Методические разработки по обучению детей кукловождению
методическая разработка (старшая группа) на тему

Янова Татьяна Алексеевна

Методические разработки по обучению детей кукловождению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки по обучению детей кукловождению.

Музыкальный руководитель Янова Т.А.

Знакомство детей с куклами – петрушками начато на специальных занятиях по театрализованной деятельности.

Музыкальный руководитель приносит на занятия самых простейших кукол – петрушку, зайку, мишку и т.д., то есть те персонажи людей и животных, которые очень хорошо знакомы детям по своим голосам и повадкам.

Одевая куклу себе на руку, музыкальный руководитель оживляет своего героя, не прячась за ширму и показывая, как движется, кланяется, здоровается, бегает его герой, хлопает в ладоши, дает возможность детям проникнуться доверием и любовью к персонажу. Затем музыкальный руководитель снимает куклу с руки и предлагает оживить героя детям. Таким образом, происходит заинтересованность детей управлять куклой и говорить простейшие фразы за него.

Когда произошла раскрепощенность детей, можно переходить к формированию основных навыков и приемов кукловождения. Лучше, если занятие происходит в специальном небольшом помещении или, по крайне мере, в музыкальном зале, где есть зеркала. Также обучение детей кукловождению желательно осуществлять небольшими подгруппами детей, чтобы количество кукол – петрушек можно было одновременно одеть на руки всем детям. Это могут быть как одинаковые куклы - зайцы, мишки, так и разные (просто зверята: лиса, волк, медведь, заяц).

Куклы должны быть специального пошива – для детской руки. К сожалению, в наше время материальная база не всегда соответствует нормам, поэтому можно найти выход из положения: самим изготовить куклы из папье-маше по руке ребенка или же, в обычную куклу – петрушку вставить дополнительную прокладку, чтобы сузить отверстие, куда ребенок одевает пальцы (для удобства держания куклы и ее подвижности).

Начинать занятие следует с пальчиковой гимнастики, а также повторением названий пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Музыкальный руководитель рассказывает детям сказку о пяти пальчиках: «Кто самый главный»

Объясняем детям, что указательный палец держит голову куклы, голова может поворачиваться, кивать или кланяться, если делать соответствующие движения указательным пальцем. Без куклы, одним указательным пальцем, пробуем делать подобные движения.

Следующим упражнением для большого и остальных пальцев, которые одеваются в руки кукле: большой палец одевается в левую руку, а средний, безымянный и мизинец в правую. Если ребенку удобней держать куклу двумя пальцами: средний и безымянный или одним средним, то в этом случае остальные пальцы крепко прижимаются к ладони. Куклу, естественно, ребенок держит на правой руке.

Упражнение следующее: подогнуть пальцы, как при одевании куклы и сделать следующее упражнение, имитирующее движение рук куклы (кукла хлопает в ладоши, кукла двигает одной рукой, другой и т.д.).

После пальчиковых упражнений, можно одеть куклу на руку. Дети садятся на стульчики перед зеркалами, каждый ребенок четко видит отражение в зеркале свое и своего соседа. Проводятся те же упражнения, что и без куклы. При этом ребенок смотрит на отражение своей куклы, как она будет шевелиться и двигаться.

Простейшие упражнения с куклой – петрушкой.

  1. Кукла кланяется.
  2. Кукла хлопает в ладоши.
  3. Кукла идет.
  4. Кукла бежит.
  5. Кукла прыгает.
  6. Кукла смеется.
  7. Кукла танцует.
  8. Кукла говорит.
  9. Кукла поет.

Самым сложным упражнением из перечисленных для детей, является упражнение «Кукла говорит». В данном случае ребенок не сразу улавливает, что должна делать кукла при разговоре и поэтому остается неподвижной на руке у ребенка. В этом случае, музыкальный руководитель объясняет, что при разговоре кукла должна быть эмоциональна – двигать руками, поворачивать голову, открывать рот (у некоторых кукол открываются рты, путем подергивания за леску).

Когда же кукла молчит – она не должна двигаться, чтобы не привлекать к себе внимания зрителя.

Прежде чем приступить к работе над конкретными ролями в кукольном театре (спектакле), нужно усвоить некоторые общие правила ведения кукол.

  1. Нужно держать куклы на определенной высоте по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно несколько повышать ее уровень для того, чтобы передние зрители могли ее видеть. Ширма должна быть рассчитана на средний рост ребенка одного возраста, но если у детей рост ниже, то подставляется специальная скамеечка. Она должна быть длинной, но не широкой и ставить ее нужно ближе к передней створке ширмы.
  2. Держать куклу нужно прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки.
  3. Если у куклы есть ноги, то ее можно посадить на край ширмы лицом к зрителю, перекидывая ее ноги через край ширмы.
  4. Говорящая кукла должна двигать головой и руками так, как это делает человек в жизни.
  5. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе будет непонятно, какая из кукол говорит.

Усвоению этих правил нужно посвятить несколько занятий. Знакомиться с куклами и усваивать навыки игры с ними лучше не на абстрактных примерах, а на основе небольших сценок, так называемых этюдов. Сюжеты могут быть очень простыми.

Например: встреча (куклы встречаются и здороваются).

Встреча может быть радостной, неприятной.

Кукла поет песню, у нее хорошее настроение.

Кукла плачет, она сильно огорчена.

Можно прочитать стихотворение, басню, добиваясь того, чтобы было похоже, что говорит кукла.

Всякое излишнее напряжение в руке (особенно в пальцах) мешает выразительности движений куклы. Поэтому полезно простейшими упражнениями развивать гибкость и подвижность суставов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду".

      Почему  мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкаль...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...

Методическая разработка "Система обучения детей конструированию"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Система обучения детей конструированию"...

Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

Управление народного образованияГородского округа города Бор   Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».

Методическая разработка по комплекту «Без инде  хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...

Методическая разработка по обучению детей ПДД во второй младшей группе. «Как зайка познакомился с ПДД благодаря детям»

Задачи: Обучающие: научить детей основным цветам светофора (красный, зеленый, желтый, его назначение). Ознакомить детей  с повседневными правилами пешехода на проезжей дороги. Развивающ...