Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Волшебные свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Величко Наталья Валерьевна

Материал позволяет дошкольникам познакомиться со свойствами магнита в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства магнита»

Цель: Расширение и систематизация знаний детей о магните и его свойствах на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей интерес и представление о магните и его свойствах, выяснить через какие материалы воздействует магнит;  продолжать формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Развивающие:

развивать стремление к познанию через опытно - экспериментальную деятельность; развивать мыслительные способности; обогащать словарь детей (лаборатория, опыты, магнитная сила).

Воспитательные:

воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

Методы:

• Наглядный (показ способов действий).

• Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

• Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

• Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Оборудование: гелиевые шары, буквы М А Г Н И Т, цифры от 1 до 6, письмо от Фиксиков, схемы, иллюстрирующие выводы опытов, карточки синие и красные для подвижной игры, контейнер для сбора болтиков.

Опыт №1 – на каждого ребенка: предметы из дерева, ткани, пластмассы, бумаги, стекла, две тарелочки, магнит.

Опыт №2 – на каждого ребенка – магнит, скрепка, лоскут ткани, линейка, картон, тарелочка.

Опыт №3 – на каждого ребенка – магнит, тарелочка, скрепки 10 шт.

Опыт №4 – на каждого ребенка – два магнита.

Опыт №5 – на каждого ребенка – контейнер с песком или манной крупой или пшеном, металлические предметы – 7 шт, болтик, магнит, тарелочка.

Опыт №6 – на каждого ребенка – баночка с водой, металлические предметы – 5 шт, болтик, магнит, тарелочка.

Этапы НОД

Методы и приёмы

Ход  НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Мотивационный этап

Организационный момент

Заводит детей в группу. Знакомит с гостями.

Входят в группу, здороваются с гостями

2.

Сюрпризный момент:

- Ребята, ух ты. Кто это нам такой сюрприз приготовил.

Предлагает детям рассмотреть письмо.

- Как вы думаете, от кого это письмо. Кто хочет прочитать?

- Зачитывает письмо: Здравствуйте дорогие ребята. Обращаемся  к вам за помощью. Папус поручил нам с Ноликом починить компьютер в кабинете заведующей вашего детского сада. Нолик как всегда заигрался и растерял все болтики, а без них нам компьютер не починить. Надеемся, у Вас получится их найти и собрать.  А поможет вам в этом предмет, название которого зашифровано в головоломке.

- Представляете, какое доверие. Фиксики обратились к вам за помощью. Что будем делать? Давайте решать. Как же нам расшифровать это слово? Давайте рассмотрим, посмотрите внимательно.  Что там на шарах.  Я чувствую, здесь есть какая-то подсказка. Как цифры нам могут помочь расшифровать это слово?

Находят в группе связку воздушных гелиевых шаров с наклеенными буквами и привязанными внизу цифрами. На связке привязано письмо.

Рассматривают конверт с письмом, делают вывод, что письмо прислали фиксики.

Внимательно слушают текст письма.

Расставляют шарики по порядку номеров и расшифровывают слово МАГНИТ

3.

Постановка цели НОД

Ребята, что такое магнит? Откуда он взялся? Садитесь на коврик, я расскажу вам одну старинную сказку - легенду.

В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света возле огромной горы Ида пас овец пастух по имени Магнис. Однажды он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Он захватил несколько таких камней домой, чем очень удивил своих соседей. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «Камнем Магниса» или просто магнитом. Так и появилось название «Магнит».

Вот такая история. Ребята, вот я только никак не пойму как же магнит сможет нам помочь в поисках потерянных болтиков.

Ребята, чтобы быть уверенными в том, что магнит притянет болтики, я предлагаю вначале проверить опытами свойства магнита.

Внимательно слушают сказку-легенду.

Выдвигают гипотезы о том, как искать болтики с помощью магнита.

Принимают предложение педагога.

4.

Содержательный этап

Опыт №1

«Какие предметы

притягивает магнит?»

Ребята, вы сказали, что магнит притягивает предметы. А все ли предметы магнит может притянуть. А вот давайте это и проверим. У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из различных материалов: бумаги, пластмассы, дерева, металла и стекла. При помощи магнита разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй - предметы, которые не притягиваются магнитом.

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла)

Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы, бумаги и т. д.)

Какой мы можем сделать вывод? Вывод: магнит притягивает железные предметы. Это свойство называется магнитной силой.

Посмотрите, среди предметов, которые притянул магнит, случайно нет болтиков?  Ничего страшного, что болтики пока не нашлись, зато мы познакомились со свойством магнита – притягивать к себе железные  предметы.

Давайте на мольберт повесим схему, которая подтверждает наш вывод.

Прикладывают магнит к предметам, сортируют предметы на две группы.

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Формулируют вывод.

Выбирают схему, иллюстрирующую опыт, вешают её на мольберт.  

5.

Содержательный этап

Опыт №2 «Магнитная сила проходит

 через предметы»

А как вы считаете, если между магнитом и металлом поместить какое-нибудь препятствие, хватит ли магниту силы, чтобы преодолеть это препятствие. Как вы думаете? Как это узнать? Значит, что мы проверим. Притягивает ли магнит металлические предметы через препятствие.

А) А давайте с вами проверим,  потеряет ли магнит свою силу, если мы между скрепкой и магнитом положим вот такую тряпочку. Заверните магнит в тряпочку, а теперь попробуйте притянуть. Посмотрите, какая у магнита сила.

