоядных едят хищники.                                                                                                  (встают и берут круги на полках стенки)                                                          2) Образная игра «Живые цепочки» (под музыку «Звуки леса»)                     - Выберите себе кружок. У кого красный – тот будет хищное животное, серый круг - травоядное животное,  зеленый – тот растение (догадываются)                                                                                      - Подумайте, какое растение или животное вы будете изображать и покажете нам его.                                                                                                   3) П/и «Цепочка, стройся!»                                                                              - По команде «Цепочка, стройся!» вы разобьётесь на три пищевые     цепочки.                                                                                                                  Воспитатель проверяет 

          - Каждая живая цепочка будет командой.

  8. Продуктивная деятельность. Составление пищевых цепочек.    Уходят команды по очереди! (команды подходят к большому столу, на   котором находятся карточки-круги для пищевых цепочек)

 - Каждой команде нужно выбрать три карточки для пищевой цепочки, выложить её и рассказать о ней.                                                                             Итог игры.

    Примеры: ветки деревьев-лось-медведь

                        кора деревьев-заяц-лиса

                         жёлуди-кабан-волк

- Расскажите про свою цепочку.

9. Решение проблемы.

- Вы готовы объяснить, что произошло в деревне?

Сова улетела – развелись мыши, стали грызть клевер, коровам стало не хватать травы, она исхудала и стала мало давать молока.

- Какую ошибку совершили жители деревни, в которой живёт бабушка? (разогнали сову, тем самым разрушили цепь питания)

- Какой важный вывод можно сделать?

Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Это закон природы!

- Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока? (вернуть сову, этим самым восстановить пищевую цепочку)

- Подойдём к большому старому дереву с дуплом и попытаемся вернуть сову.

(Дети зовут сову: «Сова возвращайся, пожалуйста!») Звучит музыка «Уханье совы»

(Сова возвращается в дупло старого большого дерева)                           (появляется бабушка и благодарит детей за помощь:                             «Спасибо вам, ребятишки! Теперь моя коровушка снова будет давать много вкусного душистого молока. До свидания!»

9. Рефлексия                                                                                                                - Что было интересно?                                                                                               - Что людям нужно помнить, чтобы не случилось беды, как у жителей деревни, в которой живёт бабушка? (не вмешиваться в  мир природы и беречь её).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Занятия для развития речи, хорошо развивает восприятие звуков....

Конспект занятия "Пищевые цепочки в лесу"

Тема: "Пищевые цепочки в лесу"Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "Лес".Задачи: формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса        ...

Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»

Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции,       причем интеграция не только  образовательных областей,  видов деятельности, но и  ин...

"Цепочка слов"

Выполняя это задание, ребёнок упражняется в выделении начального и конечного звука в слове....

Дидактическая игра «Цепочка слов». Часть1.

Методическая разработка на тему: "Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников старшего и подготовительного возраста"....