Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Балабуева Надежда Сергеевна

    Цели:

    Учить детей проводить несложные опыты с водой.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

    уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов; упражнять детей в умение анализировать, развивать мышление.

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

    Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

    Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными.

     

    Формировать умение рисовать «портрет» воды, используя для этого нестандартные приемы изображения (штампики, ватные палочки, нитки). Воспитывать усидчивость, аккуратность.

     

    Оборудование:

    Аудиозапись шума  дождя; слайды; лейка, вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, сахар, молоко, лимон, мука, растительное масло, краски и кисточка, кубик, шар, цветные полоски; таблички – названия мини-лабораторий, «капельки» из голубой бумаги, плакаты: «Береги воду», «Вода нужна всем», «Круговорот воды в природе»; маски-шапочки для игры; схематические изображения свойств воды; «штампики» из трубочек и поролона, ватные палочки, гуашь в блюдце, салфетки, листы белой бумаги.

    Предварительная работа:

    Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.

    Коромысло с ведром -
    Загремело на весь дом:

    - Никто по воду не ходит,
    Коромысла не берет.
    Стали жить по новой моде -
    Завели водопровод.

    Разленились нынче бабы.
    Али плечи стали слабы?

    Речка спятила с ума -
    По домам пошла сама!

    А бывало, с перезвоном,
    К берегам ее зеленым,
    Шли девицы за водой
    По улице мостовой.

    Подходили к речке близко,
    Речке кланялися низко:
    - Здравствуй, речка, наша мать,
    Дай водицы нам набрать!

    А теперь двухлетний внучек

    Повернет одной рукой
    Ручку крана, точно ключик, -
    И вода бежит рекой ...

    Нынче в людях мало смысла,
    Пропадает коромысло!

    Проведение мини-беседы «Если б не было воды»; рассматривание глобуса, карты мира; ознакомление с некоторыми свойствами воды: не имеет запаха, текучая жидкость, бывает в разных состояниях.

    Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде. Разучивание игры «Капельки и тучка».

    Планируемые результаты:

    -знание свойств воды;

    -проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при их проведении;

    - увеличение словарного запаса детей по теме;

    - дети стали при выполнении водных процедур бережнее относиться к воде;

    -умение детей действовать самостоятельно;

    - появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.

    НОД

    1.Организационный момент.

    В: Дети, сегодня к нам пришли гости – воспитатели и ваши родители. Давайте поздороваемся с ними и приступим к нашей деятельности.

    (Обмен приветствиями между взрослыми и детьми)

    2. Введение в тему занятия.

    В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего, не может мама,

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без… (воды)

     

    В: Итак, поговорим мы сегодня о воде. Вспомним, что знаем о ней, узнаем новое. Будем рассуждать, играть.

     

    3. Основная часть.

     

    В: Сегодня к нам я хочу пригласить одну очень интересную гостью. Сейчас узнаете, кто она. Сидите тихо-тихо, а я схожу за ней.

    ( Включить кран, и громко сказать: «Добро пожаловать!» В группе, за воспитателем, появляется Капелька.)

    В: Расскажи ребятам кто ты, как тебя зовут, и зачем к нам пожаловала?

    Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я Капелька воды! Меня зовут Капитошка! Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

    В: Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

    Поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки) Вместе с детьми Капелька ходит по группе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где они находят воду, приклеивают изображение капельки. После этого дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе.

    Рассуждения детей: в уголке природы лейка с водой.

    Дети: Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.

    В умывальной комнате кран для умывания.

    Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки взрослым и детям, и кисточки, стаканчики, игрушки.

    На столе чайник с водой.

    Дети: Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.

    В буфетной раковины с краном.

    Дети: Чтобы мыть посуду.

    В: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, они приносят нам большую пользу.

    Капитошка: Ребята, но мои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас вы увидите, где  можно еще встретить моих сестричек-капелек.

    Показ слайдов.

    Капитошка: Ребята, теперь вы можете сами сказать, где живут мои сестрички-капельки?

     ( Ответы детей)

    Капитошка: А что это у вас  какие-то непонятные значки? (Обращает внимание на символы свойств воды на доске.)

    В: Кто, из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы?

    Дети: Вода – это жидкость, ее можно наливать и переливать. Вода бывает горячей, теплой и холодной. Вода не имеет запаха. Лед – это твердая вода. Пар это тоже вода.

    В: А кто, ребята, знает, какой вода бывает? (холодная, соленая, пресная, горячая, тихая, талая, голубая, чистая, грязная, минеральная, дождевая)

    Капитошка: Какие вы молодцы! А что обозначает мой символ? (Показывает рисунок)

    Дети: Вода нужна всем, без нее все умрет на планете.

    В: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Поэтому воду надо беречь. А как мы можем беречь воду?

    Дети отвечают.

