Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Акиньхова Яна Владимировна

    Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. 

    Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Развивать мышление, умение анализировать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon "Где вода - там жизнь"73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.

    Тема:

    Где вода – там жизнь.

    Цель:

    Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Развивать мышление, умение анализировать.

    Оборудование:

    Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.

    Ход занятия:

    Вчера я получила необычное послание. Посмотрите бутылка с запиской. Прочитать? (достаю записку и читаю) Помогите, спасите, пропадаю! (письмо +фото-картинка с капелькой воды). Ребята поможем?  ( Дети-да) Но что бы помочь капельке, нам нужно проверить наши знания о воде. Согласны?(Д.-да) Предлагаю отправиться в небольшое путешествие. А какими видами транспорта можно путешествовать! (дети называют все виды транспорта) А как вы думаете, какой вид транспорта нам выбрать, если помощь просит Капелька?(Д-водный) Какие виды водного транспорта вы знаете?  (восп. спрашивает поочерёдно нескольких детей и все вместе выбираем транспорт - наиболее популярный ответ детей) Выбрали и поплыли (звучит шум воды-реки )

    Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. А вот и первая пристань. Мы остановимся здесь и вспомним, что мы знаем о воде.

    Пристань «Где вода – там жизнь».

    1. Для чего мы ежедневно используем воду? (Д.- моем руки и тд)

    2. Почему нужно поливать комнатные растения?(Д.-засохнут, умрут)

    3. Как вы думаете, человек может прожить без воды? (Д-нет)

    Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.)

    Ну что же, отправляемся дальше, нас ждет еще одна остановка. (шум воды - поплыли)

    Пристань «Исследователи».

    Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

    Разделите воду на 2 части – перелейте часть воды в др. стакан. Получилось? Почему?( д.-она жидкая)

    Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? ( д.-нет.)

    (Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)

    Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода? (Ответы.))

                                                ИЛИ

    Игра «Назови где вода в природе.» Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч с вопросом «Вода в природе пар----------

            Вода в природе жидкая---

            Вода в природе твёрдая----«

    Воспитатель проводит такой опрос пока не ответит каждый игрок.

    Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.

    Пристань «Вредная и полезная».

    Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?

    Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.

    Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.

    На этом наше плавание закончено.

    Пристань «Откуда к нам пришла вода?»

        Послушайте историю Капельки.

    - Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.

    - Ты кто? – спрашивает он.

    - Я – ручеек. А ты кто?

    - И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе.

    Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.

    Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала  к Вам.

    Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

    А мы продолжаем наше плавание.

    Пристань «Драгоценная капелька».

    Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду?

    Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду.

    Плывем дальше.

    Цели:

    • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
    • прививать навыки здорового образа жизни;
    • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков,  «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья,  моря.

    ХОД УРОКА

    – Каждый из нас получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который хорошо умеет приспосабливаться к окружающей среде. Люди, порой, не ценят то, что дается даром. Например, здоровье. Сама мать природа позаботилась о нас, создав бесплатных докторов, помогающих сохранить наше здоровье. Об одном из таких докторов мы говорили на прошлом уроке. Что это за доктор? (Доктор Воздух)
    Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
    (Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

    Проверим домашнее задание в тетрадях.

    Тест № 37. (Ответ: воздух – часть неживой природы.) 
    Тест №  39 (Ответ: воздух нельзя увидеть)

    Продолжите мое высказывания:

    • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
    • Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк)

    – Перечислите свойства воздуха. Какой он? (Бесцветный, прозрачный, занимает все пространство,  упруг и сжимаем)
    – Что входит в состав воздуха? 
    (Азот, углекислый газ, кислород, пары воды)

    Во время ответа ученика учитель выстраивает диаграмму на доске:

    – Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? (Кислород)
    – Человек вдыхает… 
    (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
    – Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
    – Вспомним стихотворение, которое мы выучили на прошлом уроке.

    Чтоб здоровье было в норме
    Надо воздух освежать.
    И проветривать почаще,
    Пыль почаще протирать.

    На доске схемы: проветривание, влажная уборка

    – Какие советы давал  нам доктор Воздух   для укрепления здоровья? (Нужно больше гулять на свежем воздухе, спать с открытой форточкой, закаляться, принимая воздушные ванны)

    – Сегодня для вас приготовил вопросы Почемучки Максим.

