Методические разработки: " Модель обучения детей организации экспериментирования"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Вострикова Элла Владимировна

Примерная структура занятия-экспериментирования:

 

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_obucheniya_detey_po_eksperimentirovaniyu.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 305»

г. Новосибирск 2019 г. ул. Академическая, 11 тел/факс: 330-89-69

Разработчик : воспитатель первой категории Вострикова Элла Владимировна

Модель обучения детей организации экспериментирования.

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

               Мотивация.

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

  устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве.

самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов.

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Примерный алгоритм проведения занятия- экспериментирования:

1.  Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2.  Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3.  Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4.  Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5.  Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом изучаемой темы
и возраста детей.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.


             

       Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.


                 Предметно-пространственная среда для
                                экспериментирования:

Организация мини-лабораторий в детском саду.

В мини-лабораториях выделено:

  • место для постоянной выставки.
  • место для приборов.
  • место для выращивания растений.
  • место для хранения природного и бросового материалов.
  • место для проведения опытов.
  • место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий.

  • микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса.
  • емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
  • природные материалы (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.).
  • неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования.

1.Бусинки, пуговицы, пробки.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров, глина, песок, почва.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Вода и пищевые красители.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики, киндер – сюрпризы.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева, бумага разных сортов.
14. Вата, синтепон.

                            Структура  детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

                    Фиксация результатов и  наблюдений.                                                 

 Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти  и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

                     Классификация способов фиксации:

- календарь погоды.
- календарь природы.

- дневник наблюдений.

- составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

- сравнение с уже известными детям  объектами.

- изучение взаимообратных процессов.

- включение в сюжетно-ролевые игры.

- картинки, фотографии, схематические зарисовки.

- объемные изображения или игрушки.

- отдельные буквы и слова.

- натуральные объекты.

- циферблаты.

- аудиозаписи.

- схематическое обозначение.

- использование условных знаков.

- обведение объектов.

- планы-схемы.

- фоторепортажи.

- запись воспитателя.   

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечет неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других(сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели своей работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

А также используются методики «Выбор деятельности»,  «Маленький исследователь» по Л. Н. Прохоровой; дидактическая проективная методика «Сахар», методика «Древо желаний», диагностическое задание-игра «


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду".

      Почему  мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкаль...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...

Методическая разработка "Система обучения детей конструированию"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Система обучения детей конструированию"...

Методические разработки по обучению детей кукловождению

Методические разработки по обучению детей кукловождению...

Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

Управление народного образованияГородского округа города Бор   Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Методическая разработка по обучению детей ПДД во второй младшей группе. «Как зайка познакомился с ПДД благодаря детям»

Задачи: Обучающие: научить детей основным цветам светофора (красный, зеленый, желтый, его назначение). Ознакомить детей  с повседневными правилами пешехода на проезжей дороги. Развивающ...