Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы с элементами сказкотерапии и ИКТ "Круговорот воды в природе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Аулова Вера Николаевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы  с элементами сказкотерапии и ИКТ "Круговорот воды  в природе"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Малышарики» с элементами сказкотерапии и ИКТ.

Интеграция образовательных областей:

- познание,

- безопасность,

- здоровье,

- физическая культура,

- музыка.

Цель: формирование представлений дошкольников о круговороте воды в природе.

Задачи обучающие:

- уточнить значение воды для всего живого,

- формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах, связях и отношениях,

- обогащать словарь (испарятся, просачиваться, круговорот).

Задачи развивающие:

- развивать познавательное отношение к природе,

- развивать умение договариваться друг с другом,

- развивать интерес к экспериментированию.

Задачи воспитательные:

- воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к воде,

- воспитывать доброту, отзывчивость

Методы и приемы:

- проблемный,

- наглядный (использование схем, символов),

- практический (опыты),

- словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа: использование ИКТ с целью усиления визуального эффекта у воспитанников, чтение сказки из лэпбука «Путешествие капельки»; опыты: Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры окружающей среды»; беседы на тему «Оттепель», «Почему появляются облака», «Как путешествует снежинка».

Оборудование и материалы:

-зеленая и голубая ткань для декорирования и зонирования помещения на озеро и водоросли,

- медальки-капельки,

- лэпбук «круговорот воды в природе»,

- инвентарь для опытов (чайник, зеркало,  прозрачный стакан с землей, стаканы с водой),

- конверт с письмом от русалочек,

- ноутбук (или проектор, экран).

Ход занятия.

(В) Здравствуйте, ребята, сегодня я пришла в детский сад, а на столе лежит конверт. Это письмо из подводного царства от водяного народа. Давайте прочтем его!

«Дорогие ребята! Близится лето и с каждым днем становится все теплее и теплее. Мы стали замечать, что вода в озере куда-то исчезает. Нам, русалочкам, не хватает воды для привольной жизни в водоеме. Мы очень обеспокоены тем, что вся вода пропадет. Пожалуйста, помогите нам разобраться, куда исчезает вода и что делать?!»

(В) Друзья, вы готовы помочь русалочкам?

(Д) Да!

(В) А как вы думаете, где может быть потерянная вода?

(Д) высказывают свои гипотезы.

(В) Давайте все вместе отправимся в гости к русалочкам и там будем разбираться. Согласны?  А чтобы мы с вами попали в глубины озера и смогли там дышать, нам нужно превратиться в капельки воды.

 Воспитатель одевает каждому волшебную капельку, дети берутся за руки, встают на декорацию озера и произносят  волшебные слова:

Мы собрались в дружный круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И в пучину окунемся!

На экране появляется изображение подводного мира, звучит запись шума воды.

(В) Вот мы и в подводном царстве. Смотрите, наши знакомые, русалочки, грустные-прегрустные. Нужно им помочь, найти потерянную воду. Спрашивают нас, а могла ли вода сквозь землю уйти? Давайте это проверим. Подходите к столу. На столе стоят стаканчики с водой и с землей. Польем землю водой. Смотрите, что происходит. Земля становится влажной, а вода просачивается сквозь землю на дно стаканчика. Значит, вода может сквозь землю просочиться?

(Д) Может!

(В) А что же дальше? Вода сквозь землю просочилась и там под землей и осталась?

(Д) высказывают свои предположения.

(В) А давайте выясним, может ли вода просто испариться? Ребята, смотрите, что это там на камушке стоит?

(Д) Это чайник!

(В) Откуда в озере взялся чайник? Интересно, а что у него внутри? Сейчас откроем и проверим. Дети, чайник очень горячий. Можно вам самим пользоваться таким чайником, наливать кипяток?

(Д) Нет!

(В) А почему?

(Д) отвечают.

(В) Правильно. Можно обжечься кипятком! (воспитатель открывает чайник, чтобы дети увидели, как поднимается пар). А что это такое из чайника выходит?

(Д) отвечают.

(В) А откуда взялся пар в чайнике?

(Д) Вода нагрелась и стала превращаться в пар.

(В) А вдруг это не вода? Я знаю способ, как это можно безопасно проверить (воспитатель подносит к струе пара зеркало, а затем предлагает детям потрогать капельки на зеркале). Ну как, вода это?

(Д) Да, вода!

(В) Следовательно, горячая вода становится паром, а значит она испаряется.

Физкультминутка (выполняем движения по тексту):

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг, он нам помог,

И никто здесь не промок.

Ты работу завершил?

Все на место положил?

(В) Ребята, а когда вода превращается в пар и поднимается в небо, что с ней дальше происходит, как вы думаете?

(Д) высказывают свои догадки.

(В) Мимо меня сейчас рыбка проплывала, намекнула, что стоит заглянуть вот под ту большую кочку, покрытую водорослями (заглядываем под водоросли и находим лэпбук).

(В) Это же карта путешествия воды в природе! Сейчас мы с вами во всем разберемся (воспитатель раскрывает панно лэпбука «путешествие капельки», рассказывает о круговороте воды в природе, используя капельки-липучки.)

(В) Получается, что никуда вода из озера русалочек не пропала, она просто путешествует, меняя свое состояние. Она попутешествует и вернется обратно.  Ребята, нашли мы с вами пропавшую воду?

(Д) Нашли!

(В) Теперь мы должны объяснить русалочкам, что вода никуда не потерялась  и не пропала, а со временем вернется обратно. Кто хочет попробовать?

(Д) рассказывают с помощью панно лэпбука о круговороте воды в природе.

(В) Вы все молодцы! Отлично справились и помогли найти пропажу. А теперь нам надо возвращаться обратно.

Дети берутся за руки, встают в круг, звучит запись шума воды и воспитатель говорит волшебные слова:

Мы собрались в дружный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И на сушу вновь вернемся.

(В)  Вот мы и дома. Ребята, у нас с вами получилось помочь русалочкам? Вы готовы всегда прийти на помощь другим? Понравилось ли вам наше путешествие? Хочу подарить вам на память о сегодняшнем путешествии эти капельки, которые помогали нам творить волшебство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.

Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:"Превращение воды".

конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:"Превращение воды"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Формирование  осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему "Волшебница вода" с использованием элементов ТРИЗ

Закрепить знания детей о воде; закрепить представления детей о трёх состояниях воды: жидком,газообразном,твёрдом, активизировать мышление детей. Дать знанияо пользе и вреде воды в жизни человека. Учит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с элементами рассматривания иллюстраций «Военная техника»

Цель: Совершенствование представлений детей о видах военного транспорта.Задачи:1)Расширять представления детей о военной технике;2)Познакомить детей с новыми названиями военной техники...