Конспект НОД «Незнайка в стране насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кирюба Татьяна Николаевна

Цель: расширение представлений  о насекомых.

Задачи:

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• развивать зрительную и слуховую память

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжать воспитывать стремление и интерес к творчеству.

 

• познавательно - исследовательское

• художественно – эстетическое развитие;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasekomye.docx771.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Незнайка в стране насекомых»

Цель: расширение представлений  о насекомых.

Задачи:

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• развивать зрительную и слуховую память

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжать воспитывать стремление и интерес к творчеству.

• познавательно - исследовательское

• художественно – эстетическое развитие;

Виды детской деятельности:

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• изобразительная;

-речевая

 Материалы:

-кукла-Незнайка

- презентация слайдов (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, паук и т. д.);

-дидактическая игра «Закончи предложение»;

-варежка ворсистая и гладкая

-крупа манная

-схема для рассказа о насекомых

 -листы бумаги по одному на каждого ребенка

-цветные карандаши

                                                          Ход НОД

-Ребята,  сегодня  утром к нам пришёл Незнайка. Он мне рассказал, что маленькие жители Солнечной страны слышали, что на планете Земля есть насекомые, но они никогда их не видели и попросили Незнайку узнать о насекомых и рассказать им.  Незнайка просит  помочь ему.

-Поможем  Незнайке?

-Ребята, как мы можем помочь Незнайке? (рассказать и показать насекомых)

-Значит, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомить Незнайку с насекомыми)

-А где можно встретить насекомых? (в лесу, у речки, на поляне) Тогда берём с собой Незнайку и  отправляемся…

(Дети идут под звуки природы, произносят слова)

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал? (мы)

-Ребята, где мы с вами оказались?(на поляне) слайд1

-Послушайте внимательно. Какие звуки вы слышите? (пение птиц, жужжание насекомых)

-Ребята, в какое время года можно услышать эти звуки? (весной, летом).

-Как начинает пробуждаться природа весной? (тает снег, на деревьях появляются листочки, просыпаются насекомые и звери, которые были в спячке, весело щебечут птицы, прилетают  перелётные птицы).

-С появлением первых листочков и цветов появляются  насекомые, про которых хочет узнать Незнайка.

Звук пчелы

Ой, ребята, кто это? (Пчела)      (слайд 2)

-Ребята. Давайте посмотрим на схему и по ней расскажем Незнайке о пчеле.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/137b/0001730a-72c0bf81/img11.jpg

(Это пчела. Она маленького размера, Тело пчелы серо-жёлтого цвета. Имеется голова, грудка, брюшко, 6 ног).Пчела жужжит. Питается нектаром цветов. Летает. Домашняя пчела живёт в ульях, а дикая – в земле. На зиму впадает в спячку. Опыляет растения.)

hello_html_443a78cd.jpg

2. Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зелёный рот,

Комаров хватает.   (Стрекоза) слайд 3

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/AeshnaIsocelesMale.jpg

Стрекоза больше пчелы. Тело жёлтое. Крылья прозрачные. Имеет те же части тела. Трещит или стрекочет. Питается комарами и личинками насекомых. Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы. Имеет длинные крылья. Летает. Встречается на лугах, опушках лесов и даже в населённых пунктах. Живут от нескольких недель до 6 месяцев. Зиму переносят только личинки в воде.

3.Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.    (Кузнечик) слайд 4

hello_html_m44ce82a3.jpg

Кузнечик величиной от 2 до 4 см. Зелёного цвета. Имеет голову, грудь, брюшко. Стрекочет. Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Прыгает. Живёт в траве. Сами кузнечики в зимний период гибнут, а зимуют лишь яйца. Кузнечики приносят вред, так как поедают стебли пшеницы, овса, уничтожают листья винограда.

Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.

4. Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.    (Муравей)  слайд 5

hello_html_m245030e.jpg

Муравей величиной меньше 1 см. Коричневого или чёрного цвета. Тело имеет 3 части. Звуки не слышны человеку без специальной аппаратуры. Питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми. Ползают. Живут в муравейниках.  На зиму уходят на глубину 3-4 метра. Муравьи рыхлят и удобряют почву. Муравей выделяет муравьиную кислоту, которая используется в медицине.

5. Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может     (Божья коровка)    слайд 6

hello_html_630e4e7b.jpg

Маленького размера. Крылья красные с чёрными точками. Имеет 3 части тела. Питается тлёй. Этим спасает урожай. Может летать и ползать. Её можно встретить в любом месте. Зимуют под корой, во мху или под листвой.