    Капитошка: Давайте послушаем, о чем говорят мои сестрицы - капли: (звучит запись со звуками капель)

    Ручей засох, родник иссяк,

    А мы из крана – кап-кап-кап…

    Мелеют реки и моря,

    Не тратьте воду зря, зря, зря…

    А то пройдет немного лет,

    И нет водицы – нет, нет, нет…

    Капитошка: Ребята, я приготовила для вас памятку: «Береги воду!».

    В: Мы поместим эту памятку возле крана в  умывальной комнате и будем все соблюдать это правило.

    Проводится физкультминутка «Тучка и капельки» (автор Н. А. Рыжова) .

    В: Ребята, у меня есть волшебная леечка, сейчас я полью на вас из нее, и вы превратитесь в капельки.

    Ну-ка, лейка, лей, лей.

    Для ребяток не жалей.

    В капельки пусть превратятся,

    От души повеселятся.

    ( Дети одевают  на голову маски - капелек, воспитатель - тучка)

    В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу. Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети-ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

    Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

     

    В:  Мы не только отдохнули, но и еще через игру увидели, как вода путешествует по кругу на нашей планете. И такое путешествие называют  - круговорот воды в природе.  ( Показать картинку)

     

    Дети читают стихотворение

     

    В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда:
    То в снег превратиться, то в лед,
    Растает и снова в поход.

    По горным вершинам,
    Широким долинам.
    Вдруг в небо взовьется,
    Дождем обернется.

    Вокруг оглянитесь,
    В природу вглядитесь.
    Вас окружает везде и всегда,
    Эта волшебница наша – вода!

     

    В: А сейчас, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

    В: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её новые свойства.

    В: Для проведения опытов, по исследованию воды и её свойств, нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Каждый стол это мини-лаборатория, обозначенная символом. Соответствующие символы есть у вас. Это значит, что вы будете работать за столом с таким же обозначением.

    Исследование «Свойства воды»

     

    В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

     -  Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

     -  Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

     -  Слушать воспитателя.

     -  Внимательно следить за результатом опыта.

     -  Закончив наблюдение, сделать вывод.

     

    Опыты:

    Какой формы вода? (3реб.)

    1стол «Капельки»

    На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем  бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется (предложить еще емкости другого размера и формы). Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода–жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

     

    Какого цвета вода?(3реб.)

    2 стол «Облака»

     

    Та группа детей, кто будет определять цвет воды, подойдите вот к этому столу. На столе два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?    (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

    Вода –растворитель.(3 ребёнка +2 реб.)

    3 стол «Снежинки»

    А есть ли у воды вкус?  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А у воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?   (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Растворилась мука? А масло? Вывод: не все вещества растворяются в воде.

    По мере выполнения опытов на доске появляются карточки-схемы о свойствах воды.

    В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Какие новые свойства воды вы обнаружили?

    Дети:

    - прозрачная;

    - нет запаха;

    - растворитель;

    - нет формы.

     

    В: Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас, немного отдохнём. Ой, Капитошка, что ты делаешь?

     

    Капитошка: Я тоже проводила опыт. В стаканчик с водой добавила капельку мыла и водичка стала мыльной. Теперь можно играть, пуская мыльные пузыри.

     

    В: И что, ты будешь одна играть?

     

    Капитошка: Конечно нет. Я и ребятам все приготовила.

     

     4.  Динамическая музыкальная игра «Мыльные пузыри»

     

    5.Творческая работа.

     

    В: Вот вы и отдохнули.  А сейчас я предлагаю вам нарисовать «портрет» воды. Но рисовать вы будете не карандашами и кисточками, а с помощью тех предметов, которые лежат на столе.

    Капитошка: Вспомните, где можно встретить воду? (в море, в снежинках, в тучках и т. д.)

    В: Правильно! Аккуратно окуните штампик в краску и рисуйте снежинки, тучки.  А ватными палочками можно нарисовать град. Ниточками – дождь.

    Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда «портрет» воды получится красивым.

     

    Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

    В: Молодцы! Какие получились хорошие рисунки! Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

     

    6. Заключительная часть. Рефлексия.

     

     Капитошка: Спасибо, вам ребята за гостеприимство! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (дарит сшитую из ткани игрушку-капельку, в ней сладкие призы). А еще целебную воду (минеральная вода). Пейте ее и будьте всегда здоровы!

    Капитошка. А сейчас я вместе с капельками-сестричками буду дальше путешествовать по земле. До свидания!

    Дети прощаются с Капелькой.

    В: Ребята! Запомните навсегда:

    Символ жизни на земле – вода!

    Экономь её и береги,

    Мы ведь на планете не одни.

    В: Кому понравилась встреча с Капитошкой, вытяните руки вперед, а если не понравилась, то спрячьте за спину.

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.

    Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

    Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте Викторина «Цветущая весна»

    Викторина «Цветущая весна»(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «цветы»Инт...

    Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....