Кто такие микроорганизмы?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гурьева Мария Михайловна

Конспект НОД по познавательному развитию и презентация к нему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия «Кто такие микроорганизмы?»

Цель занятия. Дать детям простейшие представления о микроорганизмах и их разнообразии.

Материалы и оборудование.

-фотографии разных м/о (на компьютере)

-кусочки хлеба (и/или других продуктов), покрытые плесенью (в закрытой прозрачной посуде, рассматривать через прозрачную стенку)

- пластилин

- здоровая веточка дерева и веточка полусгнившая

ХОД ЗАНЯТИЯ

Кто из вас знает, кто такие микроорганизмы? (выслушать ответы детей и их предположения, при необходимости уточнить, дополнить).

Микроорганизмы или микробы – это мельчайшие живые существа. Слово «микробы» можно перевести как «маленькие животные». В эту группу ученые включают бактерии, вирусы и даже грибы. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор - микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких.

Давайте познакомимся подробнее с бактериями. Какую же они имеют форму? (Демонстрируются иллюстрации на компьютере, выслушиваются предположения детей). Они бывают круглые или овальные, а бывают похожие на палочки, ниточки, спиральки или изогнутые в виде запятой, или кляксы. Каждая бактерия – самостоятельный живой организм.

Бактерии могут жить в самых необычных местах планеты: на океанском дне, в жерле вулкана, в жаркой пустыне, в кислоте и даже внутри нас с вами (показ иллюстраций на экране).

Как же бактерии передвигаются? У некоторых есть хвостики - жгутики. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет. В жидкости они просто подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.

- А теперь порассуждайте сами, как люди и животные могут переносить бактерии?

Бегала собака около мусорного бака. Догадайтесь, как бактерии попали в желудок ребенка? (Воспитатель слушает ответы детей).

- Ребята, а что едят бактерии? (Ответы детей).

Микробы едят почти всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, почву, железо.

Посмотрите, у меня в руках две веточки. Подойдите сюда и определите сами, какую из них бактерии уже ели, а какую нет? (ребята рассматривают объекты и высказывают предположения, объясняют свои решения).

А сейчас я вам покажу испорченный кусочек хлеба, на котором тоже поселились микроорганизмы – микроскопические грибы, мы называем это «плесень». Она бывает белая, зеленая или синяя, появляется на испорченных продуктах питания (показать кусочек хлеба, покрытый плесенью, упакованный герметично в пакет или контейнер).

Сейчас вы, наверное, думаете, что микробы только тем и занимаются, что портят продукты. Но это не так! Микробы, и бактерии среди них, выполняют множество полезной работы. Например, создают кислород в воздухе, которым дышим, делают перегной для удобрения огородов и полей, участвуют в образовании полезных ископаемых (например, золота и железной руды) (показ фото на компьютере).

Некоторые бактерии очищают воду от нефти.

Как вы думаете, с какими полезными бактериями мы встречаемся почти каждый день на кухне, за обеденным столом? (Ответы детей).

Да, с помощью молочнокислых бактерий - лактобактерий делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи.

Но еще полезные бактерии живут в человеке – они помогают переваривать пищу, делают витамины и не дают жить вредным бактериям.

Такие болезнетворные бактерии вызывают болезни (у человека, животных, растений).

 В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес (показ фото на экране – бактерии на поверхности зуба).

У бактерий есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получится много новых.

Давайте посмотрим, как это происходит.

- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит бактерия, которая вызывает ангину. Через некоторое время она делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут, поэтому становятся большими. Оторвите немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют). Правильно.

- Что теперь с ними произойдёт? (Ответы детей).

- Правильно, скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (Четыре).

- Они скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют).

- Что будет дальше? (Ответы детей).

-Правильно, вот так их становится всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, если человек принял лекарство? Они сморщились и слиплись между собой… Слепите шарики вместе, сдавите их.

- Вот и нет микробов, они погибли, справился организм.  

Человек научился бороться со многими болезнетворными бактериями, ученые изобрели лекарства. Человеческая кожа не пропускает бактерии внутрь. А в крови есть вещества и частицы, которые уничтожают бактерии. Поэтому, хоть нас и окружают со всех сторон микроорганизмы, мы болеем довольно редко.

Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым.

Как вы думаете, кто легко может заболеть, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей).

Да, на ослабленных, на тех, кто пил грязную воду, ел немытые фрукты или не вымыл руки.

Что нужно делать, чтобы укрепить свой организм и не дать микробам попасть внутрь его? (Ответы ребят).

Да, для этого делать зарядку, ходить дома босиком, много гулять. Мыть руки перед едой, пить очищенную или кипяченую воду, следить за чистотой одежды, игрушек. Следит, чтобы кожа была без царапин и порезов.

- Теперь расскажите, что нового вы узнали на занятии?

(Ответы детей).

- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в твой организм?

(Ответы детей).

- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибали?

(Ответы детей).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто такие м икроорганизмы ?

Слайд 2

БАКТЕРИИ, ВИРУСЫ, ГРИБЫ

Слайд 3

Как увидеть микроорганизм ы ?

Слайд 4

Какие бывают бактерии ?

Слайд 5

Как переносятся бактерии?

Слайд 7

Что едят бактерии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...