Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Формирование целостного представления о природных зонах Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_severu_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»

Тип занятия:

Актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия:

Занятие-путешествие.

Цель:

Формирование целостного представления о природных зонах Севера.

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, об экологических проблемах, возникающих по вине человека; 2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

Методы и приемы:

Беседа, демонстрация слайдов.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, материал для опыта.

Ход занятия.

Дети стоят около воспитателя.

- Ребята, отгадайте загадку:

Загадка про глобус

«На столе передо мной

 Закрутился шар земной

 Арктика, экватор, полюс,

 Уместил всю землю ...

        (Глобус)

- А вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам Севера.

Представьте, что мы полетим  вот на таком самолёте.

-  А начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли.

- Приглашаю вас садиться  поудобнее  (дети садятся на стулья).

- Начинаем наше путешествие! (шум самолета)

Слайд № 1 (ледяная пустыня)

- Вот  мы с вами приближаемся к Северному полюсу.

-Алиса нам расскажи нам стихотворение.

 Ребенок читает стихотворение "Северный Ледовитый океан":
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.

- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет?

Потому что Северный полюс - это ледяная пустыня.

- Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

- Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике)

- А как ещё называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега).  

- Почему она получила такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

Зимой здесь часто бушуют метели,  свирепствуют  морозы. (Дать детям послушать фонограмму северного ветра, вьюги).  

Слайд №2 Полярная ночь

В это  время  солнце  долго  не  показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет  звёзд  да  луны,  а  иногда  полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

Слайд №3 полярное сияние

Вот   как   описывает   полярное   сияние   один   путешественник:

  "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный   занавес.   Крупные,   чёткие   складки   украшали его.

 Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились   по   нему   с   одного   края   до   другого.   Отдельные полотнища   занавеса   ярко   вспыхивали   и   тут   же   бледнели".
           Дети рассматривают северное сияние на картине.

- Посмотрите внимательно, подумайте и скажите:

- Скажите, а на какое природное явление похоже северное сияние?

-Молодец, правильно.
На смену длинной ночи приходит
полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
А теперь давайте вспомним какие животные и птицы живут в Арктике.

Ответы детей.

-Молоды, правильно. Как ни сурова природа Севера, здесь обитают многие животные: тюлени, моржи, белые медведи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.

Слайд №4

(Рассматривание картинок с изображением животных северного полюса).

Тюлени, моржи

- А чем же питаются моржи и тюлени?

Рыбой, которой много в тех местах.
- А кто еще любит рыбу?

Птицы.

Слайд №5 кайры, гагары, птичьи базары

 На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края.
 В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи  базары.

Слайд №6 белый медведь
Но главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за
рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
- Зимой у белых медведей появляется потомство. Когда приходит пора рожать детенышей медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинает, приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведем  опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

– Итак, наше “путешествие” продолжается. Занимайте свои места в самолете.

А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

«Белый мох на скале, а в расщелине лед.

Старый снег залежался, не тает».

Слайд №7 со стихом тундра

–Что это за природная зона?

Ответы детей (тундра).

- Что указывает на то, что это тундра?

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

Слайд №8 животные олень, волк, песец

- Как приспособились животные и растения к условиям проживания в тундре?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель,  

олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют  стада оленей.

У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).

- Как приспособились животные к суровому климату севера?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

– Правильно, молодцы.  Но из за своего красивого меха животные  и страдают, на них устраивают охоту.

-  А, как решается вопрос об охране животных?

Ответы детей (созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник?

Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные и птицы).

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и птиц, которые могут исчезнуть?

Ответы детей (в Красную Книгу).

- Почему она красного цвета?

Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали,

чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

- Какие животные Севера внесены в Красную Книгу?

Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки, олени, песец).

– Молодцы ребята, правильно.

-Пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад.

Шум самолета.

Итог:

 - Скажите, вам понравилось путешествовать?

-А что нового и интересного вы сегодня узнали?

- И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие.

Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»

Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.

Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте Викторина «Цветущая весна»

Викторина «Цветущая весна»(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «цветы»Инт...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...