    • Что находится в стакане? (в руках держит стакан) (Воздух)
    • Что такое сквозняк и надо ли его бояться? (Если дети не могут самостоятельно ответить, то Максим дает правильный ответ: Если в помещении открыта одновременно форточка и дверь, то возникает сильное движение воздуха. Его обычно называют сквозняком. При сильном сквозняке очень быстро отводится тепло с поверхности тела. Это приводит к быстрому переохлаждению и может вызвать простуду.)
    • Когда мы устраиваем сквозняк, проветривая комнату, чтобы не простудиться, что необходимо сделать?(Выйти из комнаты)

    – Дышать загрязненным воздухом вредно. Там, где воздух загрязнен, люди чаще болеют. Слово экологам.

    Всему живому нужен чистый воздух. К сожалению из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется / прикрепляется схема/ 
    Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества 
    Воздух отравляется выхлопными газами автомобилей /схема/
    В машинах вместо бензина нужно использовать газ или электричество. Лучше для здоровья – ездить на велосипеде /схема/
    Вредный дым попадает в воздух при сжигании мусора /схема/
    Мусор надо не сжигать, а перерабатывать на специальных заводах /схема/

                         

    – Ребята, а эта схема что обозначает?

    (Надо сажать деревья, потому что они забирают углекислый газ, а дают кислород)

    – Спасибо экологам за информацию.
    – Как называется наше предприятие в деревне Губино, где изготавливают воздухоочистительные установки?
    (Эковент)
    – Молодцы, многое вы уже знаете о воздухе.

    Физминутка

    Вы, наверное, устали?
    Ну тогда все дружно встали.
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали.
    Покружились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до пяти считаем:
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    – Сегодня мы познакомимся с еще одним доктором, который помогает нам сохранить свое здоровье. Это доктор Вода. Может ли человек, животное, растение прожить без воды? Слово биологу.

    Человек без воды может прожить не больше 5 дней. Организм человека, в том числе мозг, кровь, больше на половину состоит из воды. Если человек весит 70 килограммов, то в нем 50 килограммов воды, или 4 ведра.
    Чтобы хорошо себя чувствовать, человек в сутки должен выпивать около трех литров воды.
    Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов.
    Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

    На доске  карточка со словами 

    Вода – это

    – Значит, вода – это жизнь.

    Выставляется карточка со словом

    жизнь

    – Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? (Вода)
    – Воду можно перелить в банку и обратно. 
    (Учитель демонстрирует.) 
    – Почему? 
    (Она текуча. Вода – жидкость.)
    – Всегда ли она жидкая?
    – Вода может находиться в трех состояниях и первое из них – жидкое.
    – Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? 
    (Замерзнет, превратится в лед) Лед – это вода в твердом состоянии.
    – Летом вы наверняка наблюдали картину: прошел дождь, образовались лужи. Выглянуло солнце, и лужи высохли. Куда делась вода? 
    (Испарилась) Мы говорим,  испарилась, то есть превратилась в пар – крохотные капельки, такие маленькие. Что их и не видно. Это газообразное состояние воды.

    В процессе объяснения  учитель на доске выстраивает схему:

    – Повторим три состояния воды (Твердое, жидкое, газообразное)
    – Вода в природе – это море, река… Продолжите 
    (океан, лужа, ручей, родник, дождь)

    Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

    • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
    • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
    • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
    • В огне не горит, и в воде не тонет. (Лед)
    • Похож я с виду на горох,
    • Где я пройду – переполох. (Град.)
      И не снег, и не лед,
    • А серебром деревья уберет. (Иней)
    • Заря-зареница
      По миру ходила,
      Слезу уронила.
      Месяц видел,
      Солнце скрыло. 
      (Роса)
    • Молоко над речкой плыло,
      Ничего не видно было,
      Растворилось молоко,
      Стало видно далеко. 
      (Туман)
    • Белая простыня
      По небу плыла. 
      (Облако)

    Вопрос Почемучки: Что общего и в чем разница между облаками и туманом? (И облака, и туман состоят из мельчайших капелек воды. Разница между ними заключается в том, что облака образуются высоко над землей, а туман – над поверхностью земли)

    – Воды на земном шаре много, об этом мы говорили, рассматривая глобус. Но в морях и океанах вода какая?(Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

    Большая часть на нашей планете – соленая вода, и совсем небольшая часть – пресная вода. Поэтому с водой нужно обращаться бережно, не тратить напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
    – Можно пить воду сразу из под крана? 
    (Нет, она не совсем чистая, надо пить отфильтрованную воду или отстоявшуюся  и кипяченую)

    Надо, надо умываться 
    По утрам и вечерам.
    А нечистым, трубочистам 
    Стыд и срам,
    Стыд и срам.

    – Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский « Мой до Дыр»)
    – Для чего моется человек? 
    (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
    – Почему плохо быть грязнулей? 
    (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты)
    – Правильно, чистота – залог здоровья.
    – Повторяйте за учителем все хором стихотворение, которое возможно слышали от мамы в детстве:

    Водичка, водичка.
    Умой мое личико.
    Чтоб глазки блестели.
    Чтоб щечки краснели.
    Чтоб смеялся роток.
    Чтоб кусался зубок.

    – Послушаем советы доктора Вода. (Ребенок перечисляет советы)

    • Раз в неделю мойся основательно.
    • Утром после сна мой руки, лицо, шею, уши.
    • Каждый день мой ноги, руки перед сном.
    • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета,  игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.
    • Если хочешь быть здоров – закаляйся.

    – Закаливание водой можно начать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть 33 градуса. Через день снижай температуру на один градус. После обливания хорошо разотри тело сухим полотенцем. А обтирание проводят смоченным полотенцем. Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Летом закаливает купание в реке, море.

    Физминутка

    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    А теперь поплыли дружно,
    Вместе раз – это брасс,
    Одной, другой – это кроль.
    Вышли на берег,
    Обтерлись полотенцем
    Так, чтоб каждый был сухой
    И отправились домой.

    – Зачем мы должны мыться, закаляться? (Чтобы быть здоровым). Значит вода – это здоровье. (Учитель устанавливает карточку)

    здоровье

    – А еще вода – это помощник.

    помощник

    – Об этом расскажет нам Ульяна.

    Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Например, для изготовления одного килограмма бумаги нужно 250 килограммов воды. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество.

    – Откройте учебник на странице 42, на последней картинке изображена гидроэлектростанция. Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа  на странице 43. Прочитайте первое задание под схемой. (Объясни, что хотел показать Сережа своей схемой? – Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Нельзя это делать.)
    – Чтобы вредные вещества с заводов и фабрик не попадали в воду необходимо строить очистные сооружения.
    – Как еще человек загрязняет воду? 
    (Бросает мусор, моет машины)
    – Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Размывке? 
    (Не бросать мусор, собрать мусор на берегу) Надеюсь, вы так и будете поступать.
    – А вы знаете, что с повышением температуры в воде резко уменьшается содержание кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала теплая вода с фабрик, заводов, теплоэлектростанций. 
    – Послушаем стихотворение-загадку, где вы должны досказать последнее словечко.

    Ученица читает стихотворение.

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы.
    Кто тогда нам первый друг?
    Снимет грязь с лица и рук?
    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать?
    Без чего мы скажем прямо
    Человеку умирать.
    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли,
    Чтоб варились кисели;
    Чтобы не было беды
    Жить нельзя нам без … 
    (воды)

    – Ребята, а вы любите отдыхать у воды? Почему? (Учитель раскрывает фотографии, на которых запечатлены ручей, озеро, водопад, море…)
    – Все воды прекрасны. Тихие пруды и озера, реки и заводи. Они ласкают взор,
    умиротворяют, несут живительную прохладу. Можно часами любоваться многоцветием, изменчивостью воды.  Воды не только видимы, но и слышимы. Они создают музыку планеты.

    (Звучит шум ручья, моря)

    Вода – это красота.

    красота

    – Многое мы сегодня говорили о воде. Давайте сделаем вывод из всего сказанного. (Учитель  обращает внимание детей на предложение, которое было составлено в течение урока.)

    Вода – это жизнь, здоровье, помощник, красота.

    – Поэтому как надо обращаться с водой? (Воду надо беречь.)

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: страницы учебника «Про воду» 42-45, тесты № 41,42; по желанию составить рассказ о красоте воды (по своим наблюдениям)

    Поделиться…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»

    Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

    Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте Викторина «Цветущая весна»

    Викторина «Цветущая весна»(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «цветы»Инт...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Волшебница вода».

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группепо теме «Волшебница вода»....