Оказывается, у божьей коровки есть секрет. Она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка».

6. Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:

Кто расставил сети?   (паук)   слайд 7

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2730853/b9790bbb-2718-4f8d-be7b-4be36eb0e9ca/s1200

Размеры пауков могут быть от долей миллиметра почти до десятка сантиметров. Самых разных окрасок. Имеет 2 части тела - головогрудь и брюшко. Питается насекомыми  и мелкими организмами. Передвигается с помощью 8 лапок. Этим он  отличается от остальных насекомых? Некоторые пауки строят норки, убежища, а большинство не имеет жилищ. Весной из яиц, отложенных под корой деревьев, появляются новые паучки. Польза – уничтожают насекомых. Вред для людей – паутина.

7. На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.      (Бабочка) слайд 8

hello_html_dbb6ec6.jpg

Бабочки бывают совсем маленькие и большие. Это самые красивые разноцветные насекомые в мире. 3 части тела. Пыльца и нектар цветущих растений – вот главный рацион бабочек. Летает. Живут везде, где тепло. На зиму некоторые виды погибают, а некоторые впадают в спячку под корой деревьев. Гусеницы бабочек поедают растения, а сами бабочки опыляют их. Бабочка тутовый  шелкопряд  является производителем натурального шелка. 

Физминутка « Бабочка»

Видишь, бабочка летает,                              Машем руками-крылышками.

На лугу цветы считает.                                Считаем пальчиком.

— Раз, два, три, четыре, пять.                      Хлопки в ладоши.

Ох, считать - не сосчитать!                            Прыжки на месте.

За день, за два и за месяц.                            Шагаем на месте.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.          Хлопки в ладоши.

Даже мудрая пчела.                                      Машем руками-крылышками.

Сосчитать бы не смогла!                              Считаем пальчиком.

- Незнайка, о каких насекомых ты узнал из наших рассказов?

 -Теперь ты сможешь рассказать жителям своей страны о них?

 -Давайте вспомним, из каких частей состоит тело насекомых? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног, а у паука -8).

-Ребята, а как нужно относиться к насекомым, почему не надо их трогать и обижать? (Они живые. Ими можно любоваться, наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат) Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

-А что было бы если бы насекомые исчезли? (не опылялись бы цветы, деревья, не было бы плодов, нечем было бы питаться животным и людям)

Игра «Какие насекомые больше переносят пыльцу»

-Ребята, вы уже знаете, что насекомые опыляют цветы.  Как вы думаете, какое из насекомых больше опылит цветов? пчела или кузнечик?

Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая, вторая – пушистая, ворсинистая, как ворсинки на теле насекомых, надев мохнатую  превращаешься в пчелу, а надев гладкую – в кузнечика.

- У нас на подносе манная крупа, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы.

Кто у нас будет пчелой? А кто кузнечиком?

- Посмотрите, к какой рукавичке больше прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?(потому, что она ворсинистая, пушистая)

- Какое из насекомых больше опылит цветов? пчела или кузнечик? Почему? (потому что на ворсинки больше прилипает пыльцы)

Насекомые, чьё тело покрыто ворсинками больше опыляют растения, чем насекомые без ворсинок.

-А сейчас давайте проведём игру и узнаем, насколько хорошо вы запомнили насекомых.

Дидактическая игра  с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

-А нам пора возвращаться в детский сад. Идите за мной и произносите слова:

Мы с лесной полянки вышли,                Вкл. музыку

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.  

 Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал? (мы)

Вот мы снова в детском саду.

-Ребята, кто помнит, зачем Незнайку отправили на нашу планету? (узнать про насекомых)

-О чём он нас просил? (помочь ему)

-Выполнили мы его просьбу?(да)

-Незнайке долго возвращаться домой. Что мы можем сделать, чтобы он не только рассказал, но и показал своим друзьям насекомых? (нарисовать)

 Пройдите к столам и нарисуйте насекомое, которое вам больше всего понравилось.

Самостоятельная  деятельность

3. Заключительная часть.

Вот какие насекомые у нас получились. Давайте подарим Незнайке наши рисунки.

Ребята, помогли мы Незнайке? (да)

Как мы ему помогли? (рассказали о насекомых и нарисовали их)

-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали из жизни насекомых?

- А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

-Мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Конспект ООД "Незнайка в стране насекомых"

Конспект ООДпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Незнайка в стране насекомых» Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».Задачи:Образоват...

Конспект НОД по познавательному развитию: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые»....