Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"
методическая разработка по окружающему миру

Святодумова Оксана Кирилловна

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа

Паспорт экологической тропы

Пояснительная записка

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Правила поведения на экологической тропе:

  1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  2. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
  4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
  5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  1. Экологические беседы;
  2. Наблюдения;
  3. Элементарные опыты;
  4. Экскурсии;
  5. Целевые прогулки;
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  8. Труд в природе;
  9. «Красная книга природы»;
  10. Коллекционирование;
  11. Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Разработка маршрута экологической тропы

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях.

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

Объекты экологической тропы:

  1. Сельский дворик

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.  Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

На участке детского сада создан объект «Сельский дворик» с   малыми архитектурными формами: фигуры животных (корова, поросята и др.),плетень, улилий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.

Цель:  знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

  1. Центр воды и песка

На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован емкостями с водой, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.

Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.

  1. Птичий городок

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

  1. Тропа здоровья

Особое внимание в нашем  детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

  1. Огородик

На территории детского сада есть объект – «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

  1. Наши деревья

Цель создания данного объекта экологической тропы на территории: знакомство детей с деревьями на участке, расширение знаний детей о пользе и свойствах деревьев, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

  1. Уголок юного пешехода

Цель: расширение и закрепление знаний у детей о правилах дорожного движение, рассматривание дорожных объектов, знаков, светофоров. Проигрывание сюжетно-ролевых и дидактических  игр на данном этапе тропы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тропа здоровья на участке детского сада.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников   в летний период, Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей ...

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»

Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....

Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...

Презентация « Лучшая экологическая тропа на участке детского сада»

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе....

создание экологической тропы на участке детского сада.

Ээкологическое воспитание стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, но всё же ему ещё мало уделяется внимания. Эту проблему нам поможет решить экологическая тропа....