Конспект НОД по познавательному развитию: «Незнайка в стране насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Игнатова Наталья Владимировна

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Незнайка в стране насекомых23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию:

 «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Задачи:

Образовательные:

• расширять и закреплять знания детей о насекомых;

• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

• продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.

Развивающие:

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать связную речь;

• развивать образность речи;

• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;

• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;

• развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;

• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.

Словарная работа:

• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме строение тела насекомого богомол, муравьиная кислота) .

                      Форма проведения: НОД.

Приоритетная образовательная область:

• познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

• физическое развитие.

                   Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

• познавательно-исследовательская;

• изобразительная;

• двигательная.

                Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций;

• чтение природоведческой литературы;

• заучивание стихов о насекомых;

• отгадывание загадок о насекомых;

• просмотр мультфильмов.

Демонстрационный материал:

• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;

• дидактическая игра «Четвертый лишний»;

• письмо от Незнайки.

Раздаточный материал:

листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, разрезные картинки с насекомыми, схематичное изображение поэтапного процесса развития бабочки.

Ход образовательной деятельности.

1.Введение в учебно - игровую ситуацию

Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас).

- Ребята, что вы слышите?

 - Кто произносит эти звуки?

-А в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей)

- Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).

-В какое время года начинается пробуждаться природа?

- Как она пробуждаться? (ответы детей).

С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.

-Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).

-Вот сегодня мы с вами поговорим о насекомых.

Ребята, я чуть не забыла, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Почемучки» от Незнайки. Прочитаем письмо.

Письмо.

Ребята, я очень хотел побольше узнать о насекомых, их разновидностях и   отличительных признаках. И еще я вам отправляю разрезные картинки, помогите мне, пожалуйста,  их разобрать.

С уважением Незнайка.

- Поможем Незнайке.

Игра «Собери картинку»

Ребята здесь, как же мы будем собирать  эти картинки ведь их столько много. А почему рубашка картинок разного цвета? А чтобы нам быстро собрать картинки, давайте разделимся на маленькие группы, каждый будет собирать картинку определенного цвета (дети тянут кружочки разного цвета.)

-Ребята, а кто изображен на ваших  картинках?

-Как мы можем назвать  одним словом?

2. Основная часть.

-А сейчас я вам загадаю загадки, а картинку - отгадку вы найдете и расположите на магнитной доске.

Воспитатель.  Первая загадка

Деловита, домовита,

Голос вовсе не сердитый,

Прожужжала мимо нас:

— Дорог летом каждый час! –

Не до разговора

Во время медосбора…           (Пчела)

Ребенок  показывает картинку и рассказывает о пчеле.

Над цветком пчела жужжит

И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.

  • Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё?
  • Чем  питается пчела? (Питается нектаром цветов).

Воспитатель. Вторая загадка

Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зелёный рот,

Комаров хватает.  (Стрекоза)

Ребенок показывает картинку и рассказывает о стрекозе.

Смотрим мы во все глаза,
Пролетела стрекоза.
Как красив ее полет,
Будь-то это вертолет.
Крылышки ее жужжат
И на солныше блестят.
Хвостик ярко-голубой
Нам показывает свой.
Над водой она летит,
В отражение глядит. 

Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.

  • Посмотрите  на стрекозу и расскажите о ней.
  •  Какие части тела есть у неё?
  • Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых).

Воспитатель. Третья загадка

Жук — жужжит, присев на ножки

Спинка — круглая, как ложка

Два крыла — в горошек

И летать, он — может. (Божья коровка)

Мчится божия коровка,
В красном платьице коротком,
Платье модное, в горошки,
В лапках модные сапожки.

  • Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё?
  • Чем  питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .

Воспитатель. Четвертая загадка

Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот  человечек – зелененький (Кузнечик)

Ребенок показывает картинку и рассказывает про кузнечика.

(Читает стихотворение)

Живёт в лесу кузнечик
Зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете
И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам, 
По травке и кустам.
На скрипочке играет: 
– Парам-пам-пам-пам-пам

  • Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги).
  • Чем питается кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками.
  • Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).

Воспитатель. Пятая загадка

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.(Муравей)

Ребенок показывает картинку и рассказывает про муравья.

(Читает стихотворение)

1.Мы вчера в лесу сосновом
Повстречали муравья -
У него там дом огромный,
И большущая семья!

2. Муравьишка на весь лес
Знаменит - тяжеловес.
Тяжесть  может он поднять
Тяжелей себя раз в пять.

  • Что вы можете рассказать о муравье?
  • Какие части тела есть у него?
  • Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).
  • Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)

Воспитатель.  Шестая загадка.

На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка)

Ребенок показывает картинку и рассказывает о бабочке.

Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.

  • Какие бывают бабочки?
  • Какие части тела есть у бабочки?
  • Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов).

Физминутка:

              « Бабочка»

Видишь, бабочка летает,                        Машем руками-крылышками.

На лугу цветы считает.                           Считаем пальчиком.

— Раз, два, три, четыре, пять.                Хлопки в ладоши.

Ох, считать не сосчитать!                        Прыжки на месте.

Задень, за два,  за месяц.                         Шагаем на месте.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.       Хлопки в ладоши.

Даже мудрая пчела.                                 Машем руками-крылышками.

Сосчитать бы не смогла!                         Считаем пальчиком.

- Как вы думаете, паук – это насекомое? Дети высказывают свои предположения. ?(паук- семейство членостоногие - 4 пары ног, тело разделено на 2 части, питается насекомыми и мелкими животными  )

Вывод

Давайте еще раз назовем отличительные признаки насекомых.

    У всех насекомых 6 лапок

    Тело разделено на 3 части (голова, грудь, брюшко)

    У всех есть усики.

   Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:

• заяц, волк, лиса, муха (насекомое);

• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);

• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);

• паук, шмель, орел, комар (птица)

• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.

              Игра «Узнай» по голосу

Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног).

Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

Ребята, а вы не забыли, о чем просил нас Незнайка? Но он хотел узнать побольше о насекомых. А давайте сделаем ему подарок, нарисуем разных насекомых и отправим письмом. Вы согласны?

Рисование «Насекомое»

Сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится.

3. Заключительная часть.

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .

А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.

А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.

Молодцы ребята, спасибо вам большое! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект по познавательному развитию «Незнайка в гостях у ребят»

Разработан план –конспект по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с нарушениями речи...

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию Тема: « В стране насекомых »

ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.ЗАДАЧИ:Образовательные:Расширять активный словарь детей; представления детей о многообразии насекомых их зна...

Познавательное развитие "Незнайка в стране знаний"

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе...

Конспект занятия по познавательному развитию "Незнайке мы подскажем - о профессиях расскажем" в средней возрастной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением приемов развития критического мышления  по образовательной области "Познавательное развитие"  на тему "Незн...

Познавательный проект «Путешествие в страну насекомых» для детей среднего дошкольного возраста в группе

Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Задачи:- р...