Б) А теперь давайте проверим, может магнит притягивать предметы через бумагу. Положите скрепку на картон и под картоном водить магнитом.

В) А как вы думаете, а через дерево сила магнита будет работать. Давайте это тоже проверим. Положите скрепку на линейку, а под линейку магнит. Получилось? Значит, сила магнита работает через дерево?

Какой мы можем сделать вывод? Магнитная сила может пройти через другие предметы. Через какие? Давайте подберем схему, которая иллюстрирует наш вывод.

Размышляют над вопросами педагога.

Выполняют под руководством педагога опыт.

Выполняют под руководством педагога опыт.

Выполняют под руководством педагога опыт.

Формулируют вывод на основе проведенных опытов.

Подбирают схему.

6.

Опыт№3  Опыт со скрепками

Ребята, у магнита есть одно необычное свойство, он может свою магнитную силу передавать другому предмету и превращать его в магнит.

Возьмем магнит, поднесем к нему одну скрепку, затем к этой скрепке присоединим еще одну. Что получилось?

Как вы думаете, почему все крепки соединились в одну цепочку?

Действительно, обычная скрепка сама становится магнитом, если она касается магнита.

Какой вывод можно сделать? Магнит передает свои магнитные силы другому предмету. Магниты могут иметь разную силу. Чем сильнее магнитная сила преобладает, тем больше скрепок магнит способен удержать.

Выполняют опыт под руководством педагога.

Формулируют вывод на основе проведенных опытов.

Подбирают схему.

7.

Содержательный этап

Опыт №4 «Магнитные полюса»

Нам необходимо продолжить наше исследование. Попробуйте приложить два магнита друг к другу, что происходит? (два магнита притягиваются друг к другу, затем переворачиваю их - они отталкиваются) Интересно, почему это происходит? 

 Посмотрите на картинке магнит, он двух цветов: красного и синего. Как вы думаете почему? Я помогу вам разобраться. У каждого магнита есть два полюса, как и у Земли: северный, который обозначается синим цветом; и южный – красным цветом. У всех магнитов есть свойство: одинаковые полюса отталкиваются, а разные притягиваются друг от друга.

Проводят опыт, высказывают свои предположения.

Рассматривают схему, повторяют вывод за педагогом.

8.

Физминутка – подвижная игра

Делать научные открытия – дело неизлегких, поэтому во всех лабораториях бывают перерывы. И я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Для этого наденьте на себя вот эти значки так, чтобы впереди у вас была красная карточка, а сзади синяя карточкаПроверьте, пожалуйста,  друг у друга. Все ли правильно надели? Помогите друг другу. Красный цвет обозначает какой полюс (южный), а синий – северный. Ну вот, вы превратились в магнитики. Я буду – большим магнитом.  Мы будем танцевать под музыку, когда музыка закончиться я покажу карточку - покажу синюю карточку, каким полюсом, вы ко мне притянетесь? (Красным). Хорошо. А когда покажу красную? (Синим). Хорошо. Начинаем игру.

Надевают на себя карточки – значки.

Играют в игру.

9.

Опыт № 5 «Магнитная сила действует через сыпучие вещества»

Ребята, мы с вами заигрались и совсем забыли, что же нам нужно было сделать?  Правильно, нам нужно найти потерявшиеся болтики.

Ребята, обратите внимание - контейнеры с сыпучими веществами стоят открытыми.

Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? 

Предлагаю достать металлические предметы с помощью магнита. Среди этих предметов есть болтики? Предлагает складывать болтики в коробочку.

Воспитатель: мы с вами узнали ещё одно свойство магнита - магнитная сила действует через сыпучие вещества 

Вспоминают поставленную цель.

Видят, что в контейнерах есть металлические предметы, а, возможно, и болтики, которые они ищут.

Высказывают свои предположения.

Достают предметы, используя магнит. Находят среди них болтики.

Формулируют вывод, вывешивают схему.

10.

Содержательный этап

Опыт №6 «Магнитная сила

действует через воду и стекло»

Предлагает детям обследовать лабораторию, обращает внимание детей на сосуды с водой, на дне которых лежат металлические предметы. Посмотрите, ребята, болтики лежат  в стаканах и баночках с водой. Как же нам их достать? 

А я предлагаю достать их с помощью магнита. Надо двигать магнит по стенке сосуда вверх. Что мы видим? Предметы   следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Может магнит притягивать через стекло и воду?

Воспитатель: мы с вами сделали еще одно открытие: магнитная сила действует через воду и стекло 

Выдвигают  предположения.

Выполняют опыт под руководством педагога, достают болтики.

Формулируют вывод, вывешивают схему.

11.

Рефлексивный этап

Ребята, давайте посчитаем все ли болтики мы нашли. Как мы можем передать их фиксикам? Ребята, в каком кабинете сломан компьютер, который чинят фиксики. А давайте мы болтики передадим Наталье Сергеевне и попросим её положить их возле поломанного компьютера.

Магнит хранит в себе много интересного и увлекательного. Давайте мы с вами по схемам повторим, о каких свойствах магнита мы узнали сегодня на занятии.

Пересчитывают болтики, решают, как их передать фиксикам.

По схемам на мольберте повторяют свойства магнита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром (3-4 года) "Волшебники"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира (3-4 года) "Волшебники", где дети эксперементируют с водой....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе.

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебное электричество»

Цель: познакомить с электричеством и правилами безопасного поведения с электроприборами...

Технологическая карта ООД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Одуванчик».

В ходе ООД дети будут знакомиться с характерными признаками полевого цветка - одуванчика....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....